Доклад «Будь здоров!»

Анна Клиновицкая
Доклад «Будь здоров!»

«Воспитание здорового поколения

— стратегическая задача России»

В. В. Путин

Актуальность

Все мы сегодня знаем, о том, что в современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до 5 лет включительно, то есть дети именно дошкольного возраста. ВОЗ констатирует: «проблема сохранения жизни, и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции и здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения». Поэтому сегодня по России актуально (национальный проект «Здоровье», Федеральная программа «Образование и здоровье», развитие профилактического направления в виде восстановительной медицины.

Охрана здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье» - физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед нами задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнерадостность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы.

Выдающийся педагог Я. А. Коменский ещё в свое время заметил: «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Дошкольники в этом отношении являются наиболее перспективной возрастной категорией. К сожалению, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, не смотря на усилия родителей, медиков, педагогов

Пояснительная записка

По мнению Н. А. Ноткиной, М. М. Антроповой в понятии здоровый образ жизни входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдение гигиенических норм, отказ от вредных привычек, получение положительных эмоций. Главное направление научить ребенка быть здоровым, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни.

Цель: повысить компетентность у родителей по вопросам укрепления здорового образа жизни, проводить совместные мероприятия с детьми 2-3 лет и их родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов «Я росту здоровым».

Проводить консультации для родителей.

• Создание здоровье -сберегающей среды, обеспечивающей комфортность пребывания ребенка в условиях детского сада

• Формирование у детей предоставления необходимости и заботы о своем здоровье, правильном питание, двигательной активности вместе с родителями.

Литература:

1. Гуленюк Е. И, Слисенко И. А. «Будь здоров

2. Голицына И., Шумова С. «воспитание основ здорового образа жизни у

малышей»

3. Мельникова А. А., Попова И. П. «Здоровейка в гостях у малышей», «Если хочешь быть здоров».

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Сильный, но не закаленный человек подобен

крепости с толстыми высокими стенами

в которой забыли поставить ворота»

— гласит народная мудрость.

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, fповышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем, с ростом ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия начинать предпочтительно:

в теплое время года, когда оптимально тепловое состояние детей;

при положительной эмоциональной настроенности детей.

Возобновлять занятия после перерыва только с разрешения врача. Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:

постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,

регулярность (или непрерывность,

обязательный учет индивидуальных особенностей организма,

соответствие дозировки закаливающих факторов функциональным возможностям организма,

многофакторность,

комбинирование общего и местного закаливания.

Противопоказания к закаливанию

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаливаться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Я работаю в первой младшей группе. В своей группе мы используем такие традиционные виды закаливания как, фито - терапия (полоскание рта настоями лекарственных трав, закаливание рук (игры с водой в надувном бассейне).

У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.

Полоскание горла

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2,5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40 °С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до +18—20 °С. Для большей эффективности закаливания горла мы используем настои лекарственных трав: ромашки, календулы, тысячелистника, шалфея. Можно полоскать горло минеральной водой, солевым раствором (0,5 ч. л. поваренной соли и 0,5 ч. л. питьевой соды на стакан воды).

Закаливание рук

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с

водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой

моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка. И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам целесообразнее начинать закаливание рук. Закаливание проводится по подгруппам с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 - 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаю вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка изучайте

падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно бассейна. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал в воде.

Оценка эффективности закаливания детей

Круглогодичное проведение системы закаливающих мероприятий у детей способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей.

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.

2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).

4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.

5. Динамика заболеваемости у детей:

• Уменьшение числа часто болеющих детей

• Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка

• Сокращение длительности одного заболевания (в днях)

• Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Дети, с которыми систематически проводились данные закаливающие процедуры, реже болеют, лучше развиваются физически, у них выше жизненный тонус. Все это не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает надежный фундамент будущего здоровья детей.

Литература:

1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» /Волгоград: Учитель, 2007

2. Данилова Е. Игры с водой/ Олма-пресс, 2003

3. Субботин О. Ю. Солнцев А. А. Современные методы закаливания детей в дошкольных учреждениях (информационное письмо для педиатров, педагогов, воспитателей) Иванова, 1997

4. Широкова Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении /Ростов на Дону: Феникс, 2009

Приложение 1

УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ

(гимнастики после сна)

1. «Детки проснулись»

Наши детки все проснулись,

Детки солнцу улыбнулись,

Потянулись - вот так!

И еще - вот так!

Встали все на ножки -

Бегать по дорожке.

2. «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

И друг с другом все дружили.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

Эти мишки воду пили.

А потом они плясали,

К солнцу лапки поднимали,

По дорожке побежали.

3. «Лесорубы»

Лесорубами мы стали,

Топоры мы в руки взяли!

И, руками сделав взмах,

По полену сильно - бах!

Физминутка «Представьте себе»

- Представьте себе, что вы деревья в лесу. Подул сильный, холодный, ледяной северный ветер и закачались деревья, затряслись веточки на них: Ш-Ш-Ш. (Дети поднимают руки вверх и, раскачиваясь, произносят громко: Ш-Ш-Ш-Ш.) Ветер затихает: ш-ш-ш-ш. (Дети повторяют тихо: ш-ш-ш.)

Физминутка-инсценировка

Ой-ой-ой? ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками помахал.

Всех детей заколдовал!

-Представьте себе, что вы превратились в лягушек.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Под лопух на кочку сели

Свою песенку запели.

-Какую песенку пели лягушки?

Ква-ква-ква!

(Веселые лягушки, грустные, испуганные.)

Физминутка

Дети:

Что я вам, уборщица,

Соблюдайте чистоту!

Дети произносят слова ежа, изображая его мимикой и жестами.

Вопросы по сказке:

• Как называется сказка?

• Кто ее написал?

• На какую русскую народную сказку похожа эта сказка?

• Кого в сказке В. Бианки назвал «Лесной колобок»?

• Какую песенку пел ежик?

• Кого встретил ежик на своем пути?

• Чем закончилась сказка?

• Кто расскажет нам сказку еще раз и покажет картинки?

• Дети могут рассказывать втроем или вчетвером.

Один начинает, следующие продолжают, последний заканчивает.

Если хочешь быть здоров.

Цель: Закрепить представление детей о приспособляемости человека к зимним условиям. Дать знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях. Познакомить с правилами поведения при простудных заболеваниях.

Вос-ль: Ребята, когда вы заболеете, кто первым приходит к вам на помощь?

Дети: мама, бабушка.

Вос-ль: да, а что она дает вам, когда вы болеете?

Дети: таблетки, ставит горчичники, покупает фрукты, соки.

Вос-ль: Чтобы быть здоровым, нужно закаляться. Кто знает, как надо закаляться?

Дети: гулять в любую погоду, не носить слишком теплую одежду, принимать душ, обливаться холодной водой, полоскать рот холодной водой, делать гимнастику, спать с открытой форточкой

Вос-ль: да, правильно. А еще полезно разучить комплекс упражнений по профилактике ангины.

Физкультминутка.

«Сердитый лев». Встать на колени, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Положить ладони на колени и широко растопырить пальцы, изображая когтистую лапу льва. Смотреть перед собой, открыть рот, высунуть язык, словно пытаясь им дотянуться до грудной клетки. Удерживать положение 10-15 сек, спрятать язык, отдохнуть и повторить упражнение 6-7 раз. «Лев в домике». Сложить ладони лодочкой, прикрыть ими рот и высунуть язык. Обратить внимание на дыхание, вдох делать носом, а выдох ртом. Выдыхаемый воздух, отражаясь от ладоней согревает горло. «Добрый лев». Не открывая рта, язык с усилием завернуть внутрь. Кончик согнутого языка прижать к нёбу, держать его так до появления першения в горле 6 сек. Затем его вернуть в исходное положение. Повторить упражнение несколько раз.

- Молодцы, вот вы сделали эти упражнения. У вас горло не будет болеть, если вы дома будете делать их.

- Ребята, с чего начинается болезнь, как вы ее ощущаете?

Дети: болит горло, голова.

Вос-ль: если появилась боль, значит ее надо лечить. Сразу можно таблетки не принимать, а обратиться к средствам народной медицины. Это молоко с маслом, от насморка масло растительное со свеклой, мед с молоком, чай с шиповником, чай с мятой, зверобоем, малиной. В нос полезно капать алоэ. Спину прогревать картофельным пюре с йодом. А когда принимаете лекарства, нужно соблюдать правила, которые вам помогут выздороветь.

1. Не находись на холоде.

2. Не пей и не ешь холодного.

3. Полощи горло чаще, если у тебя ангина.

4. Грей ноги в тазике

5. Соблюдай постельный режим.

6. Проветривай комнату.

7. Если очень болен - вызови врача на дом.

Дети пьют отвар шиповника.

Публикации по теме:

Конкурс «Вкусный детский сад» При обсуждении в Правительстве РФ о роли дошкольных учреждений в развитии подрастающего поколения, о необходимости вливания новых специалистов.

Презентация «Личная гигиена» Мультимедийность "Личная гигиена" Актуальность: проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. * Не смотря.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Доклад «Будь здоров!»
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 19:27
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...