Доклад из опыта работы «Аксиологические аспекты интеграции в эстетическом воспитании дошкольников»

Наумова Нина
Доклад из опыта работы «Аксиологические аспекты интеграции в эстетическом воспитании дошкольников»

Аксиологические аспекты интеграции в эстетическом воспитании дошкольников.

Аксиология – (от греч. ценность) – теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии.

В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры. Г. А. Струве в своей статье «Духовность – это бескорыстие» рассматривает культуру как способ жизнетворчества народа, он подчеркивает, что нельзя осваивать культуру формально. Освоение молодыми поколениями нашей национальной культуры должно соответствовать самой ее природе: это должна быть деятельно – сознательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в нее. Только тогда ее традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, только тогда можно воспитать человека-творца.

Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в нее с самого раннего детства. Одна из главных задач музыкального воспитания на этапе дошкольного детства, это задача развития его эмоциональной сферы. Гармония личности ребенка возможна только при условии гармоничного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта», как писал Л. С. Выготский. Необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки. Научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – мелодия, ритм, гармония, интонация, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Вместе с тем восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано с одной стороны со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Музыкальный образ достаточно абстрактен и предполагает множественность композиторских, исполнительских и слушательских трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути. Другое отличие музыкального образа – его динамичный характер. Музыкальный образ развертывается во времени, раскрывая свои свойства в развитии. Эти особенности музыкального образа делают его сложным для дошкольника, который оперирует главным образом представлениями о конкретных предметах и явлениях. Нужно помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание и овладеть сложным музыкальным языком. Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях по слушанию музыки произведений других, более доступных ребенку видов искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы. Значение других видов искусства в развитии музыкального восприятия и художественной культуры ребенка подчеркивали такие выдающиеся музыканты и педагоги просветители как Б. Л. Яворский и Д. Б. Кабалевский. Так Б. Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащают музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребенка. Д. Б. Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внешне-сюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись».

Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Интеграция основывается с одной стороны на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания). С другой стороны основой интеграции, применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления, является образ, замыслеваемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Дети шести лет могут выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, обнаруживать сходные и различные черты. Многие музыковеды, такие как Б. В. Асафьев, Е. В. Назайкинский, В. А. Васина-Гроссман и другие, в своих работах пишут о сходстве словесной и музыкальной речи. Сходство это – в интонациях и движениях, в членении этого движения (паузы, фразы, предложения). Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Музыкальный образ – использование усиления комплекса выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Мелодия ярко воссоздает основную мысль. Музыкальный образ развивается за счет обогащения его различными элементами музыкальной речи: лад, гармония, ритм, темп, динамика, структура, форма произведения. Сочетание выразительных средств музыки с поэтическим словом (в песне, опере, сюжетом (в программной пьесе, действием (в спектакле) делает музыкальный образ более конкретным и понятным. В музыкальном произведении настроение грусти и радости всегда внешне оформлены в интонации, ритме, гармонии. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказываемого, отношение говорящего к тому, о чем говорится, поется в песне, передается в мелодии, картине. С помощью темпа (быстрого, медленного, умеренного) можно узнать о характере мелодии, картины, стихотворения. За счет попеременного ускорения или замедления в чтении можно передать характер людей, происходящих событий, настроение текста. Длительность и своевременность пауз дают возможность создать определенный эмоциональный настрой. С помощью тембра голоса или инструмента дети узнают об эмоциональной окраске мелодии, текста, таким образом, существует тесная связь выразительной функции искусства.

Интегрированные занятия уводят детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.

Интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребенка. На них успешно решаются задачи и воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания, такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, формируется опыт нравственного поведения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавая коллективные композиции в виде игр – драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.

Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.

В содержании каждого раздела программы образования в целом представлены три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и познавательные мотивы, способствующие интеграции познания, новому синтезу информации, получаемой ребенком, тем самым, формируя у него не разрозненные знания о мире, а его целостную картину.

Публикации по теме:

Методы исследования психических процессов у дошкольников Параметры исследования: • Осведомлённость • Особенности внимания • Сенсорно-перцептивная организация • Восприятие пространственных отношений.

Уроки семьи и семейных ценностей в нашем детском садуУроки семьи и семейных ценностей в нашем детском саду Семья и семейные ценностей3 сентября в дошкольных учреждениях Волгоградской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Аксиологические аспекты интеграции в эстетическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 04:59
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...