Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования»

Ольга Коротаева
Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования»

Слайд 1

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий нетрадиционных техник с использованием:

• Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки детей, пришли к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес детей к рисованию. Наличие множества техник нетрадиционного рисования, их необычность позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Это натолкнуло нас на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования в образовательной деятельности с малышами?».

Составили перспективный план работы, написали конспекты занятий для детей младшего дошкольного возраста.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Изучили методическую литературу различных авторов: А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», И. А. Лыковой «Нетрадиционные художественные техники», М. Г. Дрезниной «Каждый ребенок – художник» Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки». и др. Здесь мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи:

• Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

• Сформировать у детей элементарные технические навыки рисования.

• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

• Научить ребят любоваться неповторимыми образами в рисунках, исполненных в различных техниках рисования.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывали, чтобы её содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Ярко, красочно оформили выставку детских работ «Наше творчество», уголок изодеятельности, пополнили его материалами, необходимыми для нетрадиционного рисования (природный материал, пробки, камешки, палочки, трубочки, катушки, разная бумага, свечи, мелки, гуашь, кисти разные, стаканчики, тарелочки и т. д.)

Во время работы мы столкнулись с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И нам удалось найти то, что нужно.

Слайд 2.3.4.5.6.7.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В своей работе мы чаще используем такие техники, как: рисования пальчиками, рисование ладошкой, рисование пробками и печатками из картошки, рисование тычком жесткой полусухой кистью, тампонирование, рисование отпечатками листьев, рисование свечкой или восковыми мелками, рисование оттиском пенопласта, рисование оттиск печатками из ластика, рисование оттиском смятой бумагой

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаем с одного цвета: даем возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Мы стараемся показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Позднее мы учим детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому мы стараемся вовремя остановить малыша и переключаем его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал, «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».

Рисование ладошкой - следующая нетрадиционная техника рисования, с которой знакомятся дети во второй младшей группе. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваем» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки».

Уже со второй младшей группы можно начинать рисовать пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Темы для рисования: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».

К концу учебного года знакомим детей второй младшей группы с рисованием «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику мы используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

К 4 годам используем технику «тампонирование».

Делаем тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Можно выбрать темы: «Одуванчики», «Облака», «Елочки».

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Сначала рисуем рисунок свечкой, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносим акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят.

Особенно интересными и оригинальными получаться рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры». К концу учебного года, т. е. к 4 годам, ребенка можно познакомить со следующими нетрадиционными техниками рисования:

Оттиск пенопластом. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях активизируем внимание дошкольника, побуждаем его к деятельности при помощи:

• игры, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризных моментов - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьб (поручений) о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкального сопровождения и т. д.

Кроме того, живо, эмоционально объясняем ребятам способы действий и показываю приемы изображения.

Каждое из наших занятий - это маленькая игра, позволяющая детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Слайд 8.9

Работая с ребёнком, неизбежно сотрудничаешь с родителями детей. Мы используем любую возможность общения с родителями для установления доверительного отношения с ними. Регулярно организовываем выставки совместных работ родителей и воспитанников, родители помогают в оформление группового помещения к праздникам.

Провели родительское собрание на тему: «Художественное творчество детей 3-4 лет, рисование нетрадиционными способами». Проводим для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, мастер классы, дни открытых дверей, выставки детских работ. Родители всегда довольны рисунками своих детей.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто, никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Слайд 10

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы) «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира» Китайская пословица глоссит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», на своем опыте я убедилась, что.

Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского художественного творчества» Перспективное планирование по художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование). Сентябрь. 1. Цветные стихи.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Планирование деятельности по теме «Речевое развитие младших дошкольников в процессе знакомства с малыми фольклорными формами» Цель: Развитие речи младших дошкольников средствами малых форм фольклора. Задачи: 1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными.

Сообщение из опыта работы «Связная речь младших дошкольников с использованием технологии ТРИЗ» В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества.

Формирование исполнительского творчества старших дошкольников посредством творческих заданий (из опыта работы) В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений всё чаще используют в своей работе собственные методы, приёмы и технологии.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования»
Опубликовано: 7 мая 2016 в 13:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Далматин» в технике объемное оригами.
Мастер – класс: «Далматин» в технике объемное оригами. Далматин – одна из самых элегантных и эффектных собак. В Англии ее назвали «Каретной собакой»,...
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...