Доклад на городском семинаре «Я имею право»

Елена Цыганова
Доклад на городском семинаре «Я имею право»

Защита прав особая проблема государства и общества в целом.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития.

Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

• Всеобщая декларация прав человека (1948 г)

• Декларация прав ребёнка (1959 г.)

• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

• Семейный кодекс Российской Федерации

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

• Закон «Об образовании»

• Конституция Российской Федерации

Конвенция о правах ребенка содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

• Выживание

• Развитие

• Защита

• Обеспечение активного участия в жизни общества

В нём заложены два основополагающих принципа:

1. ребёнок – самостоятельный субъект права, т. е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, которыми он наделен с момента рождения.

2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Какие задачи ставят педагоги?

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.)

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях:

1. педагогическими кадрами

2. родителями

3. детьми.

Работа с педагогическими кадрами началась с информирования воспитателей об их собственных правах и о правах личности вообще, через знакомство с нормативными документами.

Я, старший воспитатель, разъясняю педагогическому коллективу значение Конвенции о правах ребенка как документа высочайшего педагогического значения, который:

- Помогает преодолеть авторитаризм в отношении к детям

- способствует выявлению личностных особенностей детей и их учету при выборе методов воспитания.

- ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями и учреждениями здравоохранения и культуры в целях развития личности и соблюдения прав детей на охрану здоровья, отдых, досуг и участие в культурной жизни.

Для работы с педагогами составлен план методической работы.

План методической работы на год.

Сентябрь • Изучение документов "Всеобщей декларации прав человека", "Конвенции ООН о правах ребенка", "Семейного кодекса РФ".

Октябрь • Семинар "Актуальность проблемы гражданско-правовых знаний детей".

• Обсуждение вопросов в "Правовой академии педагогов".

• Создание клуба для родителей "Семейный очаг".

• Разработка анкет - опросников для родителей.

Ноябрь • Подготовка педагогического совета по теме "Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми»"

• Работа с молодыми специалистами - консультация

«Правовое образование дошкольников»

• "Для чего необходимо знать свои права и обязанности".

Декабрь • Диагностика профессиональных качеств педагогов.

Семинар "Безопасность ребенка в детском саду и в семье".

• Диспуты «Права ребенка в детском саду: за или против».

Январь • Педагогический мост "Развитие у ребенка положительного отношения и чувства симпатии к народам разных национальностей".

Февраль • Практикум "Общение между нами и детьми?"

• Мини-дискуссии на тему "Как бы ты поступил?"

• Изучение проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми.

Март • Проведение "Недели прав ребенка".

«Путешествие по сказкам» открытое занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе.

• Деловая игра «Знаем ли мы права ребенка»

Апрель •Интеллектуальная игра «Шире круг».

• Консультация "Ребенку необходимо самоуважение".

Май • Анализ деятельности ДОУ за год по проблеме "Формирование основ правового сознания у дошкольников".

• "Наши планы на будущее".

Таким образом в работе с педагогами используются следующие формы работы:

Анкетирование

Консультирование

Посещение и анализ открытых занятий

Семинары - практикумы

Деловые игры

Работе с родителями

В Конвенции ООН о правах ребенка особо подчеркивается важность семьи для гармоничного развития детей. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее обеспечение его интересов. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с содержанием Конвенции ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ.

С этой целью проводится ряд мероприятий:

1. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребенку. Проводит педагог-психолог или воспитатель в начале и в конце учебного года.

2. Общие родительские собрания: «Конвенция ООН о правах ребенка — документ для взрослых и детей», «Твои и мои права».

3. Групповые родительские собрания по ознакомлению с направлениями работы по правовому воспитанию дошкольников.

4. Проведение открытых занятий для родителей, показ учебных видеофильмов.

5. Привлечение родителей к участию в занятиях на темы:

«Моя семья», «Право на жизнь», «Право на защиту».

6. Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры.

7. Оформление наглядного материала в родительских уголках.

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и незакомплексована. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.

Прежде чем начать знакомить детей с их правами, надо подвести ребенка к осознанию себя человеком, членом общества. В процессе реализации программы уточняются представления детей о мире, о разных странах, о России как о родной стране. Формируется понимание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все они имеют равные права. Нравственное воспитание одно из ведущих направлений в работе по правовому воспитанию дошкольников. На занятиях дети учатся считаться с мнением и интересами других («Право на собственное мнение», защищать слабых («Право на защиту», «Дети-сироты», «Дети-беженцы», справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимозависимости между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

• ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т. п.);

• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т. п., их презентация).

Информация для воспитателя.

• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.

Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

• ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т. п.);

• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т. п., их презентация).

Публикации по теме:

Проект «Правовое обеспечение в ДОУ» Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать зашита прав ребенка. Здесь имеется в виду, в первую очередь,.

Задачи родительского комитета Родительский комитет МБДОУ ДС № 15 В состав родительского комитета входят по два представителя от каждой группы детского сада, которые.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Обучение грамоте
  • Логические загадки
Автор публикации:
Доклад на городском семинаре «Я имею право»
Опубликовано: 23 января 2014 в 19:29
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....