Доклад «Будь здоров!»

Анна Клиновицкая
Доклад «Будь здоров!»

«Воспитание здорового поколения

— стратегическая задача России»

В. В. Путин

Актуальность

Все мы сегодня знаем, о том, что в современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до 5 лет включительно, то есть дети именно дошкольного возраста. ВОЗ констатирует: «проблема сохранения жизни, и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции и здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения». Поэтому сегодня по России актуально (национальный проект «Здоровье», Федеральная программа «Образование и здоровье», развитие профилактического направления в виде восстановительной медицины.

Охрана здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье» - физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед нами задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнерадостность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы.

Выдающийся педагог Я. А. Коменский ещё в свое время заметил: «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Дошкольники в этом отношении являются наиболее перспективной возрастной категорией. К сожалению, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, не смотря на усилия родителей, медиков, педагогов

Пояснительная записка

По мнению Н. А. Ноткиной, М. М. Антроповой в понятии здоровый образ жизни входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдение гигиенических норм, отказ от вредных привычек, получение положительных эмоций. Главное направление научить ребенка быть здоровым, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни.

Цель: повысить компетентность у родителей по вопросам укрепления здорового образа жизни, проводить совместные мероприятия с детьми 2-3 лет и их родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов «Я росту здоровым».

Проводить консультации для родителей.

• Создание здоровье -сберегающей среды, обеспечивающей комфортность пребывания ребенка в условиях детского сада

• Формирование у детей предоставления необходимости и заботы о своем здоровье, правильном питание, двигательной активности вместе с родителями.

Литература:

1. Гуленюк Е. И, Слисенко И. А. «Будь здоров

2. Голицына И., Шумова С. «воспитание основ здорового образа жизни у

малышей»

3. Мельникова А. А., Попова И. П. «Здоровейка в гостях у малышей», «Если хочешь быть здоров».

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Сильный, но не закаленный человек подобен

крепости с толстыми высокими стенами

в которой забыли поставить ворота»

— гласит народная мудрость.

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, fповышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем, с ростом ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия начинать предпочтительно:

в теплое время года, когда оптимально тепловое состояние детей;

при положительной эмоциональной настроенности детей.

Возобновлять занятия после перерыва только с разрешения врача. Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:

постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,

регулярность (или непрерывность,

обязательный учет индивидуальных особенностей организма,

соответствие дозировки закаливающих факторов функциональным возможностям организма,

многофакторность,

комбинирование общего и местного закаливания.

Противопоказания к закаливанию

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаливаться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Я работаю в первой младшей группе. В своей группе мы используем такие традиционные виды закаливания как, фито - терапия (полоскание рта настоями лекарственных трав, закаливание рук (игры с водой в надувном бассейне).

У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.

Полоскание горла

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2,5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40 °С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до +18—20 °С. Для большей эффективности закаливания горла мы используем настои лекарственных трав: ромашки, календулы, тысячелистника, шалфея. Можно полоскать горло минеральной водой, солевым раствором (0,5 ч. л. поваренной соли и 0,5 ч. л. питьевой соды на стакан воды).

Закаливание рук

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с

водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой

моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка. И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам целесообразнее начинать закаливание рук. Закаливание проводится по подгруппам с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 - 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаю вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка изучайте

падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно бассейна. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал в воде.

Оценка эффективности закаливания детей

Круглогодичное проведение системы закаливающих мероприятий у детей способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей.

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.

2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).

4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.

5. Динамика заболеваемости у детей:

• Уменьшение числа часто болеющих детей

• Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка

• Сокращение длительности одного заболевания (в днях)

• Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Дети, с которыми систематически проводились данные закаливающие процедуры, реже болеют, лучше развиваются физически, у них выше жизненный тонус. Все это не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает надежный фундамент будущего здоровья детей.

Литература:

1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» /Волгоград: Учитель, 2007

2. Данилова Е. Игры с водой/ Олма-пресс, 2003

3. Субботин О. Ю. Солнцев А. А. Современные методы закаливания детей в дошкольных учреждениях (информационное письмо для педиатров, педагогов, воспитателей) Иванова, 1997

4. Широкова Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении /Ростов на Дону: Феникс, 2009

Приложение 1

УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ

(гимнастики после сна)

1. «Детки проснулись»

Наши детки все проснулись,

Детки солнцу улыбнулись,

Потянулись - вот так!

И еще - вот так!

Встали все на ножки -

Бегать по дорожке.

2. «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

И друг с другом все дружили.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

Эти мишки воду пили.

А потом они плясали,

К солнцу лапки поднимали,

По дорожке побежали.

3. «Лесорубы»

Лесорубами мы стали,

Топоры мы в руки взяли!

И, руками сделав взмах,

По полену сильно - бах!

Физминутка «Представьте себе»

- Представьте себе, что вы деревья в лесу. Подул сильный, холодный, ледяной северный ветер и закачались деревья, затряслись веточки на них: Ш-Ш-Ш. (Дети поднимают руки вверх и, раскачиваясь, произносят громко: Ш-Ш-Ш-Ш.) Ветер затихает: ш-ш-ш-ш. (Дети повторяют тихо: ш-ш-ш.)

Физминутка-инсценировка

Ой-ой-ой? ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками помахал.

Всех детей заколдовал!

-Представьте себе, что вы превратились в лягушек.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Под лопух на кочку сели

Свою песенку запели.

-Какую песенку пели лягушки?

Ква-ква-ква!

(Веселые лягушки, грустные, испуганные.)

Физминутка

Дети:

Что я вам, уборщица,

Соблюдайте чистоту!

Дети произносят слова ежа, изображая его мимикой и жестами.

Вопросы по сказке:

• Как называется сказка?

• Кто ее написал?

• На какую русскую народную сказку похожа эта сказка?

• Кого в сказке В. Бианки назвал «Лесной колобок»?

• Какую песенку пел ежик?

• Кого встретил ежик на своем пути?

• Чем закончилась сказка?

• Кто расскажет нам сказку еще раз и покажет картинки?

• Дети могут рассказывать втроем или вчетвером.

Один начинает, следующие продолжают, последний заканчивает.

Если хочешь быть здоров.

Цель: Закрепить представление детей о приспособляемости человека к зимним условиям. Дать знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях. Познакомить с правилами поведения при простудных заболеваниях.

Вос-ль: Ребята, когда вы заболеете, кто первым приходит к вам на помощь?

Дети: мама, бабушка.

Вос-ль: да, а что она дает вам, когда вы болеете?

Дети: таблетки, ставит горчичники, покупает фрукты, соки.

Вос-ль: Чтобы быть здоровым, нужно закаляться. Кто знает, как надо закаляться?

Дети: гулять в любую погоду, не носить слишком теплую одежду, принимать душ, обливаться холодной водой, полоскать рот холодной водой, делать гимнастику, спать с открытой форточкой

Вос-ль: да, правильно. А еще полезно разучить комплекс упражнений по профилактике ангины.

Физкультминутка.

«Сердитый лев». Встать на колени, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Положить ладони на колени и широко растопырить пальцы, изображая когтистую лапу льва. Смотреть перед собой, открыть рот, высунуть язык, словно пытаясь им дотянуться до грудной клетки. Удерживать положение 10-15 сек, спрятать язык, отдохнуть и повторить упражнение 6-7 раз. «Лев в домике». Сложить ладони лодочкой, прикрыть ими рот и высунуть язык. Обратить внимание на дыхание, вдох делать носом, а выдох ртом. Выдыхаемый воздух, отражаясь от ладоней согревает горло. «Добрый лев». Не открывая рта, язык с усилием завернуть внутрь. Кончик согнутого языка прижать к нёбу, держать его так до появления першения в горле 6 сек. Затем его вернуть в исходное положение. Повторить упражнение несколько раз.

- Молодцы, вот вы сделали эти упражнения. У вас горло не будет болеть, если вы дома будете делать их.

- Ребята, с чего начинается болезнь, как вы ее ощущаете?

Дети: болит горло, голова.

Вос-ль: если появилась боль, значит ее надо лечить. Сразу можно таблетки не принимать, а обратиться к средствам народной медицины. Это молоко с маслом, от насморка масло растительное со свеклой, мед с молоком, чай с шиповником, чай с мятой, зверобоем, малиной. В нос полезно капать алоэ. Спину прогревать картофельным пюре с йодом. А когда принимаете лекарства, нужно соблюдать правила, которые вам помогут выздороветь.

1. Не находись на холоде.

2. Не пей и не ешь холодного.

3. Полощи горло чаще, если у тебя ангина.

4. Грей ноги в тазике

5. Соблюдай постельный режим.

6. Проветривай комнату.

7. Если очень болен - вызови врача на дом.

Дети пьют отвар шиповника.

Публикации по теме:

Конкурс «Вкусный детский сад» При обсуждении в Правительстве РФ о роли дошкольных учреждений в развитии подрастающего поколения, о необходимости вливания новых специалистов.

Презентация «Личная гигиена» Мультимедийность "Личная гигиена" Актуальность: проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. * Не смотря.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Доклад «Будь здоров!»
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 19:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благоустройство территории детского сада
Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются, учатся, гуляют...
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду»
План-конспект НОД в группе раннего развития Тема: «Дети в детском саду» Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений детей....
Консультация для родителей «Поведение детей в период адаптации».
Ваш ребёнок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по - разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идёт в группу, но...
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Развлекательный досуг «Поиски клада» для старшей группы.
Участники: воспитатель ( пират, дети. Цель: 1. Создание бодрого, радостного, веселого настроения. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи:...