Доклад из опыта работы

Галина Гуденко
Доклад из опыта работы

ДОКЛАД из опыта работы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление я хочу начать со стихотворения.

*

Российская глубинка как хороша она

Моя провинциальная родная сторона

Так скромно – Усть – Гряхнухою село наше зовут,

Но слышится в названии лукавство и уют

Немецкое наречие и русские слова

А над водой у речки склонились дерева

Нет вокруг высоких гор, есть зато сосновый бор

Есть уголочки, словно рай

Стал родным мне этот край.

И люди деревенские не так уж и просты,

Хозяйственны, доверчивы,

Наивны чуть, мудры.

Вот вышел за калитку, и распахнулась даль

Тебе к лицу – улыбка и облачком печаль.

*

Наше село почти не отличается от других, но когда возвращаешься к родному близкому, знакомому, испытываешь необъяснимое чувство. Глядя на воспитанников, вспоминаю себя. Тогда все казалось сказочным. Очень запомнились ландыши в лесу, первоцветы на лугах и глубокая, чистая речка. А сейчас? Ландыши –это редкость, первоцветы исчезают, река мелководна. Мы растеряли, растратили богатство, копившиеся веками. Сейчас мы стали осознавать, что нужно каждому на своём месте по крупицам упорно и добросовестно восстанавливать, залечивать, чтобы природа вновь радовала нас своей красотой. Мы очень хотим видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, чтобы воспитать в них лучшие человеческие качества. Как этого достичь?

Родившийся ребенок – это чистая капелька, важно сохранить, сберечь эту чистоту. Каким он вырастет, зависит от нас – взрослых.

Если родители оставили у костра мусор, выбросили котёнка, воспитатель разрешила всем детям нарвать огромные букеты колокольчиков – все знают, что это плохо.

Мы сами провоцируем детей на такие поступки. Очень часто мы учим детей одному, а поступаем наоборот. Нам нельзя ошибаться. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда – то тоже были детьми. Научить ребёнка любить природу – главная задача, а дошкольное образование является той первой ступенью, которая вводит человека в мир знаний, информации, творческой самореализации. В связи с этим, сегодня, очень значима и востребована инновационная деятельность. Мне приятно сегодня говорить о том, что опыт инновационной работы есть и в нашем детском саду. На протяжении последних 6 лет приоритетным направлением в работе педагогического коллектива детского сада является экологическое образование дошкольников. В 2005 году детскому саду был присвоен статус экспериментальной площадки, а в 2010 году продлена экспериментальная деятельность по теме: «Педагогические условия внедрения программы «Наш дом – природа» в образовательную деятельность малокомплектного сельского детского сада». Научным руководителем нашего эксперимента является кандидат биологических наук Черезова Лидия Борисовна, а так же мы тесно сотрудничаем с автором программы «Наш дом – природа» Рыжовой Н. А.

Большую помощь в экологической деятельности оказывает Щербаковский природный парк, который был открыт в 2003 году. Поэтому наш детский сад является одним из базовых учреждений по экологическому образованию Волгоградской области. Сегодня не нужно никого убеждать, что экологическое образование это не просто модное течение, а востребованная жизнью реальность. Мир, в котором мы живём, сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Воспитание экологической культуры, формирование экологического сознания и мировоззрения – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является детство. Всем известно, что процесс формирования экологической культуры будет успешным, если он будет осуществляться с самого раннего детства и непрерывно. Самым ценным компонентом в этом процессе являются педагоги дошкольных учреждений.

Это особая категория граждан современной России, которые с энтузиазмом и творчески приобщают малышей к пониманию мира в условиях нестабильной социально –экономической и экологической обстановки в стране. Нашими педагогами за этот период была проделана большая работа. На территории детского сада открыта экологическая тропинка с видовыми точками: водопад, водоём, лекарственная тропа, ракаррий, тропа здоровья, «сельский дворик», мини – поле, мини- огород, фруктовый сад, альпийские горки, уголок леса, ягодник, степь. Так как мы живём в лесостепной зоне, мы старались сделать экологическую тропинку многофункциональной. Хочу подробнее остановиться на каждой из видовых точек. На участке создан водоём, где дети не только любуются голубой гладью воды, но и могут понаблюдать, как в знойный день в нём купаются птицы, а так же увидеть насекомых, которые облюбовали этот водоём. Всю весну нас радует сиреневая аллея, цветочные клумбы, и воздух наполнен ароматом цветов. На территории детского сада находится мини – поле, где к осени колосятся злаковые культуры и мини – огород, где дети и педагоги с ранней весны и до осени, не только трудятся на этом огороде, но и занимаются практической и исследовательской деятельностью. Особое внимание хочется сказать о нашем фруктовом саде. Здесь растут яблоки, вишни, абрикос, смородина. В этом году был хороший урожай. Дети вместе с воспитателями и родителями собирали ягоды, а повар варил вкусный компот. Каждый год в нашем саду появляется новое фруктовое дерево. Не менее важна роль «Зимнего сада», который появился у нас несколько лет назад. Главная особенность зимнего сада – непосредственная близость его к детям, что позволяет экологу организовывать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это длительное наблюдение за растениями, цветами уход за ними и выращивание. Мир растений огромен и разнообразен. Сколько легенд и сказок, стихов, песен посвящено этому царству. Важно обратить внимание ребенка на эту красоту и многообразие, показать, как растения участвуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным, всей планете. Ребёнок должен знать, что, бессмысленно срывая листик или цветок, он лишает его жизни и возможности дарить нам эту красоту. Хозяином зимнего сада является «Флорик». Он -желанный гость всех ребят.

Рядом с «Зимним садом» небольшое помещение превратили в лабораторию, где очень удобно проводить экспериментальную работу. Созданная лаборатория постоянно пополнятся коллекциями камней, семян, злаковых, там дети проводят опыты, имеется мини- музей камня. Также была оборудована комната «Большой мир глазами ребёнка», где своими руками экологом были созданы макеты животных разных природных зон, которые оказались предметом изучения проектов. Обстановка в «Зимнем саду» помогает педагогу вызвать интерес у детей, настроить их на определённый вид деятельности. Здесь ребята чувствуют себя, как в лесной сказке. А сказка, сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Сказочные герои интересны, как малышам, так и детям постарше. Они - незаменимые помощники в обучении детей. Сказочные герои встречают ребятишек у входа, смотрят на них шагающих по лестнице, вместе с ними берегут и охраняют природу. Учитывая то, что детям необходимо живое общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами была разработана система занятий на участке и за её пределами.

Экскурсии, наблюдения, беседы экологического воспитания в нашем детском саду не ограничиваются лишь занятиями, наблюдениями, беседами.

Оно прослеживается на протяжении всего дня: прогулки, игры, трудовые минуты, наблюдение, большое значение имеет общение не только с воспитателями, но и с родителями, так как семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой. Именно в семье ребёнок приобщается к активной деятельности. На примере родителей ребёнок познаёт объекты растительного и животного мира. Помогая по – хозяйству, повышается уровень экологической культуры детей. Планируемые экскурсии на луг, поле, озеро, речку, в сад, а также наблюдения за насекомыми, птицами, животными, которые живут рядом с нами, дают большой капитал знаний по экологии. Дети наблюдают, как ласточки лепят гнёзда, как птенцы скворцов вылетают из скворечников, сделанных родителями и подаренных сотрудниками Щербаковского парка. Одним словом, наш сельский сад похож на большую семью, где главное донести до каждого ребёнка значимость сохранения природы.

Наш детский сад – участник многих районных мероприятий. На базе нашего детского сада были проведены районные и областные методические объединения и семинары с участием автора программы: «Наш дом – природа» Н. А Рыжовой и научного руководителя Черезовой Л. Б. ,а также проводятся совместные мероприятия с Нижнедобринским детским садом, Щербаковским парком, Семеновским детским садом, такие как, «День Земли», «День птиц», «Родной край», КВН.

Я рада, что наш детский сад находится на окраине села, где можно ранней весной увидеть хоровод брандушек на лугах, от ветра колышущееся море русских рябчиков в мае, которые сменяют тюльпаны Биберштейна. Всю эту красоту мы можем показать детям и воспитать их экологически правильно.

Только став взрослым, мы осознаём, как дороги и любимы родные места, а если из наших маленьких капелек – малышей получатся хорошие, чистые родники – Земля обретет силу.

И хочу закончить своё выступление словами поэта Сальникова.

*

Кто сказал Россия - лапоть

И её пространство – это степь

Никому её не переплакать

Никому её не перепеть!

*

Кто сказал Россия – это косность

И в духовном смысле это лёд?

А по мне Россия – это космос

И души возвышенный полёт!

*

Кто сказал Россия – это худо

И Россия ожидает крах

А по мне Россия – это чудо

И она останется в веках.

Публикации по теме:

Азбука здоровья для дошкольниковАзбука здоровья для дошкольников Родительское собрание «Азбука здоровья для дошкольников» Цель: Познакомить родителей с содержанием здоровьесберегающих технологий и результатами.

Фоторепортаж с праздника «Мамин День 8 Марта» Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами фоторепортажем с праздника "Мамин день 8 Марта". Сценарий я уже предлагала вашему вниманию. Какой.

Автор публикации:
Доклад из опыта работы
Опубликовано: 5 сентября 2012 в 13:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс. Рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей»
Мастер класс рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей» Подарить детям настоящую сказку можно на самый волшебный, самый веселый праздник «Новый...
Консультация для родителей «Игры на природе»
«Игры в течение дня» ( часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие...
Предновогоднее творчество
1. Мастер-класс «Елочка из ватных дисков». http://www. maam. ru/detskijsad/master-klas-elochka-iz-vatnyh-diskov. html 2. Аппликация...
Мастер-класс по изготовлению панно из фетра «Снеговик»
Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Мастер класс по изготовлению Снеговика для украшения группы к Новому году. В преддверии Нового года хочется украсить...
Картотека опытов и экспериментов
ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1. Воздух в стакане Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно...