МААМ-картинки

Организация внеурочной деятельности младших школьников

Елена Киселёва
Организация внеурочной деятельности младших школьников

Доклад на методическом объединении «Организация внеурочной деятельности младших школьников»

1. Понятие «внеурочная деятельность»

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

Публикация «Организация внеурочной деятельности младших школьников» размещена в разделах

Сегодня, существует массу точек зрения, на определение понятия «внеурочная деятельность», рассмотрим некоторые из них.

Ильина Т. И, внеурочную деятельность называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы.

Советова Е. В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

2. Виды и направления:

Во внеурочной деятельности, так же, как и в любом другом виде деятельности, существует свои виды и направления.

Виды внеурочной деятельности :

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности : спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельность школьников находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии, происходит под влиянием внеурочной работы.

3. Функции

Функции внеурочной деятельности в школе :

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

4. Роль

Таким образом, внеучебная деятельность – это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента.

Роль внеучроной деятельности велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц.

Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.

Во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеурочная деятельность строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик плохо успевает по предмету.

5. Театрализация как метод работы внеурочной деятельности младших дошкольников.

Организация детского досуга не может обойтись без внесения элементов художественности, в частности театрализации. Показ, оживление, художественное осмысление того или иного факта, документа, события являются сутью театрализации как творческого и художественно педагогического метода

Театрализация как специфический творческий метод способствует превращению игровой программы, праздника, представления, концерта в бифункциональную форму искусства, в котором «информационно педагогическая функция соединяются с художественно эстетической».

И. М. Туманов указывает, что «театрализация помогает возникновению у каждого участника детского праздника и других зрелищных форм потребности к действию, к сотворчеству».

Театрализация предполагает не только особую организацию материала для младших школьников, но и игровую основу их деятельности. Педагогика, философия и психология рассматривают игру как форму моделирования социальных отношений, как одно из важнейших средств воспитания. Еще А. В. Луначарский подчеркивал, что «слово «игра» принадлежит к числу величайших на языке человеческом и знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры».

Значение театрализации в современном мире чрезвычайно велико. Однако воспитательный эффект ее использования целиком зависит от того, в чьих руках и с какой целью этот метод находится и применяется.

Подчеркивая самостоятельную художественную ценность драматургии и режиссуры театрализованных форм досуга, можно с уверенностью говорить об их педагогической значимости, ведь речь идет об искусстве, наиболее тесно связанном с жизнью. В театрализованных формах досуга жизненный материал обрабатывается по всем законам драматургии, пишется и воплощается по правилам сценарного мастерства и режиссуры. Очевидно, как их знание необходимо организатору массовых театрализованных зрелищ и других форм детского досуга.

В основе драматургии массовой досуговой деятельности лежит сценарий. Сценарий — художественно образная основа зрелищного мероприятия. В нем монологи могут чередоваться с диалогами, также описываются все действенные моменты и использование различного рода технических средств. Действие должно быть зрелищным и увлекательным, а сценарий должен быть «зримым», а не просто описательным. Он должен давать ясное представление о том, как все будет происходить в действии.

Приступая к работе над сценарием, необходимо, прежде всего, иметь представление о том, для кого и с какой целью будет проводиться мероприятие. Важно определить его педагогические и художественно творческие задачи, предполагаемый состав участников, художественно эстетические, материальные возможности и запросы, традиции местной аудитории, возрастные и интеллектуальные возможности и запросы участников и зрителей.

Автору сценария следует иметь четкое представление о форме зрелищно игрового досуга, специфике театрализации того или иного вида работы. Он должен решить композиционную задачу сценария, расположение компонентов, составляющих его действие, и установить смысловую и художественно образную связь между ними. Единства действия можно достигнуть при помощи сюжетного или сценарно режиссерского хода, который может стать сквозным стержнем мероприятия.

Сценарий должен иметь начало действия, развитие и кульминацию. Он может содержать в себе игры, художественные номера, развлечения, награждения отличившихся учеников, аттракционы, шествия, фейерверки и многое другое. Все компоненты сценария связываются текстами ведущих, которые зачастую бывают стихотворными, поскольку поэтическая речь всегда выразительна, эмоциональна и наиболее востребована детской аудиторией.

Организатору театрализованного досуга младших школьников важно помнить об их возрастных возможностях восприятия зрелищ, а также о том, что каждая форма массовой досуговой деятельности имеет свои компоненты, составные части, эпизоды. Каждый эпизод тоже должен строиться на основе общих драматургических принципов и иметь кульминационные точки.

От того, насколько грамотно и четко будет составлен постановочный план, как детально он будет разработан, в значительной степени зависит успех проводимого мероприятия.

Постановочный план состоит из двух частей. В первой содержится разработка структуры и основные блоки действия, игры, описание использования звука, света, музыки и четкое чередование эпизодов.

Вторая часть постановочного плана представляет собой монтажный лист, являющийся последовательной записью всех составных элементов досуговой формы.

Каждый эпизод в постановочном плане расписывается следующим образом: его наименование, перечисление участников, место проведения, реквизит, художественное оформление, характер и содержание звукового сопровождения, ответственный за проведение.

Досуговая творческая деятельность младших школьников является одной из ведущих по значимости, поскольку с ее помощью идет процесс формирования коммуникативных качеств учеников, а также она помогает удовлетворению их личностных потребностей.

На технологию организации досуговой деятельности школьников влияют социальная значимость мероприятия, место его проведения и содержание.

Главнейшей педагогической задачей является привлечение всех учащихся к участию в подготовке и проведении конкретной досуговой формы. В ходе подготовки важно, чтобы не только педагоорганизатор, но и его воспитанники понимали цели и задачи мероприятия, могли ответить на вопросы: «Зачем мы это делаем?», «Для кого будет проводиться это мероприятие?», «Какой возраст предполагаемой зрительской аудитории?».

1. Луначарский А. В. Искусство и молодежь. М., 1929.

2. Опарина Н. А. Сценарии и пьесы для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга. М., 2008.

3. Разумный В. А. Выступление на семинаре ВТО: Стенограмма. Текущий архив ВТО. Март, 1979.

4. Туманов И. М. Ради жизни на земле // Культурно просветительная работа. 1975. № 3.

5. Фрумкин Г. М. Сценарное мастерство: кино — телевидение — реклама: Учеб. пос. М., 2008.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность:  На мой взгляд, позитивное содержание.

Консультация «Патриотическое воспитание младших школьников» Консультация на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников» Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных.

Профилактика нарушений осанки у младших школьников Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений осанки у младших школьников» По данным Министерства образования и Министерства.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Организация совместной и самостоятельной деятельности младших дошкольников по темам 8 Марта Беседы «Мамины помощники». Рассматривание иллюстраций из книги А. Пахонова «Важные дела», Е. Благинина «Вот какая мама». «Игры наших.

Компьютерная зависимость у младших школьников с ОВЗ Интерес, порождающий манию Если человек не сумеет сам заметить опасность, если не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности,.

Развитие познавательной активности младших школьников Гайдарова Д. М., студентка психолого-педагогического факультета,5 курса, филиал СГПИ г. Буденновске г. Буденновск, Российская Федерация.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Успешная адаптация младших школьников Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения,.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация внеурочной деятельности младших школьников
Опубликовано: 30 октября 2018 в 13:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД