Лучший педагог года

Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи (4 фото)

Наталья мальцева
Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Богданова Наталья Алексеевна,

учитель- логопед МБДОУ

«Детский сад «Улыбка»

Мальцева Наталья Сергеевна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Улыбка»

г. Онега, Архангельская обл.

Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Инновация и новизна дидактического комплекса заключается в том, что разработанный нами игровой полифункциональный материал «Сенсорная гусеница», «Коврик-трансформер», «Универсальная дорожка» является:

Публикация «Дидактический комплекс „Путешествие в Грамматику“ как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

• занимательным - с помощью игрового материала можно моделировать различные проблемно-поисковые ситуации («Потерялись малыши», «Что купила Гусеница?», «Найди котенка», «Помоги Айболиту добраться до Африки» и т. д., что повышает мотивацию детей во время обучения;

• развивающим - работа с игровым материалом одновременно направлена на развитие психических процессов (восприятия, зрительного и слухового внимания и памяти, мыслительных операций «классификация», «обобщение», «анализ», «синтез»);

• многофункциональным - работа с игровым материалом организуется на основе интеграции разных видов деятельности, что позволяет во время работы с детьми над уточнением и закреплением лексико-грамматических категорий одновременно решать задачи из других разделов программы (ФЭМП, сенсорное развитие, экология, физическое воспитание);

• легкотрансформируемым - способность игрового материала легко «разбираться и собираться», дает возможность быстро конструировать панно по разным лексическим темам («Джунгли», «Птичий двор», «Огород», «Аквариум» и т. д., что делает процесс обучения каждый раз новым и интересным;

• здоровьесберегающим – во время работы с данным материалом увеличивается двигательная активность детей, развивается общая и мелкая моторика;

• удобным в использовании как детьми (могут действовать с игровым материалом самостоятельно, так и педагогами (могут использовать все специалисты, работающие с детьми с нарушениями речи, что обеспечивает взаимосвязь между всеми участниками коррекционно-образовательного процесса).

Игры и упражнения с игровым полифункциональным материалом «Сенсорная гусеница».

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПО ЦВЕТУ».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном согласовании прилагательного и существительного; закрепить знания основных цветов; активизировать словарь детей по лексической теме; развивать зрительное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Сенсорная гусеница», картинки или предметы (овощи, фрукты и т. д.) основных цветов.

ХОД ИГРЫ. На стене размещается ИПМ «Сенсорная гусеница». Перед детьми на столе разложены картинки или предметы основных цветов (в соответствии с лексической темой). Логопед предлагает детям разложить картинки (предметы) по кармашкам «гусеницы» в соответствии с нужным цветом. Ребенку нужно не только положить картинку (игрушку) в кармашек соответствующего цвета, но и правильно составить словосочетание (красное яблоко, зеленая груша и т. д., интонационно громко выделяя голосом окончания слов.

В игру можно играть индивидуально или с группой детей.

ИГРА «ЧТО КУПИЛА ГУСЕНИЦА?»

ЦЕЛЬ: упражнять детей в согласовании числительного, прилагательного и существительного; закрепить знания о количественных числительных и цифрах в пределах 5; активизировать словарь детей по лексической теме; развивать зрительное внимание и память, мыслительную операцию «синтез».

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Сенсорная гусеница», предметные картинки или игрушки

в соответствии с лексической темой в количестве от одной до пяти, карточки со схематичным изображением цвета, формы, величины предмета и цифра от 1 до 5.

ХОД ИГРЫ. На стене размещается ИПМ «Сенсорная гусеница». На столе разложены картинки или предметы в соответствии с лексической темой (овощи, фрукты и т. д.). Логопед предлагает детям отгадать, что купила гусеница в магазине. Для этого предлагает рассмотреть карточку-схему:

красный цвет – круглая форма – маленький по величине – цифра 1.

Дети рассматривают разложенные на столе предметы, находят нужный предмет в соответствии со схемой: красное-круглое-маленькое-одно = яблоко. Логопед предлагает ребенку взять одно яблоко и положить его в кармашек соответствующего цвета.

Если на схеме-карточке написана цифра 2 (3, 4, то необходимо взять столько предметов, сколько указано на карточке, а затем положить их в кармашек нужного цвета. Ребенку нужно не просто положить предметы, а составить словосочетание: один желтый овальный маленький лимон, два желтых овальных маленьких лимона и т. д. При этом просим детей интонационно громко выделять окончания слов.

В игру можно играть индивидуально или с группой детей.

Игры и упражнения с игровым полифункциональным материалом «Коврик-трансформер».

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»

ЦЕЛЬ: упражнять детей в изменении существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; активизировать словарь детей по лексической теме; развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Коврик-трансформер», предметные картинки в ед. и мн. числе, два маленьких круга красного цвета.

ХОД ИГРЫ. На полу размещается ИПМ «Коврик-трансформер» в виде песочных часов. На каждый полукруг кладутся зеленые маленькие круги. К ним крепятся картинки в соответствии с лексической темой (нпр, овощи). На 1 полукруге расположены картинки с изображением предметов в ед. ч. (помидор, огурец и т. д., а на втором полукруге точно также расположены такие же картинки, но во во мн. ч. (помидоры, огурцы и т. д.). Посередине с края каждого полукруга лежат красные круги, откуда и начнут игру дети. Один ребенок стоит на красном круге у первого полукруга, второй ребенок стоит на красном круге у второго полукруга.

Логопед предлагает детям найти предметы по инструкции: «От красного круга сделать два шага вперед (по зеленым кругам, повернуть направо, и сделать один шаг». Дети выполняют инструкцию, находят и называют предмет: «Это помидор» (1 ребенок). «Это помидоры» (2 ребенок). Выигрывает тот, кто первым дойдет и правильно назовет все картинки.

ИГРА «ЧУДО-ДЕРЕВО».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; активизировать словарь детей по лексической теме; развивать зрительное внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Коврик-трансформер», предметные картинки (две одинаковые, но разные по величине большого и маленького размера,

ХОД ИГРЫ. На стене размещается ИПМ «Коврик-трансформер» в виде «дерева» (один полукруг, к нему внизу прикрепляется коричневый треугольник «ствол»). На полукруг прикрепляются зеленые маленькие круги с картинками (пара одинаковых картинок, но одна картинка большого размера, а другая маленького размера). Логопед предлагает детям собрать урожай и выдает каждому по корзинке. Дети находят пару картинок (большую и маленькую) и правильно называют («апельсин»«апельсинчик», «туфля»-»туфелька»). Выигрывает тот, кто быстрее найдет пару и правильно назовет предметы в корзинке.

ИГРА «У КОГО КТО?».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений с союзом А; активизировать словарь детей по лексической теме; развивать зрительное внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Коврик-трансформер», предметные картинки детенышей животных, круг красного цвета, флажок.

ХОД ИГРЫ. ИПМ «Коврик-трансформер» раскладывается на полу в виде круга. Зеленые маленькие круги кладутся по краям (10 штук). У каждого маленького круга лежит картинка с изображением детеныша животного.

В центре большого круга лежит маленький красный круг (обозначает союз А). Дети стоят по кругу около маленьких зеленых кругов. Логопед загадывает детям загадку о животном. Ребенок, около которого лежит картинка-отгадка, берет в руки флажок, и рассказывает у кого кто, шагая в это время по кругам. Например, отгадали загадку про котенка. Ребенок, около которого лежит картинка-отгадка (котенок, берет в руки флажок и начинает игру (составляет предложение с союзом А) : «У кошки котенок (ребенок встает на маленький зеленый круг, около которого лежит картинка «котенок», А (переходит на круг красного цвета, топает ногой, громко при этом произносит звук А, и выбирает к какому животному пойдет дальше) у собаки щенок (встает на маленький зеленый круг, около которого лежит картинка «щенок»). После этого он передает флажок тому ребенку, который стоит у щенка. Он продолжает игру: «У собаки щенок, А у коровы теленок». И передает флажок следующему играющему.

ИГРА «ПРОГУЛКА».

ЦЕЛЬ: упражнять детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных; активизировать словарь детей по лексической теме; развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Коврик-трансформер», силуэты диких животных, стрелки-тропинки.

ХОД ИГРЫ. На полу раскладывается ИПМ «Коврик-трансформер» (см. игру «Кто первый?»). На нем по всей площади размещаются маленькие зеленые круги. Под них кладутся силуэты животных так, чтобы была видна только часть животного (хвост, голова, лапы, рога и т д.). От каждого круга с силуэтом животного до другого круга кладется стрелка-тропинка. Логопед предлагает детям отправиться на лесную прогулку. С помощью считалки определяется, кто будет идти первым, а кто вторым (третьим и т. д.). Затем логопед берет большой куб с указанными на нем цифрами. Кидает его на пол. Какая цифра выпала, столько ходов (от круга до круга) делает первый играющий. При этом у каждого круга играющий должен остановиться, угадать, какое животное спряталось, и объяснить, почему так считает. При этом нужно правильно составить предложение: «Я вижу лису, потому что виден лисий хвост». Если ребенок называет «потому что виден хвост лисы», логопед должен задать вопрос: «хвост лисы, чей хвост?». Ребенок продолжает игру, если грамматически правильно назвал притяжательное прилагательное. Если сделал ошибку, то делает ход назад. Так по очереди идут все играющие. Выигрывает тот играющий, который первый дойдет обратно до дома.

Также можно играть в игру «Прогулка по джунглям», «В деревне» (отрабатывая правильное образование притяжательных прилагательных).

Игры и упражнения с игровым полифункциональным материалом «Универсальная дорожке»

ИГРА «СИНКВЕЙН НА ДОРОЖКЕ».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в составлении и распространении предложений; активизировать словарь детей по лексической теме; развивать зрительное внимание, слуховую память.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Универсальная дорожка», предметные картинки или карточки со схематичным изображением предметов, действий, признаков.

ХОД ИГРЫ. На полу раскладывается ИПМ «Универсальная дорожка». На нее прикрепляются белые объемные круги. Около каждого круга кладется картинка или карточка-схема.

1 ряд: один круг с картинкой, обозначающей слово-предмет (нпр, кошка).

2 ряд: два круга со схематичным изображением слова-признака (нпр, серая, черная).

3 ряд: три круга со схематичным изображением слова-действия (нпр, спит, ест, бегает).

4 ряд: четыре круга со схематичным изображением слова-предлога (ИЗ, НА, У, ЗА).

5 ряд: пять кругов с картинками, обозначающими слова-предметы (нпр, диван, дом, миска, забор, кресло).

Логопед просит детей составить предложения «шагая по дорожке», но при этом предложения должны быть разными. .Дети по очереди составляют предложения по вопросам логопеда или самостоятельно с опорой на картинку-схему. Нпр, ребенок встает ногами на первый круг. Логопед спрашивает: «Кто это?» Ребенок отвечает: «Кошка», и переходит на другой круг во втором ряду. Логопед задает следующий вопрос: «Какая кошка?». Ребенок отвечает с опорой на картинку-схему, которая лежит около круга, на котором он стоит: «Серая кошка». Так логопед задает следующие вопросы: «Что делает серая кошка?», «Где спит серая кошка» и т. д. В результате у ребенка получается предложение: «Серая кошка спит НА диване». Во время называния предлогов детьми рекомендуется повысить громкость голоса и одновременно топнуть ногой. Следующий играющий продолжает составлять предложения. Выигрывают те, кто составил предложение, не похожее на другие.

ИГРА «НАЙДИ КОТЕНКА».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном употреблении предлогов; развивать слуховое и зрительное внимание, ориентировку в пространстве, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровой полифункциональный материал «Универсальная дорожка», картинки или силуэты предметов (дом, дерево, пень, дорога, кусты и т. д., силуэт котенка или маленькая игрушка, подставки для картинок, карточки-схемы пути до котенка (несколько вариантов (направо-прямо, прямо-налево, прямо и т. д.).

ХОД ИГРЫ. На полу раскладывается ИПМ «Универсальная дорожка». На нее по всей площади на расстоянии друг от друга раскладываются круги. На круги крепятся подставки с картинками (дом, гараж, дерево и т. д.). Получается макет улицы. Логопед прячет «котенка», нпр, под забор.

Логопед говорит детям, что потерялся котенок, и его нужно срочно найти. По считалочке определяется, кто первый начнет игру. Затем логопед бросает куб с цифрами, чтобы узнать, сколько ходов должен сделать играющий. Далее ребенок берет карточку-схему пути, выполняет все указанные на ней действия, при этом комментирует их. Например, ребенку выпала цифра 3. Это значит, что ему нужно сделать три хода (от круга к кругу). На карточке – схеме обозначен следующий маршрут: вперед и направо. Ребенок выбирает сам себе путь, проходит два шага прямо и один направо, проговаривая при этом: «Я иду К дому. У дома котенка нет. ЗА домом котенка нет (1 ход-прямо). Я иду К дереву. У дерева котенка нет. ЗА деревом котенка нет. Под деревом котенка нет (2 ход-прямо). Я иду К машине. У машины котенка нет. ПОД машино

Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи

котенка нет. В машине котенка нет (3 ход-поворот направо)». Продолжает игру следующий играющий. Опять бросают куб и определяют количество ходов. Затем выдается новая карточка-схема, и ребенок по ней определяет свой путь. Играют до тех пор, пока котенка не найдут. Котенок может быть спрятан В кустах, за гаражом, под забором. Предлоги в предложениях выделяются громким голосом.

Фото «Путешествие в Грамматику»
Дидактический комплекс  как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи - фото
Фото №1 Богданова Наталья Алексеевна учитель логопед МБДОУ Детский сад Улыбка Мальцева Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ Детский сад Улыбка г
Публикации по теме:

Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) - это неравномерное развитие психики с.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Консультация для педагогов «Театр как форма работы с детьми, имеющими нарушения речи» Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает.

Педагогические теории «Дидактический материализм (экциклопедизм), дидактический формализм, дидактический утилитаризм» Дидактический материализм (экциклопедизм) Исторический период Автором названия этой теории стал ее решительный противник, гербартист Ф.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речиИспользование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 22:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД