Папки-передвижки

«Дифференциация букв Ш и Щ». Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией

Наталья Капустина
«Дифференциация букв Ш и Щ». Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией

Дифференциация букв Ш и Щ

(2-е занятие по теме)

[/b]Конспект группового логопедического занятия

с учащимися 2-х классов с дисграфией

Цель: сформировать четкую дифференциацию букв Ш и Щ.

Задачи:

- формирование зрительного гнозиса;

- развитие слухового внимания и памяти;

- совершенствование навыков языкового анализа (фонематического, слогового, анализа предложения) и слогового синтеза;

- повторение правил написания гласных после ш и щ;

Публикация «„Дифференциация букв Ш и Щ“, Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией» размещена в разделах

- пополнение словарного запаса;

- совершенствование навыков связного высказывания;

- развитие общей, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук;

- активизация интереса к занятиям.

Оборудование: карточки с зашумленными буквами, карточки с изображением письменных букв Ш и Щ, цветные карандаши, мяч, компьютер, мультимедиапроектор.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Внимание: пароль на посадку. Первым сядет тот, кто прочтет на карточке перечеркнутые буквы.

II. Основная часть занятия.

Логопед. Вспомнили, какие буквы у нас являются дежурными на этой неделе? Правильно, Ш и Щ. Похожи эти буквы? Чем они отличаются? А какие звуки они обозначают? Дадим характеристику этим звукам. А теперь давайте вспомним сказку, которую я вам рассказывала на прошлом занятии. Сегодня я вам её… покажу, а вот рассказывать её будете вы. Начинай, Дима…

(Демонстрация слайдов и пересказ сказки Л. Н. Барсуковой детьми).

Сказка «Буквы-путешественницы».

Когда-то давно жили в алфавите две буквы и звали их одинаково Ш, и стояли они рядышком. А буквы Щ тогда вообще не было.

Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ, а рыба эта с тех пор стала называться… щука. На берегу в это время стояли две гласные буквы А и Я. Попросила их буква Щ помочь выбраться на берег. Буква Я сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить», а буква А смело вошла в воду и вытащила Щ на берег. С тех пор буква Щ, не дружит с Я, даже рядом никогда не становится.

Решили буквы А, Ш и Щ построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала.

Логопед. Повторите, с какой же буквой «не дружит» буква щ? С какими ещё буквами она «не дружит»? А с какими буквами не дружит буква ш? Почему это произошло, вы узнаете на следующем занятии, а сегодня я вас ещё кое с кем познакомлю.

Итак, построили буквы заборчик и решили ещё завести собаку. Купили они щенка. Знакомьтесь: вот он. Его назвали… вы думаете, как? Правильно, Шарик: в память о своём путешествии. Шарик ещё совсем малыш, и он очень любит играть. Особенно в мяч. Давайте поиграем с ним. Я кидаю вам по очереди мяч и называю слово, в котором пропущен один звук или ш и щ – может быть, в начале, середине или конце слова. Вы мне мяч возвращаете, правильно называя слово, т. е. добавив нужный звук.

. апка,. ум, бор., ве., чере. ня, ланды., .авель, ко. ка,

Теперь нужно добавить слог ша или ща:

Да., пи., ро., ка., гу., на., су.

А сейчас добавляйте слог ши или щи:

Ре., пи., та., ма., ве., малы.

Логопед. Шалун наш Шарик. Он стащил, раскидал и перепутал все вещи, которые принадлежат буквам Ш и Щ. Давайте поможем им навести порядок. Я буду показывать вам картинки и называть их, а вы решайте, кому они принадлежат: Ш или Щ. Если в слове слышите звук ш, то поднимайте карточку с изображением буквы Ш, если слышите в слове звук щ, то поднимаете карточку с буквой Щ. (Демонстрируются слайды: вишня, плащ, мыши, щетка, плющ, шмели, щупальца, мешок, клещи, овощи, шкаф, пушка, шляпа, подушка, щит, ящик).

Логопед. А теперь будем всё раскладывать по своим местам. Откройте тетради, запишите дату.

Теперь я молча показываю картинки, а вы записываете в два столбика слова. В один столбик слова с … какой буквой? А в другой? (Демонстрируются те же картинки).

Динамическая пауза.

Логопед. А теперь отдохнём. Вспомним, как буквы путешествовали на шариках.

1. Дыхательная гимнастика.

Сделаем глубокий вдох. Плавно и медленно поднимаем руки через стороны вверх и выдыхаем воздух – надуваем шарик ш-ш-ш. Теперь делаем вдох и… шарик лопнул щ-щ-щ

(5 раз).

2. Гимнастика для рук (Стихотворение Ф. Бобылёва)

Шар весёлый, шар воздушный, (кончики пальцев соприкасаются)

Шаловливый, непослушный, (круговые движения кистями, гладим шар)

Вместе с ветром убежал, (движения кистей от себя)

А куда – не сказал (развести руками и убрать их за спину).

(3 раза)

Логопед. Ребята, мы должны помочь буквам учить и воспитывать озорного щенка. Давайте объясним ему, для чего нужны вещи и где они должны находиться. Вы будете повторять за мной предложение, называть из него слова, в которых есть звуки ш и щ, затем все вместе его записывать. (После каждого предложения осуществляется проверка: на экране буквы в том порядке, в каком они встречаются в словах предложения).

Щётка стоит за шкафом.

Клещи лежат в ящике.

Щипцы нужны дедушке.

Борщ и кашу надо кушать.

Шляпу и плащ вешают в шкаф.

Щ Ш

Щ Щ

Щ Ш

Щ Ш Ш

Ш Щ Ш Ш

Подчеркните в этих предложениях буквы Ш и Щ карандашами разного цвета.

III. Заключительная часть занятия. Логопед. Молодцы, ребята! Буквы вам очень признательны. Попрощаемся с ними до следующего занятия. Обязательно назовите их правильно. До свидания, буква Ш. До свидания, буква Щ. До свидания, щенок Шарик!

Внимание: пароль на выход. Берите билетики.

Билет № 1. Вспомните, какой формы и какого цвета были шарики у букв.

Билет № 2. Назовите, с какими буквами «не дружат» Ш и Щ.

Билет № 3. Назовите три слова со звуком ш.

Билет № 4. Назовите три слова со звуком щ.

Дети выполняют задание.

Логопед прощается с детьми.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М. : ВЛАДОС, 2001.

2. Ефименкова Г. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1991.

3. Логопедия в школе: Практический опыт. / Под ред. В. С. Кукушина – М. – Ростов н/Д. : Март, 2004.

Публикации по теме:

«Дифференциация букв И-Ш в предложениях». Конспект занятия во 2 классе Тема: Дифференциация букв И – Ш в предложениях. 2 класс Цель: Дифференциация букв И – Ш в предложениях. Задачи: 1. Учить дифференцировать.

Коллоквиум по теме «Здоровый образ жизни» для 3–4 классовКоллоквиум по теме «Здоровый образ жизни» для 3–4 классов Цель: обобщить, повторить и закрепить изученный материал по теме «Здоровый образ жизни». Задачи: •Учиться работать в группах •Развивать.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме) Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект группового занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Л], [ЛЬ]» КОНСПЕКТ группового занятия по обучению грамоте Тема: Дифференциация звуков Л, ЛЬ Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах,.

Конспект логопедческого занятия «Дифференциация [ж]-[ш]. У нас в гостях мишка Шалун и ворона Жуня» (первое занятие по теме) Задачи: • Закреплять произношение звуков [ж] и [ш], учить различать их на слух и в произношении. • Продолжать развивать навыки звукового.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: - совершенствование навыков дифференциации.

Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв [Р]-[Л]. Дикие животные» Цель занятия: Дифференцировать звуки Р – Л, на материале лексической темы «Дикие животные». Задачи: 1. Обучающие задачи. •Закреплять знания.

Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоции как.

Занятие по обучению чтения с элементами сказкотерапии. Дифференциация звуков [И]-[Ы] и букв И-Ы Тема: «Дифференциация звуков и букв «И-Ы». Цель: Учить детей читать слоги и слова с буквами «И» и «Ы». Задачи: 1. Учить детей различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дифференциация букв Ш и Щ». Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией
Опубликовано: 18 ноября 2015 в 23:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД