Дизайн-проект развивающей среды. Мини-музей «Народная кукла»

юлия максутова
Дизайн-проект развивающей среды. Мини-музей «Народная кукла»

Слайд 2.

Введение.

Одним из важных факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

И мы, взрослые, должны организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Для выполнения требований к условиям реализации образовательной программы, я решила создать в группе мини-музей. Работа в музее будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств детей, т. к. при организации образовательной работы в музее, я включаю в работу с детьми разные виды деятельности и, соответственно интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Темой музея я выбрала «Народную куклу» в продолжение музея «Русская изба».

Слайд 3.

Актуальность.

В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями…

Я решила помочь своим детям на примере народной куклы расширить знания о традициях, с использованием кукол, проявить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использовать их в детской деятельности.

В желании много знать, какой была народная кукла, как ею играли, и что она значила, кроется не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Слайд 4.

Кукла – первая среди игрушек. Она не рождается сама по себе: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной тряпичной куклы. Через игру с куклой ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе.

Слайд 5.

Организуя работу по созданию мини-музея «Народной куклы» перед собой поставила цель:

• побудить интерес детей и родителей к русской народной культуре через знакомство с народной куклой и создание музея народной куклы.

Задачи:

• познакомить детей с историей возникновения куклы;

• формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной куклы;

• учить детей изготавливать кукол своими руками, используя схемы и рисунки;

• закреплять на примере изготовления кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

• воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

• привлечь родителей к участию в создании экспонатов музея.

Слайд 6.

Реализацию проекта начала с выбора места в группе. У нас в группе уже существует уголок «Русской избы», поэтому музей кукол стал продолжением избы. Старинные предметы быта прекрасно гармонируют с народными куклами.

Слайд 7.

Главный принцип нашего музея гласит: в душе, памяти остаётся только то, что пропущено через сердце и руки. В нашем музее можно всё трогать руками! И не только трогать! Музей можно посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Ребёнок здесь не только созерцатель, но и соавтор, творец композиции.

Слайд 8.

Приступая к созданию развивающей среды музея, я сама изучила историю народных кукол, приобрела методическую и познавательную литературу о народных куклах, собрала часть коллекции «Куклы в народных костюмах», подобрала иллюстрации с изображением кукол и схемами изготовления, сама смастерила кукол. С помощью родителей приготовила материал для практической деятельности (лоскутки, нитки, бросовый материал, глина).

В рамках работы в музее решила, что целесообразно будет организовать в группе кружковую работу по ознакомлению детей с народной куклой. Поэтому составила перспективный план работы кружка «Василинка».

Слайд 9.

В кружке проводятся интегрированные занятия:

- рассказываю истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой.

- знакомимся с коллекцией кукол;

- мастерим кукол по схемам и рисункам;

- лепим и рисуем кукол;

Слайд 10.

- играем в народные подвижные игры;

- смотрим презентации, читаем книги о куклах;

- обыгрываем сюжеты

Слайд 11.

В свободной деятельности дети:

- рассматривают книги, журналы и коллекции кукол;

- играют с куклами;

- самостоятельно изготавливают кукол из материалов, которые находятся здесь же в избе;

Слайд 12.

А ещё дети умеют проводить экскурсии в музее друг другу и гостям, рассказывая о каждой кукле.

Слайд 13.

После каждого занятия в раздевалке устраиваем выставку кукол для родителей. Затем дети забирают кукол домой. Дома, по словам родителей, дети играют с куклами, собирают из них коллекцию и даже мастерят таких же.

Чтобы родители имели представление о работе кружка, мы устраиваем фотовыставки занятий, на которых видны процессы изготовления кукол.

Слайд 14.

Я провела мастер-классы по изготовлению кукол для родителей и педагогов детского сада.

Слайд 15.

Подключила родителей к участию в выставке «Кукла своими руками». В дальнейшем эти куклы станут экспонатами нашего музея.

Запланировано провести народные гуляния с родителями на «Масленицу» и праздник Пасха. А итогом работы кружка и музея станут выставка работ детей (авторская кукла) и праздник «Народная кукла».

Слайд 16.

Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой.

Слайд 17.

У детей расширяются знания об истории возникновения народной куклы, их разнообразии и назначении. Дети учатся изготавливать игрушки своими руками из ткани, глины, рисовать. Создавая свои маленькие собственные произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию. Поскольку куклы небольшие по размеру и детали скрепляются нитками и узелками, дети вынуждены постоянно работать пальчиками, развивается моторика рук.

Играя с куклами, дети познают мир, происходит их социализация в обществе.

Прикреплённые файлы:

dizain-proekt-razvivayuschei-sredy_k8o6e.pptx | 13683,05 Кб | Скачан: 245
 
Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Консультация «Особенности создания предметно-развивающей среды» Особенности создания предметно – развивающей среды в группе. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Дизайн-проект развивающей среды. Мини-музей «Народная кукла»
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 01:27
+89
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Широкая Масленица, мы тобой не нахвалимся!»
С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем...
Мы — на катке!
Самым простым и доступным оздоровительным средством для детей и взрослых являются прогулки на свежем воздухе. В нашем поселке проводится самая разнообразная...
Песня-переделка «Песня про воспитателя»
Песня -переделка "Песня про воспитателя" Песня на мотив "Надежда, мой компас земной" Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Так как я в душе...
Проект «Играя, развиваем речь»
Постановка проблемы: На репетиции утренника дети играли в Русскую народную игру "Шел козел по лесу" один ребенок сел на стульчик и отказался играть,...
«Конкурс знатоков» Компьютерно-игровая деятельность.
Конкурс знатоков. Компьютерно-игровая деятельность взрослых и детей Задачи Образовательные : учить объяснительно-доказательной речи закрепить умение...