Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками

Татьяна Коньшина
Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками

«Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т. д. Но умственное развитие каждого ребёнка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребёнка доминирует.

Понять, какой именно – значит помочь ребёнку быстрее и лучше познать мир максимально развив его умственные способности»

При изучении звуковой структуры языка традиционными способами запоминание терминологии проходит в два этапа: вначале обогащается пассивный словарь, на следующем этапе термины вводятся в активный словарь. Данный материал способствует легкому усвоению терминологии (звонкий, глухой согласный звук) и введению ее в активную речь без первого этапа.

Дидактический материал – образный, представленный в образах, воспринимаемый органами чувств.

Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия, ассоциативного мышления, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Данный материал даёт возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий. Считаю, что при использовании данного дидактического материала растёт интерес к изучаемым темам, развивается память, экономится время на занятиях, т. к. в случае затруднения может быть использована «подсказка», по которой дети быстро воспроизведут нужную информацию, включаются в творческую деятельность, учатся думать.

Прогноз: работа с данным дидактическим материалом позволит успешно решить проблему подготовки детей к обучению грамоте, осуществить профилактику фонематической дисграфии в более короткие сроки.

Материал может быть использован на занятиях по обучению грамоте в ДОУ, при работе с детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на коррекционно-логопедических занятиях с дошкольниками с ЗПР.

«Портреты звуков»

изображается улыбающееся личико с ушами (согласный звонкий) и без ушей (согласный глухой).

Работа с раздаточным дидактическим материалом («портрет звука»)

1. Определить наличие звука в слове (поднять соответствующий знак)

ВЕДРО, ТУЧА, ДАЮ, ПОДУШКА, СТУК, ТУМАН, УДАРИЛ, ТРУБА.

- произносимые слова отметить «портретом звука».

ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ДОЧЬ, ТАМ, ДАМ, ТОК.

- по визуальной подсказке вспомнить слова.

- придумать слово со звуком Т или Д в начале слова (визуальная подсказка – портрет звука).

- определить место звука в слове

- распределить картинки в два столбика. (столбики отметить

«портретами звуков»).

- картинки записать одной буквой, под каждой буквой нарисовать «портрет звука».

Используя эти упражнения, можно работать над дифференциацией всех пар согласных звуков.

2. Изобразить звонкость и глухость согласного звука «символом» («символ» нарисовать под буквой).

Ж С Г П Ч Щ

Правильность ответа проверяем кинетическим способом (ухо, горло).

Использование в коррекционной работе данного дидактического материала обеспечит коррекцию фонематического восприятия и способствует профилактике фонематической дисграфии, связанной с недоразвитием фонематического восприятия.

Публикации по теме:

ИКТ в индивидуальной работе с детьмиИКТ в индивидуальной работе с детьми Значение ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками Все чаще в индивидуальной работе с детьми использую ИКТ. И это не дань времени. Считаю,.

Сенсорное развитие детей в группе.Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
Опубликовано: 10 декабря 2012 в 20:15
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...