Дидактический синквейн. Мастер-класс для воспитателей

Наталья Данилкина
Дидактический синквейн. Мастер-класс для воспитателей

1 слайд.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!» Е. Щукина.

2 слайд.

Согласно ФГОСу к завершению дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, а также речь выступает в качестве средства общения, познания, творчества.

В современном мире компьютерных технологий возникла тенденция к обеднению языка его деградации. Практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, при этом процесс обучения для детей должен быть интересным, занимательным, развивающим.

Составление синквейна-форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания

3 слайд.

Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателя. Использование синквейна обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход. Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления, творческого воображения.

При творческом использовании синквейна педагогом, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!

4 слайд.

Слово синквейн происходит от французского «пять» и означает «стихотворение, состоящее из 5 строк».

Составление синквейна- это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

Одна из целей при составлении синквейна- добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн- это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

5 слайд.

Что говорим в каждой строке?

1 строка - одно слово. Тема синквейна. О чем пойдет речь. Это ИС или местоимение. Кто? Что?

2 строка - два слова. Это ИП, описывающие признаки предмета или его свойства. Какой? Какая? Какое? Какие?

3 строка - три слова. Это глаголы, описывающие действия предмета или действия с предметом. Что делает? Что делают?

4 строка - четыре слова. Это фраза, в которой выражается личное мнение или отношение автора к предмету разговора.

5 строка - одно слово, связанное с первым и отражающее сущность темы (ассоциация). Слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Это ИС. Кто? Что? Можно словосочетание.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Например, синквейн «Кукла».

1. Кукла

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, улыбается, играю с ней.

4. Самая лучшая

5. Игрушка.

6 слайд.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

На первом этапе работы уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

Предъявляются модели: слово-предмет, признак, действие.

Игры и упражнения: «Кто это? Что это?», «Узнай по описанию», «Скажи, какой», «Кто что делает?» и др.

На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

7 слайд.

Основной этап.

Цель – знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн. С помощью педагога.

«Сочинения» составляются 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.

8 слайд.

3 этап – практический.

Цель – совершенствование навыка составления синквейна.

Целесообразно использовать для закрепления изученной лексической темы. При составлении синквейна с дошкольниками важно помнить, что необходимо использовать только хорошо известные темы и обязательно показывать образец.

Дети составляют синквейн.

1. Ежик.

2. Серый, колючий.

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

После показа видео. 3 команды. Дети. Педагоги. Родители.

Детям – осень.

Родители – Детский сад.

Педагоги – ФГОС.

9 слайд.

Синквейн «Жизнь».

1. жизнь.

2. радостная, быстротечная.

3. Мчится, радует

4. Жизнь дана на добрые дела

5. Дорога.

10 слайд.

Синквейн Воспитатель года.

1. Воспитатель года.

2. Актуальный, творческий.

3. Волнует, объединяет, дисциплинирует.

4. Смотр педмастерства.

5. Испытание.

11 слайд.

В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Дидактический синквейн можно использовать:

Для закрепления изученной лексической темы.

1. Рябина.

2. Тонкая, кудрявая.

3. Растет, Зеленеет, Цветет.

4. Ягоды рябины любят снегири.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слоги.

5. Речь.

Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, Светится, Радует.

В парке осыпаются листья.

Золото!

Осень

Ветреная, холодная.

Дождит, Шуршит, Хмурится.

Люди смотрят в окна.

Грусть!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-sinkvein-master-klas_50h12.pptx | 1428,68 Кб | Скачан: 26
 
Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Создаём дидактический материал по сказкам своими руками»Детский мастер-класс «Создаём дидактический материал по сказкам своими руками» Цель: - обогащение предметно – развивающей среды дидактическим материалом; - привлечение детей процессу пополнения дидактического материала.

Дидактический синквейн — эффективная технология совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Дидактический синквейн - эффективная технология совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Педагогическая технология.

Использование технологии «Дидактический синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Использование технологии "Дидактический синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (пояснительная записка) Хорошая.

Консультация для родителей «Дидактический синквейн» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Дидактический синквейн», как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое синквейн? Слово синквейн (англ. Cinquain).

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Дидактический синквейн. Мастер-класс для воспитателей
Опубликовано: 17 января 2018 в 10:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект музыкального тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Познакомить с лучшими образцами военных песен. Через песню развивать патриотические чувства. Задачи: -Учить вслушиваться и понимать содержание и...
Утренник «Мамин день» старшая группа
Утренник «Мамин день» старшая группа Ведущая 1 : С днем Восьмого марта, С праздником весенним, С первыми цветами в этот светлый час! Дорогие наши, милые,...
Конспект НОД по лепке в средней группе «Игрушечный мишка».
Программное содержание: Учить детей лепить животное из 3-х разных по форме частей, соблюдая пропорции между ними. Закреплять знакомые приемы лепки:...
Мастер-класс «Пасхальные цыплята»
Добрый день, дорогие коллеги! Совсем скоро придёт весна, а вместе с ней и праздник "Пасха". Можно начать готовиться к нему уже сейчас. Предлагаю несложный...
Олимпиада для дошкольников «Знатоки Крыма»
Цель : Расширять и углублять знания о Крымском полуострове, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе. Задачи: Образовательные....