Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»

Светлана Соколова
Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»

Тема «Знакомство со звуком «Л»

Цель:

познакомить детей со звуком «Л» и его характеристикой.

Программные задачи:

Образовательные:

- познакомить со звуком Л;

- закреплять знания детей о звуках и звуке "Л";

- закреплять умение детей давать характеристику звуков;

- формировать зрительный образ звука.

Развивающие:

-развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать фонематическое и зрительное восприятие;

- развивать анализ и синтез;

- развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;

- воспитывать у детей умение внимательно слушать речь педагога.

Методы и приемы:

Игровой

– использование игровых персонажей, пальчиковая гимнастика; использование дидактических игр: «Найди звук», «Бабушкино варенье», «Звездочет», физминутка.

Практический

- дидактические игры: «Найди звук», «Бабушкино варенье», «Звездочет».

Наглядный

- рассматривание артикуляционного профиля звука «л», рассматривание наглядного материала.

Словестный

– использование массажных мячиков с проговариванием текста, вопрос – ответ, активизация детей, артикуляционная гимнастика, физминутка, указания учителя – логопеда.

Предварительная работа:

разучивание артикуляционной гимнастики, заучивание физкультминутки, беседа на тему «Фрукты и ягоды», работа с массажными кольцами су-джоку, разучивание пальчиковой гимнастики, знакомство с опорными схемами характеристики звуков.

Словарная работа:

совершенствовать умение образовывать прилагательные от существительных - яблочное, смородиновое, персиковое, клубничное, грушевое.

Материал и оборудование:

зеркала, картинка самолета, картинка волка, кукла- бибабо «бабушка», артикуляционная гимнастика, магнитофон, артикуляционный профиль звука «л», звуковик, памятки - характеристики звуков, дидактическая игра «Найди звук», дидактическая игра «Бабушкино варенье», дидактическая игра «Звездочет».

Ход занятия

1. Вводная часть

Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к бабушке Луше, но для этого нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнемся гостям и друг другу.

Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»

Учитель-логопед:

- Как вы думаете, на каком виде транспорта можно путешествовать?

Дети: на машине, поезде, корабле, самолете и т. д.

Учитель-логопед: Я согласна с вами, давайте отправимся в путешествие к бабушке Луше на самолете. Управлять нашим самолет будет пилот Волк, который приготовил для вас интересные задания. Выполнив их, мы прилетим к бабушке. Однако к путешествию нужно как следует подготовиться.

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед: Давайте "ЗАМЕСИМ ТЕСТО" и напечем "БЛИНОВ", чтобы было чем подкрепиться.

К блинам возьмем с собой "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ".

Подкрепились? Теперь «почистит зубки». Времени до отправления осталось совсем мало. (Упражнение "ЧАСИКИ").

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

Самомассаж (су-джоку)

Учитель-логопед: А теперь подготовим наши пальчики к полету.

Для начала разогреем руки. Возьмем мячики и покатаем на правой руке, а затем на левой.

Дети надевают массажные кольца на пальцы и проговаривают текст:

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой палец 3 раза

Вот ладошки шуршат, потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей, хлопки

А теперь ты их согрей. ладони на щеки

К путешествию готовы? кулаки на коленях

Да! руки вверх, ладони раскрыть.

Учитель-логопед: Чтобы Волк не сбился с нужного маршрута, нам нужно правильно выполнить все его задания.

Итак, наше путешествие начинается.

Первое задание: Поможем волку завести мотор самолета.

Как гудит мотор?

Дети: - Л-Л-Л.

(Язычок сжимаем между зубками и длительно произносим л-л-л.)

Включается фонограмма звука мотора самолета. Дети руками изображают полет.

Формирование зрительного образа звука

Учитель-логопед: - Посмотрите внимательно на картинку (артикуляционный профиль) на доске, а затем в зеркало, произнося этот звук.

- Когда мы произносим звук [Л]:

• Губы - раскрыты "оскал";

• Зубы - раскрыты;

• Спинка языка - опущена - звук твердый.

• Голосовые связки - Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

Там живет голос, работают голосовые связки.

«Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит»

Поем песенку "мотора самолета" Л-Л-Л-Л.

Спинка языка опущена - звук «Л» твердый;

Характеристика звука

(На столах у детей лежат опорные схемы характеристики звука «Л»)

Учитель-логопед: ребята, посмотрите внимательно на памятки и вспомните, каким может быть звук. (Ответы детей)

Учитель-логопед: Когда мы произносим звук и воздух встречает преграду, то это согласный звук (активизация детей).

Итак, звук Л - согласный, твердый, звонкий (обозначим звуковиком синего цвета с колокольчиком). (Учитель – логопед помещает на доску изображение звуковика)

Развитие фонематического слух

Дидактическая игра «Найди звук».

Учитель-логопед: Следующее задание от волка:

Перед вами полянка с цветами, расположенными в ряд. Вы должны посадить пчелку на 1-й, 2-й или 3-й цветок в зависимости от того, где находится звук «Л»: в начале, в середине или в конце слова.

Слова: лук, малина, лиса, дятел, футбол, лес, колобок, вокзал.

Физкультминутка

«Видишь, бабочка летает.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать - не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла!» (Считаем пальчиком.)

Развитие грамматического строя речи.

Дидактическая игра «Бабушкино варенье»

Учитель-логопед: - ребята, все задания волка мы с вами выполнили и вот мы и прилетели к бабушке Луше. Она зовет нас к себе на чай. Для каждого из вас она приготовила разное варенье.

Детям раздаются карточки с изображением разных фруктов. Они подходят к доске и крепят карточки, называя варенье, которое получается из данных фруктов (например, изображена малина – варенье малиновое)

Учитель-логопед: - ребята, назовите, каким вареньем вас угостила бабушка (активизация детей).

Дети: - меня бабушка угостила яблочным вареньем;

- мне бабушка Луша приготовила смородиновое варенье;

- у меня персиковое варенье;

- мне бабушка Луша сварила клубничное варенье;

- у меня банановое варенье;

- у меня на картинке изображено черничное варенье;

- меня бабушка Луша угостила абрикосовым вареньем.

Учитель-логопед: - Ребята, у кого из вас в названии варенья встретился звук «Л»? Назовите это варенье.

Дети: - в названии «яблочное варенье» встретился звук «Л» и в названии «клубничное варенье» встретился звук «Л».

Учитель-логопед: - Молоды, ребята, скажем бабушке Луше спасибо за гостеприимство.

Дети: - Спасибо.

Учитель-логопед: - Настало время лететь обратно. Заводим мотор самолета (л-л-л). (Включается фонограмма звука мотора самолета. Дети руками изображают полет самолета).

Учитель-логопед: - Вот мы и прилетели обратно. Скажем спасибо волку за полет.

Дети: - Спасибо.

Дидактическая игра «Звездочет»

Учитель-логопед: - Пока мы были в гостях у бабушки Луши, уже наступил вечер. Посмотрите на небо (картинка на мольберте). Ваша задача зажечь на небе картинки-звезды, в которых живет звук «Л».

(Педагог выкладывает на фон звездочку с рабочим звуком и предлагает ребенку выбрать только звездочки с картинками в звучании которых есть данный звук и "зажечь" их на небе)

(Глобус, клубника, ландыш, платье, голубь, флаг, лампа, ласточка, лось, яблоко, клоун, молоток).

3. Заключительная часть

Учитель-логопед: - ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: - Мы познакомились со звуком «Л».

Учитель-логопед: - Какой это звук?

Дети: - Звук «Л» согласный, твердый, звонкий.

Учитель-логопед: - Что вам больше всего понравилось на занятии?

- для чего вам нужно делать артикуляционную гимнастику?

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

Пояснительная записка

Характеристика детей группы компенсирующей направленности с речевыми нарушениями

У детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи страдает речевая деятельность. Нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.

Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

У детей данной группы плохо развиты мыслительные операции, связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение, что приводит к снижению познавательной активности.

У детей наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются.

Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.

Подгрупповое занятие. Время проведения - 25 минут.

Публикации по теме:

Игры для развития речи. Дидактическое пособие «Звуковая дорожка». Дидактическое пособие «Необычная буква»Игры для развития речи. Дидактическое пособие «Звуковая дорожка». Дидактическое пособие «Необычная буква» Работа с детьми дошкольного возраста требует от логопеда творческого подхода. В своей работе я придерживаюсь принципа "Учите, играя". Ведь.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 21:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...