Лучший педагог года

Театрализованная деятельность в развитии речи детей

замыслова людмила
Театрализованная деятельность в развитии речи детей

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально - благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, у детей возникает желание активно общаться с окружающими. [4] Писатель Джанни Родари говорил, что ребенку необходимо, чтобы с ним играли, фантазировали и сочиняли, а не поучали его, ведь «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо».[1] Известно, что игра является ведущим видом деятельности детей, именно в игре дети проживают различные ситуации, входя в образ, они играют роли, стараясь подражать тому, что видят и что их заинтересовало, при этом ведут диалог, и, получают огромное эмоциональное наслаждение. В ходе игровой деятельности ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь. В игре активизируется слуховое внимание, формируется фонематическое восприятие, накапливается активный словарь.

Публикация «Театрализованная деятельность в развитии речи детей» размещена в разделах

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Для занятий театрализованной деятельностью в детском саду создана развивающая предметно - пространственная среда: театральный уголок, различные виды театра (настольный, плоскостной, теневой, перчаточный, куклы би-ба-бо, тростевые куклы, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей. Работу по театрализованной деятельности необходимо выстраивать так, чтобы стимулировалась двигательная, интонационно-речевая и творческая активность детей. Важно на каждом возрастном этапе выстраивать работу, ориентируясь на знания и умения ребенка.

В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях в качестве зрителей, куклы би-ба-бо и тростевые куклы вызывают восторг у детей, каждый ребенок хочет рассмотреть куклу поближе, потрогать ее, но сами дети действовать с куклами еще не могут, одной из причин является недостаточность развития коммуникативной функции речи. Речь младших дошкольников ситуативна, дети используют ее, не только как средство общения, но и для получения знаний посредством словесных объяснений взрослого. Чем разнообразнее общение ребенка со взрослыми и сверстниками, тем богаче смысловое содержание речи. Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, но малыши только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, поэтому в речи преобладает экспрессивное изложение. [4]. Дети в этом возрасте очень любят играть в игры с пальчиками, где пальчик может стать зайчиком, волком, петушком и любым персонажем знакомой сказки, стоит только выбрать понравившейся персонаж пальчикового театра.

При работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности, в играх, в режимных моментах часто используются перчаточные куклы, с их помощью можно петь песни, загадывать загадки, рассказывать сказки, дети с удовольствием повторяют строчки стихотворений, трудные звуки за куклой. Важно, чтобы куклы, приходящие к детям были яркими, разноцветными, веселыми, ведь перчаточная кукла помогает вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у ребенка. Кукла, выступающая в роли собеседника, концентрирует все внимание на себе и помогает свободно вступать в разговор, побуждает детей включаться в игру, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказок.

Речевое развитие детей средней группы позволяет включить в деятельность детей инсценировку знакомых сказок. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Дети быстро запоминают слова персонажей, учатся вести диалог, импровизируют, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь детей при этом, становится более выразительной, грамотной. При работе с детьми средней группы, большое внимание уделяется работе над жестами, мимикой.

Детям старшего дошкольного возраста становится доступным составление рассказов, пересказ, рассказывание сказок. В диалогической речи они пользуются точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, отстаивают свое мнение, убеждают товарища. [1] Но речь детей недостаточно выразительна, поэтому одним из этапов речевого развития является работа над выразительностью речи.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. [4] Театрализованная игра подталкивает дошкольника самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Доступным видом театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте становится режиссерская игра, которая может осуществляться по мотивам какого-то литературного произведения в виде инсценировки для себя: при этом ребенок организует предметно-игровую ситуацию, сам действует и озвучивает игрушки - как режиссер и как актер. [2] Дети с удовольствием участвуют в театрализованных играх-представлениях, где с помощью различных выразительных средств: интонации, мимики, жеста, походки – разыгрываются сюжеты литературных произведений. Старшие дошкольники часто становятся артистами кукольного театра, участвуют в постановках сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, устраивая концерты, представления, как для кукол, так и для сверстников, детей младших групп и для взрослых.

Разнообразие тематики сказок, средств изображения, видов театра в детском саду дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, что влияет на эмоциональное развитие детей. А вопросы воспитателя, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Участвуя в театрализованных играх, дети - дошкольники словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть монологическая речь становится четкой и выразительной, а это имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

2. Арушанова А., Коренблит С., Рычагова Е. Веселый день дошкольника - ВеДеДо // Дошкольное воспитание. 2015.№2.

3. Новикова Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника // Дошкольное воспитание. 2014.№11.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М. : Просвещение, 1981., 173 с.

Публикации по теме:

«Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника».«Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника». Этот материал будет полезен для воспитателей и родителей, которых интересует тема " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника".

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста .

Театрализованная деятельность в детском саду как средство связной и выразительной речи «Театрализованная деятельность в детском саду как средство связной и выразительной речи». (слайд 1) Театр – это волшебный край, в котором.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детейТеатрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» «Дети должны жить.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников» В своей работе с детьми я часто использую театрализованные игры в различных образовательных областях. Многочисленные исследования психологов.

Родительское собрание в старшей группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей». Родительское собрание Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей». Цель: Познакомить родителей с театрализованной.

Театрализованная деятельность как средство подготовки детей к школе. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлений новых качеств, потребностей; формируются.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Как говорил К. Д.

Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи.Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи. В группу компенсирующей направленности поступают дети с речевой недостаточностью. Кроме этого, большинству из них присущи такие черты характера,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в развитии речи детей
Опубликовано: 18 марта 2017 в 15:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД