Доклад на городские педагогические чтения «Повышение роли отца в воспитании дошкольника»

Шевелёва Светлана
Доклад на городские педагогические чтения «Повышение роли отца в воспитании дошкольника»

«Не надобно другого образца,

когда в глазах пример отца»

А. С. Грибоедов

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо, как женское, так и мужское влияние. Если мама, действующая добротой и лаской, большую роль играет в воспитании гуманистических черт характера, то отец - своеобразный пример, модель социализации ребёнка. Можно с уверенностью утверждать, что ребёнок, в силу обстоятельств обделённый любовью родителей или даже одного из них, например, отца, вряд ли научится дарить и понимать её в дальнейшем. Потеряв доверие к отцу, он может утратить доверие ко всем людям, и вырасти человеком не умеющим любить, доверять и заботиться о других. Отец приносит вести со своего - мужского мира, с которыми ребёнок сталкивается, стоит ступить ему за порог. И доверяя папе, он входит в него без страха. А вот девочка воспринимает отношения между мамой и папой, как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Отец помогает девочке более адекватно вести себя с мальчиками, сформировать устойчивую самооценку. Поэтому важно показать мужчину в семье не только, как источник дохода или мастера на все руки, но и незаменимость его интеллектуального вклада в воспитание ребёнка.

Именно поэтому работа с родителями, особенно отцами – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности в группе. Разрабатывая это направление, мы построили чёткую стратегию сотрудничества, постарались найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания.

Цели данного направления: 1. Помочь отцам в осознании своей роли в воспитании и образовании детей. 2. Предупредить появление отчуждения между ребёнком и отцом. С учётом поставленных целей были выдвинуты следующие задачи: 1. Пополнить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями; 2. Помочь научиться уважать ребёнка как личность; 3. Вовлечь в педагогическую деятельность, заинтересовать участием в воспитательно-образовательном процессе;

Отношения между ребёнком и отцом будут более успешны, если он научится любить, понимать ребёнка, принимать таким, какой он есть.

В своей работе с родителями я использовала различные формы: родитель-ские собрания, семинар-практикум, анкетирование, беседа, консультации, мастер-класс; родительские сочинения, проект, день открытых дверей, родительский клуб, совместные мероприятия с детьми, тематические выс-тавки, домашние задания.

Но анализируя посещаемость этих мероприятий, выяснилось, что в большинстве случаев приходят мамы и бабушки и очень редко папы. От общего количества присутствующих родителей папы составили всего 1,3%. Это явилось одной из причин выбора основным направлением в работе с родителями – взаимодействие с отцами воспитанников.

Свою деятельность я построила на основе проекта «Школа заботливых отцов». Для начала я провела анкетирование отцов, из результатов которого выяснилось:

- что отцы считают важным в воспитании; - что является предметом их основной заботы; - как организовывается совместная деятельность в семье. А так же анкетирование показало, что:

10% отцов моих воспитанников занимают активную позицию в воспитании детей; 25% воспитанием занимаются периодически; 65% воспитанием своих детей не занимаются, переложив эту обязанность на мам.

Таким образом, по результатам анкетирования мной был составлен проект «Школа заботливых отцов», подобран материал.

Цель данного проекта: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через совместную деятельность отцов, детей и педагога; систематическое включение отцов в решение проблем группы.

Для того, чтобы помочь отцам определить степень своего участия в воспитании ребёнка и осознать ответственность за него, был организован семейный клуб «Радость общения». На клубных встречах папы с интересом обсуждали вопросы воспитания детей, дискутировали, спорили. Например, на одной из таких встреч на тему «Надо ли наказывать ребёнка? Если надо, то как?», папы высказывали разные точки зрения и каждый отстаивал свою позицию. Но в результате пришли к выводу: «Физическое наказание детей противопоказано. Наказать можно и взглядом и словом!» В рамках основного проекта прошёл мини проект «Один дома».

Целью данного проекта было: сформировать навыки безопасного поведения у детей, а так же приобщить отцов к решению данной проблемы в семье. Для реализации проекта папы вместе с детьми подготовили рисунки и поделки по технике безопасности дома. А так же была организована фотовыставка по теме «Опасные места дома». Папы со своими детьми стали активными участниками районного конкурса на противопожарную тему. Одна из работ заняла первое место. В рамках этого же проекта привлекла пап к участию в жизни группы для организации познавательной деятельности детей по теме: «Папа может быть кем угодно», где проходило знакомство с интересными профессиями отцов. Так, например, папа, который работает пожарником, рассказал по какой причине может возникнуть пожар и какие несчастные случаи могут произойти с детьми. Ребята узнали, что опасен не только огонь, но и дым. Была проведена практическая часть, где дети учились тушить возгорание. Дети с интересом слушали, задавали много вопросов, а Аня гордилась: «Это мой папа!»

Не менее интересно прошла встреча с папой – милиционером, по теме «Ребёнок и другие люди». Дети узнали, чем может быть опасен незнакомый взрослый.

Результатом мини – проекта стала: Выставка рисунков детей на противопожарную тему; оформление фотоальбома; совместная мультимедийная презентация по безопасному поведению детей дома, участие в районном конкурсе поделок.

Очень интересным получился конкурс сочинений «Ребёнок папиными глазами», в котором папы с любовью описывали своих дочек и сыночков, а одно сочинение было написано в стихах. Впоследствии один из пап сказал, что даже представить себе не мог, что он на такое способен, ведь обычно такими вещами занимается мама.

Оригинальной получилась фотовыставка под названием «Где бывали, что видали». Для которой папы представили фотографии своего совместного отдыха с детьми, а дети сочинили небольшие описательные рассказы: «Как мы отдыхали с папой!» После выставки фотографии и рассказы оформили в альбом, который был популярен, как у детей, так и у взрослых.

На семинаре - практикуме «Здоровая семья – здоровый малыш» информировала пап о факторах, влияющих на физическое здоровье детей, рассказала и о воздействии личного примера.

А для того, чтобы научить отцов, как укреплять и сохранять физическое здоровье ребёнка, в какие подвижные игры с ними играть, совместно с инструктором по физкультуре провела мастер-класс «Играем вместе с малышом», на котором папы не только учились в какие игры и как играть с детьми, но и сами с удовольствием соревновались, играли в городки, перетягивали канат. И как результат: снижение заболеваемости и совместный спортивный праздник: «Папа и я – лучшие друзья». Сколько радости, удовольствия испытывают все. Глаза моих воспитанников светятся, каждый чувствует гордость за своего папу перед сверстниками. И, безусловно, авторитет папы у ребёнка растёт!

Одной из действенных форм работы с родителями является проведение дня открытых дверей. И я решила организовать день открытых дверей для отцов. Данная форма работы отличается тем, что в ней познавательное начало, как бы скрыто за внешней видимостью знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру – это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие научить даже тогда, когда человек на это не настроен, он шёл в д/с, руководствуясь простым желанием просто посмотреть.

Цель мероприятия: ознакомление отцов с распорядком дня группы, повышение интереса к вопросам укрепления здоровья детей. Папы поняли, что утренняя гимнастика не просто игра, на гимнастике дети готовят свой организм к дальнейшей деятельности. И как результат: сокращение числа детей не успевающих на зарядку.

В анализе папы делились впечатлениями о просмотренной деятельности и высказывали мнение, что для себя узнали нового.

С целью сближения родителей и детей в процессе совместного творчества, была проведена творческая выставка «У осени в корзинке», где дети вместе с папами изготовили поделки из природного материала. Папы попробовали себя в качестве природных мастеров.

Поздней сенью была проведена акция «Кормушка», папы с удовольствием откликнулись, было изготовлено много различных кормушек. Были выявлены победители в следующих номинациях: «Самая прочная кормушка» «Самая оригинальная кормушка» «Самая большая кормушка» Участие в конкурсе- акции имело большое воспитательное значение. Всю зиму папы вместе со своими детьми вели наблюдение за своими кормушками, а приходя в д/с, дети делились впечатлениями. Отсюда возникла идея проведения папиного мастер-класса для детей: «Кормушка своими руками»

Под руководством творческого и мастерового папы, дети научились сами делать кормушки из бросового материала.

В результате проведённой работы:

- повысилась педагогическая компетентность и активность отцов; посещаемость проводимых мероприятий отцами возросла до 45%

- у них изменилось представление о собственной роли в воспитании ребёнка;

Отцы стали активными участниками в жизни группы.

Итоговое анкетирование показало, что у отцов изменилось представление о собственной роли в воспитании детей: количество пап, осознанно занимающихся воспитанием детей, возросло до 40%.

Публикации по теме:

Дерево жизни КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Дерево жизни» старшая группа Задачи: продолжать знакомить детей с системой внутрисемейных связей и взаимоотношений. Дать.

Родительское собрание для пап «Роль отца в жизни и воспитании детей» 1. Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить одну из важнейших тем – «Роль отца в жизни и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Доклад на городские педагогические чтения «Повышение роли отца в воспитании дошкольника»
Опубликовано: 19 марта 2013 в 18:44
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...