Занятие по дифференциации звуков [Ж] — [Ш]

Светлана Скипина
Занятие по дифференциации звуков [Ж] — [Ш]

Тема: «Дифференциация звуков ш – ж».

Цель: учить различать на слух звуки ш –ж (в слогах, словах, тексте); определение места звука в слове (закрепление); развитие внимания и памяти; образование множественного числа существительных.

1. Оргмомент.

Какое сейчас время года? (осень). Какие ещё времена года вы знаете? (зима, весна, лето). Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей).

2. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас мы с вами потренируем губы и язык.

Упражнения «Улыбка – бублик», «Заборчик – окошечко», «Вкусное варенье», «Чашечка».

3. Игра «Картинки перепутались».

-Я принесла вам картинки на звуки Ж и Ш, но они перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.

Ж – жук, ёжик, лыжи, жёлудь, жаба, флажок.

Ш – кошка, лошадь, дедушка, чашка, шапка, катушка, лягушка.

-Скажите, как шипит гусь. – Ш-ш-ш.

Как жужжит жук? – Ж-ж-ж.

4. Характеристика звуков Ш – Ж.

Произнесите звук Ш. Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука). Какой звук Ш? (Звук Ш – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий).

-Почему согласный? (есть преграда).

-Почему твёрдый? (произносим строго).

-Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.

-Глухой (произносим без голоса).

-Что вы можете сказать о звуке Ж?

-Звук Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий, шипящий.

-Почему согласный? (есть преграда).

-Почему твёрдый? (произносим строго).

-Почему звонкий? (произносим с голосом).

-Хорошо. Теперь скажите, чем похожи звуки Ш и Ж, чем отличаются. (Когда мы произносим звуки Ш и Ж, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены; звуки Ш и Ж – согласные, твёрдые, шипящие, но звук Ж – звонкий, звук Ш – глухой.

5. Игра «Скажи наоборот».

Дети чётко произносят слоги.

а) Аж – аш

ож – ош

уж – уш

иж – иш

эж – эш

б) аш – ши – аж – жи

аш – ше – аж – же

аш – ша – аж – жа

аш – шо – аж – жо

аш – шу – аж – жу

в) ши-ши-ши – жи-жи-жи

ше-ше-ше – же-же-же

ша-ша-ша – жа-жа-жа

шо-шо-шо – жо-жо-жо

шу-шу-шу – жу-жу-жу

г) жить – шить

житьё – шитьё

жутко – шутка

жалить – шалить

жил – шил

наживка – нашивка

Разобрать значения незнакомых слов (наживка, нашивка).

6. Игра «Один – много»

Обратить внимание, что в конце слова звук Ж произносится, как Ш, а пишется Ж).

Уж – ужи

Нож – ножи

Ёж – ежи

Стриж – стрижи

Этаж – этажи

7. Произнесение слов со звуками Ш – Ж.

-Где вы слышите звук Ш? Есть в слове звук Ш? (определение места звука в слове).

Слова: флажок, одежда, пушистый, сажа, Даша, солнышко, живот, жадный, пишу.

8. Динамическая пауза. Игра «Как живёшь?»

-Как живёшь?

-Вот так! (показывают большие пальцы)

-А плывёшь?

-Вот так! (имитация руками плавания)

-Как бежишь?

-Вот так! (топаем ногами)

-Вдаль глядишь?

-Вот так! (приставляют к глазам пальцы «биноклем»).

-Ждёшь обед?

-Вот так! (подпереть щёку кулаком).

-Машешь вслед?

-Вот так! (помахать руками).

-Утром спишь?

-Вот так! (обе руки под щёки).

-А шалишь?

-… (хлопнуть по надутым щекам).

9. Чтение рассказа «Кошка и ёж».

Принесли дети из леса домой ежа. Побежал ёж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Ёж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.

Вопросы к тексту:

1).Кого принесли дети из леса?

2).Кто увидел ежа?

3).Что сделала кошка?

4).Как защищался ёж?

Повторное чтение и пересказ текста.

Какие загадки можно подобрать к тексту? Отгадывание загадок.

Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка).

Иголки лежали – лежали, да под стол убежали. (ёж).

10. Итог занятия.

-О чём мы сегодня говорили, о каких звуках? звуках Ш и Ж). Чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей). Что мы делали? (Рассматривали картинки на звуки Ш и Ж, играли в игры «Скажи наоборот», «Один – много», «Как живёшь?»; определяли место звука в словах, отгадывали загадки и читали рассказ «Кошка и ёж».

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Компьютерные игры на автоматизацию звука [Ш] Игра "Фонетическая разминка". Цель: Уточнение произнесения изолированного звука [ш]. Закрепление произнесения длительного звука [ш] на выдохе.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по дифференциации звуков [Ж] — [Ш]
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 21:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...
Фотозарисовка «Расцвели в саду моем цветочки»
Всем здравствуйте! Приглашаю всех желающих посмотреть на мое маленькое увлечение. Сколько я себя помню, им занимаюсь. Еще в детстве меня называли...
Фото отчет. Календарь наблюдения за объектами живой природы.
Уважаемые коллеги! Делюсь с Вами фотографиями альбома наблюдения за живой природой, который мы заполняем вместе с ребятишками. Начинали мы свое...
Лэпбук «Лето»
Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию лепбук "Лето", долго собиралась и вот, наконец-то, сделала. Все карточки и кармашки ламинированы, для более...
Прогулка в лес за грибами
С приходом дождей воздух становится влажным и свежим. Прекрасная пора для прогулок по лесу. Надеваем резиновые сапоги, и отправляемся в лес,...