Дидактическое пособие по формированию связной речи «Круглый год» для детей 5–7 лет

Оксана Бурыкина
Дидактическое пособие по формированию связной речи «Круглый год» для детей 5–7 лет

Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной грамматически правильной речи на основе овладения литературным языком, а также воспитание коммуникативных навыков.

Овладение родным языком является важным элементом формирования личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком языка, связной речи дает ему возможность рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно общаться. Недостаточное внимание к речевому развитию ребенка, недоработки, имевшие место в дошкольном возрасте, могут пагубно сказаться в будущем бедностью языка, косноязычием, скованностью, причем потери эти нередко бывают невосполнимыми.

Вся работа детского сада по речевому развитию детей готовит их к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других и выражать свои мысли, используя распространенные предложения, умение составлять небольшие связные рассказы.

Говоря о формировании связной речи, следует подразумевать единство содержания и формы высказывания. Достичь этого единства позволяет решение взаимосвязанных задач развития речи: накопление и обогащение словаря, становление грамматического строя речи, воспитание звуковой ее стороны, формирование разговорной (диалогической) речи, обучение рассказыванию (монологической речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте.

Данное пособие включает в себя 4 демонстрационные картины, изображающие различные времена года (золотая осень, зима, ранняя весна, лето). На картинах показаны характерные признаки времен года. Изображения некоторых предметов на картинах (деревья, пень, цветы и др.) выполнены в виде объемной аппликации. К пособию прилагаются карточки с изображением примет разных времен года, плоскостные изображения диких животных, перелетных и зимующих птиц, для проведения дидактических игр и упражнений, «книжки-малышки» для составления описательных рассказов о временах года.

Пособие предназначено для детей 5-7 лет. Может быть использовано для подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними.

Работа с данным пособием позволяет решать следующие задачи.

Коррекционно-образовательные задачи:

• закрепление представлений о временах года, о приметах разных времен года;

• уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Деревья», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные»;

• совершенствование грамматического строя речи (упражнения в употреблении предложно-падежных конструкций, в образовании и употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании и употреблении притяжательных прилагательных, относительных прилагательных, в согласовании существительных и прилагательных, в образовании и употреблении приставочных глаголов).

Коррекционно-развивающие задачи:

• развитие речевого дыхания, формирование длительного плавного выдоха;

• развитие связной речи;

• развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

• воспитание бережного отношения к природе.

Работа по каждой картине включает в себя следующие виды заданий:

рассматривание картины и беседа по ней,

игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;

лексико-грамматические игры;

пересказ;

составление рассказа по картине.

Демонстрационная картина «В гости к осени»

• Рассматривание картины и беседа по ней.

Цель: закрепление представлений об осени и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; развитие диалогической речи.

Логопед помещает перед детьми картину, задает детям вопросы и предлагает задания.

• Составление рассказа по картине (с использованием схематических картинок в «книжке-малышке»)

Цель: развитие связной речи.

Логопед предлагает детям рассмотреть схематические картинки в «книжке-малышке», рассказать о том, какая примета осени на ней изображена, соотнести их с картиной, составить по ним предложения и объединить эти предложения в связный рассказ.

• Упражнения на развитие дыхания «Листопад», «Тучка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Ребенку предлагается встать прямо, положить листочки, вырезанные из бумаги, на ладонь, поднести ладонь к губам, немного отодвинуть ее от лица. Сделать вдох, вытянуть губы трубочкой, подуть на листочки.

Листопад, листопад

Листья кружатся, летят!

Разноцветные, резные,

Словно кистью расписные…

• Игра «Собери картинку «В гости к осени»

Цель: развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса; закрепление представлений о приметах осени.

Ход игры: собрать сюжетную картинку из 8 частей с изображением осени. Назвать приметы осени, изображенные на ней.

Лексико-грамматические игры

• Игра «Подбери и объясни»

Цели: закрепление представлений об осени, ее приметах; упражнение в составлении простых предложений; развитие внимания, мышления.

Ход игры: перед детьми карточки с изображением примет различных времен года. Логопед предлагает отобрать только те из них, на которых приметы осени, обосновать свой ответ (составить предложения об осени).

• Игра «Четвертый лишний?»

Цели: закрепление представлений об осени, ее приметах; развитие внимания, словесно-логического мышления.

• Ход игры: перед ребенком 4 карточки с изображением примет времен года (3 карточки с изображением примет осени и 1 карточка с изображением приметы другого времени года). Выделить «лишнюю» примету, объяснив свой выбор.

• Игра «Скажи наоборот»

Цели: закрепление представлений об осени, развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Ход игры: логопед предлагает детям закончить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом небо светлое, а …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

• Игра «Волшебник»

Цели: совершенствование грамматического строя речи (упражнение в образовании и употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании существительных с прилагательными).

Ход игры: логопед предлагает ребенку стать волшебником и превращать предметы в маленькие. Ребенок «волшебной палочкой» дотрагивается до любого предмета, изображенного на картине, «превращает» его в маленький предмет, называет новое слово (лист – листочек, елка – елочка; желтая трава – желтенькая травка, красная рябина – красненькая рябинка и т. п.)

• Игра «С какого дерева лист?»

Цели: расширение и активизация словаря по теме «Деревья». Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

Ход игры: показать и назвать деревья, изображенные на картине. Перед детьми – предметные картинки с изображением листьев деревьев. Отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать, какой это листок. (Этот листок упал с клена. Кленовый листок.)

• Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Цели: совершенствование грамматического строя речи (упражнение в образовании притяжательных прилагательных); развитие зрительного восприятия, внимания.

Ход игры: логопед размещает на демонстрационной картине плоскостные изображения диких животных и птиц так, чтобы были видны лишь какие-либо части их тела (лисий хвост, оленьи рога и. т. п.). Детям предлагается отыскать животных и птиц, спрятавшихся в лесу и назвать ту часть их тела, которую они видят. (Я вижу лисий хвост. Я вижу воробьиную голову. И т. п.)

По остальным демонстрационным картинам проводятся аналогичные игры.

Игра "Круглый год"

Дидактическое пособие по формированию связной речи «Круглый год» для детей 5–7 лет

Игра "Собери картинку" "В гости к осени"

Игры "Подбери и обьясни"

Игра "Чей?Чья?Чьё?Чьи?"

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактическое пособие по формированию связной речи «Круглый год» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 10:16
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...