Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками

Татьяна Коньшина
Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками

«Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т. д. Но умственное развитие каждого ребёнка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребёнка доминирует.

Понять, какой именно – значит помочь ребёнку быстрее и лучше познать мир максимально развив его умственные способности»

При изучении звуковой структуры языка традиционными способами запоминание терминологии проходит в два этапа: вначале обогащается пассивный словарь, на следующем этапе термины вводятся в активный словарь. Данный материал способствует легкому усвоению терминологии (звонкий, глухой согласный звук) и введению ее в активную речь без первого этапа.

Дидактический материал – образный, представленный в образах, воспринимаемый органами чувств.

Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия, ассоциативного мышления, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Данный материал даёт возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий. Считаю, что при использовании данного дидактического материала растёт интерес к изучаемым темам, развивается память, экономится время на занятиях, т. к. в случае затруднения может быть использована «подсказка», по которой дети быстро воспроизведут нужную информацию, включаются в творческую деятельность, учатся думать.

Прогноз: работа с данным дидактическим материалом позволит успешно решить проблему подготовки детей к обучению грамоте, осуществить профилактику фонематической дисграфии в более короткие сроки.

Материал может быть использован на занятиях по обучению грамоте в ДОУ, при работе с детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на коррекционно-логопедических занятиях с дошкольниками с ЗПР.

«Портреты звуков»

изображается улыбающееся личико с ушами (согласный звонкий) и без ушей (согласный глухой).

Работа с раздаточным дидактическим материалом («портрет звука»)

1. Определить наличие звука в слове (поднять соответствующий знак)

ВЕДРО, ТУЧА, ДАЮ, ПОДУШКА, СТУК, ТУМАН, УДАРИЛ, ТРУБА.

- произносимые слова отметить «портретом звука».

ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ДОЧЬ, ТАМ, ДАМ, ТОК.

- по визуальной подсказке вспомнить слова.

- придумать слово со звуком Т или Д в начале слова (визуальная подсказка – портрет звука).

- определить место звука в слове

- распределить картинки в два столбика. (столбики отметить

«портретами звуков»).

- картинки записать одной буквой, под каждой буквой нарисовать «портрет звука».

Используя эти упражнения, можно работать над дифференциацией всех пар согласных звуков.

2. Изобразить звонкость и глухость согласного звука «символом» («символ» нарисовать под буквой).

Ж С Г П Ч Щ

Правильность ответа проверяем кинетическим способом (ухо, горло).

Использование в коррекционной работе данного дидактического материала обеспечит коррекцию фонематического восприятия и способствует профилактике фонематической дисграфии, связанной с недоразвитием фонематического восприятия.

Публикации по теме:

ИКТ в индивидуальной работе с детьмиИКТ в индивидуальной работе с детьми Значение ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками Все чаще в индивидуальной работе с детьми использую ИКТ. И это не дань времени. Считаю,.

Сенсорное развитие детей в группе.Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
Опубликовано: 10 декабря 2012 в 20:15
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...