Получи документы

Доклад из опыта работы «Возможности метода проектов в формировании представлений о семье у дошкольников»

Галина Пирогова
Доклад из опыта работы «Возможности метода проектов в формировании представлений о семье у дошкольников»

Большинство людей на вопрос «Что такое семья отвечают «ячейка общества». Она таковая и есть, от крепости и качества семьи зависит все общество. Больна семья - больно общество, здорова семья - здорово общество. От того, какими вырастут дети, зависит общество.

Социальные исследования показали, что в настоящее время в современной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, так как воспитанием детей в основном занимаются мамы. Родители мало времени уделяют детям, порой безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам. Решение этой задачи должно осуществляться не только на занятиях в ДОУ, но и в повседневном общении родителей с детьми. А наша задача, как педагогов научиться взаимодействию с родителями, используя различные формы работы с ними.

Публикация «Доклад из опыта работы „Возможности метода проектов в формировании представлений о семье у дошкольников“» размещена в разделах

Чтобы повысить психолого-педагогическую культуру взаимодействия сотрудников детского сада и родителей наш педагогический коллектив коллегиально обсудил и принял основные принципы взаимодействия сотрудников детского сада с родителями:

•Помнить о том, что ребенок — уникальная личность. В силу этого недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого, как он, нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее.

В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку, прийти на помощь.

•Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы

•Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы

•Изменить свое отношение к принципам воспитания и развития детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических способностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении

•Проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, самоделка из бумаги, лепка, рисунок и т. п.)

.Восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей

уважения к воспитателям их детей

•Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей

•Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

•Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.

Следуя этим принципам, нам педагогам не приходится воспитывать родителей с помощью авторитарных методов. Педагоги заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействуют с ними через различные формы работы с родителями. Моя практика показала, что более результативным оказался метод проектов, который я широко использую в своей работе.

Существует несколько типов проектов : исследовательский, информационный, творческий, практике - ориентированный, ролевой.

По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

По продолжительности они бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

В своей работе я использовала исследовательский краткосрочный проект «Моя семья».

Необходимость работы над этим проектом возникла после анкетирования

родителей и диагностирования детей в средней группе.

Результаты диагностики показали, что у родителей нет представлений о том, что должны знать дети о семье в определенный возрастной период. Родители не задумывались об изучении корней своих родителей, родителей, не интересовались традициями своих семей, свои обязанности по воспитанию у детей этнических представлений о семье, перекладывали на плечи образовательных учреждений,детский сад, школа). У детей в средней группе было недостаточно знаний о семье, что семья это не только папа, мама, брат, сестра, но и дедушка, бабушка, тетя, дядя. Не все дети знали отчества родителей, не знали отчество дедушек и бабушек, не говоря уже об их фамилиях.

Научить детей и родителей возможно только в процессе сотрудничества: РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ - ПЕДАГОГ. Поэтому мы пришли к выводу, что самый эффективный метод работы, в этом случае метод проектов. Потому что с его помощью формируются способности и умения самостоятельно искать необходимую информацию. Анализ и преобразование информации способствует самоорганизации, целенаправленности, это формирует информационную компетентность и культуру. Важнейшим условием осуществления совместной деятельности является активное участие ребенка и его интерес.

Работая в тесном контакте с родителями, мы определили задачи проекта и направления :

расширять представления о семье (у нее есть своя история, традиции)

Формировать представления о родственных отношениях.

Формировать элемент представления о родословной.

Реализация проекта проходила в три этапа (подготовительный, основной, заключительный).

Были проведены беседы «Моя семья», «В гостях у дедушки и бабушки» В беседе использовались репродукции известных художников. Рисовали портрет «Моя любимая мама». Дети совместно с родителями подготовили фотоальбомы «Моя семья», приготовили подарки ко дню 8 марта. Это способствовало тому, что дети старались доставить близким радость. Такие произведения как Ш. Перро «Красная шапочка», Виктора Драгунского «Мой дедушка», Николая Носова «И я помогаю», Э Машковская «Про бабушку», прививают заботливое отношение к старшему поколению, воспитывают любовь и уважение к членам семьи. У детей уточняются и обобщаются знания о семье, о водителях. Результатом проекта «Моя семья» стали совместные работы родителей и детей : организация выставки рисунком моя семья, семейные фотоальбомы, создание генеалогического древа. На заключительном этапе были составлены родословные каждой семьи и проведена творческая акция «Семейное гнездышко». В процессе, которой закрепились понятия «СЕМЬЯ», была организована творческая деятельность по созданию птичьего гнездышка, как символ семьи.

Второй проект был краткосрочный творческий «Азбука солнечного настроения».

Задачи проекта :

Формировать умение заниматься проектной деятельностью, учить

планировать свои действия;

Познакомить детей и родителей со способами создания хорошего настроения;

Способствовать формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности родителей и детей.

При оформлении страничек родители с детьми проявили творчество фантазию, мастерство, используя фотографии, рисунки, аппликации и многое другое. Единственным требованием со стороны педагогов было оформлять и заполнять страничку вместе с детьми. Оформленные семейные странички ребята приносили в группу и представляли их. С какой гордостью они рассказывали о том как вместе с папой, мамой обсуждали содержание страничек, подбирали фотографии, красивые картинки. А потом все вместе вырезали, наклеивали их, придумывали и делали надписи на оформленном листе. С любовью оформленные странички были помещены в общий альбом, который дети рассматривали, показывали гостям труппы. На материалах этого альбома в группе проводились самые разнообразные мероприятия: занятия, беседы, встречи с интересными людьми. Итогом данного проекта была презентация «Азбуки солнечного настроения», концерт и выставка "Пряничная улыбка". В подготовке презентации приняли активное участие родители и дети.

По итогам проведенной работы по проектам у детей пополнились знания о своей родословной, дети стали задумываться о своих родных и близких.

1. Подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье.

2. У детей появляется интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам.

3. У детей правильно формируется важность социального понятия «семья».

В результате проведенной работы методом проекта пополнились знания детей, мы убедились, что способности и умение самостоятельно искать, анализировать,отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию происходит в общении и деятельности ребенка и взрослого.

Научились фиксировать полученную информацию (рисунки, символы, научились сопоставлять, анализировать, обобщать, классифицировать, систематизировать. Исходя из опыта работы, метод проекта оказался наиболее эффективным средством в формировании информационной компетентности дошкольника.

Публикации по теме:

Каникулы, каникулы…Каникулы, каникулы… Как я уже писала в своем блоге, моя младшая дочь Маргарита, занимается в общественной организации " Видергебург". Это добровольное молодежное.

Семья А семья-это дом. Это двое и третий, И, быть может, четвертый, и пятый потом. Это теплые строки в желанном конверте, Если машет разлука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Возможности метода проектов в формировании представлений о семье у дошкольников»
Опубликовано: 29 января 2014 в 06:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД