Получи документы

Доклад: «Культурное наследие Казахстана и традиции семьи».

Айман Алибаева
Доклад: «Культурное наследие Казахстана и традиции семьи».

"В вашей семье и под вашим руководством

растет будущий гражданин.

Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль

должно приходить к детям".

А. С. Макаренко.

Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе, что отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Публикация «Доклад: „Культурное наследие Казахстана и традиции семьи“,» размещена в разделах

В условиях перехода на 12-летнее образование основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа, знакомство детей с культурным наследием и историей страны, республики в которой живешь. Поэтому одной из задач в годовом плане школы / сада №35 «Звоночек» была выбрана:«Духовно-нравственное развитие личности через ознакомление с традициями семьи и культурным наследием Казахстана».

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.

У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Например: игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Развивая интерес к национальным играм и желание играть, постоянно применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни. Наши предки широко использовали народный фольклор– это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки. Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача показать, что Казахстан очень большая, богатая, многонациональная страна. Поэтому на занятиях знакомим детей с картой Казахстана, с символикой. Рассматривая карту, дети изучают границы Казахстана, находят на ней главный город – столицу Астану, свой родной город Кокшетау и другие крупные города Казахстана. Тут же при рассматривании детям предлагаются поисковые вопросы: «Что может рассказать карта о Казахстане, а также игры - упражнения: «Казахстан-это страна, а Астана? Копа-это озеро, а Иртыш?». Использование таких игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы - они легко воспринимаются детьми и легко переносятся с занятия в повседневную жизнь. Во время знакомства с флагом и гербом Казахстана рассказываем детям о символическом значении цвета и образов. Например, при ознакомлении с флагом Казахстана, детям объясняем, что цвет флага нашей страны – голубой. Это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще цвет неба.

Оно как крыша дома, под которой живут миллионы людей. И солнце на флаге не случайно - оно дает жизнь всему живому на Земле. Его лучи похожи на зерна. Хлеб-это богатство. Есть хлеб, значит будут сыты жители страны. Беркут символизирует силу, мужественность, мудрость народа. Для повторения и закрепления знаний о символике Казахстана проводим дидактические игры: «Назови символику», «Подбери символику», «Собери флаг», «Сложи герб», «Найди отличия»- цель обобщить представления детей о происхождении и функциональном назначении герба и флага. На занятиях стараемся знакомить детей с географическими и природоведческими представлениями Казахстана, его природными и климатическими условиями, его растительностью, животным миром. Каждый город богат своей историей и традициями! Важно передать эти знания и гордое отношение к месту, где родился. Например, Кокшетау – это край причудливых гор и чарующих сосен. Край танцующих рощ, серебристых озер. Край легенд о батырах, певцов, акынов. Край, где родились, и выросло много знаменитых людей: Биржан – сал, Акан – сере и др. Формируем у детей представления о разных видах народного искусства. Знакомство с народным искусством развивает у детей вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующим поколением. С этой целью используем макет юрты в кабинете казахского языка. Детей знакомим со строением юрты, с ее предназначением, отличием юрты от других жилищ, ее убранством и утварью. Рассматривая домашнюю утварь, одежду, ковры, мебель, обращаем внимание, что они украшены орнаментом. Орнамент это не просто картинка для красоты. В нем заключается тайный смысл, который может понять тот, кто знает язык орнамента. Он играет роль благополучия или оберега от злых духов. Так на занятиях по рисованию, аппликации, лепке знакомим детей с национальными орнаментами казахского народа. Дети с удовольствием рисуют, лепят. Историю прошлого и настоящего Казахстана дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Самым любимым является древний праздник Наурыз. Цель праздника показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и легендами казахского народа. В условиях перехода на 12- летнее образование, воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями с семьей. Семья для ребенка - источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. Используя возросший в настоящее время интерес родителей к своей генеалогии, к своим корням, применяем такие формы взаимодействия, как совместные с детьми сочинения о традициях и интересах семьи, составление семейной родословной, буклетов «Что означают наши имена?». Для этого предложили родителям создать альбомы, буклеты о своей семье, традициях и т. д.

Темы для создания семейного альбома.

1. Мой дом (интерьер дома).

2. Кто живет в нашем доме (состав семьи).

3. Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).

4. За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).

5. У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).

6. Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).

Но в процессе этой работы сталкиваемся с определенными трудностями: в молодых семьях вопросы нравственного воспитания и духовности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, мы считаем, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Мы надеемся, что партнерские отношения между педагогами и родителями помогут, нашим детям вырасти настоящими патриотами своей мирной, процветающей, быстро растущей страны, известной и уважаемой во всем мире.

Литература:

1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения 2012г.

2. Программа воспитания и обучения детей младшего возраста «Зерек бала»

Тирская И. А., Дрыгина Т. Л., Калашникова Т. М.

3.«Волшебный хоровод» Для детей разных возрастов - Шымкент: ТОО «Шикула и К», 2006г.

4. КовшарьА. Ф., Ковшарь В. А. «Животный мир» Научно-популярное издание – Алматы: ОАО «Алматыкітап», 2003г.

5. Жнібеков. «Казахский костюм» Алматы, 1996г.

Публикации по теме:

Праздник «Игры народов Казахстана», посвященный Дню независимости Казахстана Комплекс детский сад-школа № 9 Подготовила: Толеубекова Ш. С. п. Южный - Добрый день, дорогие друзья, уважаемые учителя и гости праздника.

Сценарий праздника «В единстве сила» к 20-летию Ассамблеи народов Казахстана Цель мероприятия - развития национального самознания и активной гражданской позиции, создание условий для самореализации детского коллектива.

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными,.

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи» (с презентацией) Из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи». У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,.

Фотоотчет «День Первого Президента Казахстана»Фотоотчет «День Первого Президента Казахстана» Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию фото отчет. Посвященный дню первого президента Республика Казахстан. К.

Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет)Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет) Бывали ли Вы в Таганроге? Нет? Тогда Вам обязательно надо там побывать. Наш родной Таганрог расположен на юге России, на берегу Азовского.

Мастер-класс «Культурное наследие Южного Урала» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Обручевкий детский сад» мастер класс «Культурное наследие Южного Урала».

Развлечение к Дню языков Казахстана в средней группе «Наша Родина — матушка Россия!» Образовательная область : творчество, познание, социум, коммуникация Раздел: музыкальное,ознакомление с окружающим, художественная литература,.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Реки и озёра Казахстана» Урок №17-18 Дата: Тема: Реки и озёра Казахстана. Цели и задачи: Сформировать знания о реках и озёрах Казахстана 1. Повторить имеющиеся.

Родительское собрание в старшей группе «Культурное поведение» Собрание в старшей группе Звучит песня В. Шаинского «Улыбка». Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Как вы думаете, почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад: «Культурное наследие Казахстана и традиции семьи».
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 14:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД