Занятие по дифференциации звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’], букв Д—Т

Людмила Баранова
Занятие по дифференциации звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’], букв Д—Т

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия, обучение грамоте.

Задачи:

1. Закрепить умение детей верно произносить звуки Т-Д, ТЬ-ДЬ и обозначать их соответствующей буквой, первичные навыки чтения, употреблять усвоенную терминологию в связных высказываниях.

2. Выявить умения делать звуковой анализ, составлять схемы слов, составлять предложение по опорным словам - предметам с добавлением слова – действия.

3. Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление.

4. Формировать навыки самооценки, внимание и контроль за своей речью и за речью окружающих.

Оборудование: конверты с заданиями, буквы Д-Т; 2 ленты по два отрезка (короткий и длинный); карточки со слогами: ТА, ТЯ, ДА, ДЯ; индивидуальные карточки с картинками, в названии которых есть буквы Д, Т; индивидуальная разрезная азбука (по количеству детей, предметные картинки «Том», «дом»; фишки для звукового анализа; индивидуальные карточки для составления предложений.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Давайте выясним, кто сегодня на занятии будет самым внимательным. Посмотрите и повторите действия. (Серия хлопков и топанья).

II. Сообщение темы занятия:

- Буквы Б и П поспорили: кто из них главнее и важнее. Сказочные герои решили помочь им это выяснить, они придумали задания для букв, но буквы так поссорились, что запутались и не могут сами их выполнить. Давайте им поможем. Одна команда выполняет задания буквы Д, другая – Т. За правильно выполненное задание команда получает фишку.

- Давайте вспомним какие звуки дает буква Д?

(Согласные, звонкие звуки: Д–твердый и ДЬ–мягкий.)

- Буква Т?

(Буква Т дает согласные глухие звуки: Т-твердый и ТЬ-мягкий)

- Как произносятся звонкие звуки Д-ДЬ? глухие Т-ТЬ?

(Звонкие звуки произносятся с голосом, глухие без голоса.)

- Приложили руку к горлышку, произнесли звуки.

III. Основная часть.

1. Первое задание от Буквознайки.

- Каждая команда выложит свою букву.

2. Второе задание.

- Каждая команда должна повторить поговорку о своей букве:

Молоток стучит – тук-тук

Букве Т я старый друг.

Буква Д – просторный дом

Будем жить мы дружно в нем.

3. Возьмите по одному слогу, прочитайте

(чтение цепочкой).

- Вставьте в слово нужный слог и садитесь за свой стол:

(Све -., Лю-., Ка-. , Воло-. , Нас-. , Ли-. , Ви-. , На- .)

4. Следующее задание от Буратино.

- Напишите под картинкой нужную букву Д или Т

Проверка: команда называет картинки со своей буквой.

- В каком случае пишем букву Д? Букву Т?

(Если слышим звонкие звуки Д-ДЬ пишем букву Д. Если глухие звуки Т-ТЬ пишем букву Т)

5. Задание от гномиков-звуковичков.

- Отгадайте загадку:

За мышонком он бежит,

По дороге все крушит.

Но у них ведь общий дом,

А зовут кота плутишка … (Том).

- Каждая команда должна сделать звуковой анализ своего слова: команда "Д" – «дом», команда "Т" – «Том». (Дети на столах выкладывают схемы слов).

Проверка: «Живые звуки».

Члены команды выходят с фишками звуков, выстраивают слово, дают характеристику каждому звуку.

- Чем похожи слова?

(В каждом по три звука: 2 согласных, 1 гласный)

- Чем отличаются слова?

(В слове «Том» - первый глухой звук Т, в слове «дом» - звонкий звук Д).

Физминутка. Проговаривание скороговорки с движениями:

- От топота копыт пыль по полю летит.

6. Последнее задание от Незнайки.

- Составьте предложение из трех слов по картинке, надо добавить слово–действие (индивидуальные карточки).

V. Обобщение, общий итог занятия.

- Посмотрите: количество очков равно, что же это значит?

(Что буква Д и буква Т – обе главные и обе нужны)

- Чтобы буквы никогда не ссорились, мы не должны путать эти буквы и их звуки. Итак, в каком случае пишем букву Д? букву Т?

(Если слышим звонкие звуки Д-ДЬ пишем букву Д. Если глухие звуки Т-ТЬ пишем букву Т.)

- Давайте подружим буквы и поставим их на свои места, исправим неправильные слова:

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку (точку).

Мальчик ловил рыбу уточкой (удочкой).

Закончил тело, гуляй смело (дело).

На речке крякалаудочка (уточка).

- Послушайте поговорку: "Ссора до добра не доведет". Как вы думаете, что это значит?

(Не надо ссориться, может случиться неприятность)

- Чтобы никогда не ссориться, пожмем друг другу руки.

VI. Самооценка.

Занятие по дифференциации звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’], букв Д—Т

Ребята, наше занятие закончилось, оцените свои знания по лесенки успеха, если вы все знаете – это самая высокая ступень. Если, вам что-то не понятно – это вторая ступенька, если, вы считаете, что плохо справлялись с заданиями – нижняя ступенька.

Публикации по теме:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе: звуки [К]-[К’], буква Кк. Лексическая тема «Морские обитатели» Гонина Наталья Юрьевна Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления «Колокольчик» Обучение грамоте.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по дифференциации звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’], букв Д—Т
Опубликовано: 18 января 2014 в 12:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы направления «Разноцветный мир» по проекту «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
«Кожлянская игрушка-свистулька»
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников
Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (...
Мастер-класс: «Причёски для девочек» подготовительная группа.
Создать красивую стильную причёску своими руками вполне реально, наш мастер - класс поможет вам в этом. Современные маленькие модницы часто хотят сами...