МААМ-картинки

Дидактическое пособие «Ай да я!» (1 фото)

Ольга Кузнецова
Дидактическое пособие «Ай да я!»

Предлагаем вашему вниманию подбор игр, упражнений и сказочных истории, карточек – пиктограмм, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Лучше всего все это получается, когда вы играете с ребенком. Попробуйте смоделировать ситуацию и предложите малышу побыть в роли разных персонажей. Какая польза от игр? Во время игры ребенок учится налаживать контакт с другими детьми, выражать эмоции, легко адаптируется к социуму. Но самое важное – малыш понимает, что самовыражение возможно не только, если кричишь и капризничаешь, но и когда демонстрируешь желания с помощью мимики, жестов, изменения тембра голоса.

Публикация «Дидактическое пособие „Ай да я!“» размещена в разделах

Ниже перечисленные игры и упражнения рекомендованы для детей от четырех лет.

Эмоция радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками.

Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Оборудование: мяч.

Взрослый: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.

Игра «Зеркало»

Оборудование: зеркало.

Взрослый передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Нить дружбы»

Оборудование: клубочек.

Дети стоят в кругу, у взрослого в руках клубочек. Взрослый говорит, что в клубочке прячутся ласковые и добрые слова. Предлагает детям размотать клубочек, вспомнить эти слова. Взрослый поворачивается лицом к рядом стоящему ребёнку, называет его ласково (можно по имени, например, Сашенька, предаёт ему клубочек, конец нити не отпускает. Так постепенно клубочек переходит из рук в руки, нить разматывается, каждый из участников держится за нить рукой. Взрослый обращает внимание на то, как было приятно каждому, когда его ласково называли. Это чувство дети передают эмоцией радости. В заключение игры взрослый предлагает оставаться ребятам такими же дружными и добрыми всегда.

Эмоция удивление

Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии, и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.

Игра «Удиви мышку»

Оборудование: игрушка

Взрослый рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, взрослый помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т. п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Игра «На полянке»

Взрослый: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».

После небольшой паузы взрослый предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

Игра «Угадай эмоцию».

Оборудование: схемы эмоций.

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Ход игры

На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Эмоция злость

Гнев, злость

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятный.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

Игра «Прогони злость»

Оборудование: газета.

Взрослый: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а взрослый следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Ласковые лапки»

Оборудование: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата.

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

-Жил (а) - был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).

-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).

-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

Печаль грусть

Печаль – это отдельная эмоция, которое имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики; ее обычно относят к негативным переживаниям. Эмоция печали имеет свои универсальные активаторы – разлука или отделение как физическое, так и психологическое: вынужденная разлука с семьей или близким другом, не способность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих.

Игра «Повтори, что видишь»

Оборудование: карточки.

Для данной игры лучше всего взять карточки (дети их любят, где персонажи и люди изображают разные эмоции. Ребенок должен не только попытаться угадать эмоцию, но и отобразить ее самостоятельно.

«Кубик эмоций»

Для развития эмоциональной сферы ребенка, отработки мимических реакций, расширения представлений об эмоциях предлагается изготовить игровое пособие «Кубик эмоций». Данная игра способствует развитию творческого воображения и речи детей.

Правила игры.

Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных ( например: грустный котёнок, весёлая гусеница и т. д)

Можно поиграть смену эмоциональных реакций героя через различные истории. «Жил котик и был он очень грустным (ребенок мимически изображает грустного котика). Постоянно он ходил с поникшей головой, грустным выражением лица и никогда не улыбался. Но однажды котик встретил доброго волшебника, который научил его глазки и губки улыбаться (ребенок показывает, как появилась улыбка у котика и глаза засветились радостью) и т. д.

Игра «Карусель эмоций»

Цели:

1. Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.

2. Учить распознавать эмоции и называть их, уметь передать ее мимикой лица.

3. Развивать внимание, мышление, воображение, речь, слуховое и зрительное восприятие, моторику.

Материалы:

разрезные карточки-картинки с изображением эмоций.

Правила игры

Детям раздаются карточки, на которых нарисованы пиктограммы. Ведущий показывает детям карточку с изображением и просит показать такую же пиктограмму с эмоцией.

Дидактическое пособие «Ай да я!»
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Чудо-коробочки»Дидактическое пособие «Чудо-коробочки» "Дидактическое пособие" Чудо коробочки"является многофункциональным,мобильным,и легким в использовании пособием для детей младшего,среднего.

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Ай да я!»
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 17:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД