Проблемы адаптации в ДОУ

Светлана Томенко
Проблемы адаптации в ДОУ

«Проблемы адаптации в ДОУ»

Начало учебного года - трудная пора в детском саду. Дети-новички тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего ребенка. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а ведь воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить ребенка, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. С приходом в сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, наименее травматичным.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

3. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

4. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервнопсихическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

• тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1-й вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учереждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопёкой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

* перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

* стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

* привычная форма поведения избалованного ребенка;

* своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

* отсутствие уважения взрослых к ребенку;

* реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;

* утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

* болезнь, страх наказания;

* незрелость волевой сферы;

* желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

* неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);

* воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, постоянная критика ребёнка.

В проведении любого процесса в ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Требования к созданию психологического микроклимата и эмоционального фона в группе:

1. Минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных: не бить кого - либо; не ломать игрушки.

2. Предоставление, по возможности, максимальной свободы действий.

3. Обеспечение эмоциональной поддержки ребенка. Выполнение этого требования является условием, при котором у ребенка формируется чувство «безопасности».

4. Создание и представление возможности «выплеска» – то есть таких условий, которые способствуют тонической сбалансированности эмоций.

5. Обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма.

6. Отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка.

7. Демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям.

8. Постоянное внимание по всем аффективным проявлениям ребенка.

9. Превалирование приоритета в системе общения: «ребенок – ребенок» и использование лишь по мере необходимости системы общения «ребенок – взрослый». Это требование обусловлено тем, что потребность в самовыражении и в самоутверждении особенно ярко проявляется в совместной деятельности сверстников, где их одобрение как и осуждение более эмоционально значимы для ребенка. Сверстник имеет близкие: интересы, общие переживания, одинаковый уровень возможностей.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Родители часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни и испытывает множество трудностей. Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, - необходимо тесное сотрудничество с родителями и проведение анкетирования.

В первые дни следует предлагать ребенку помощь и оказывать её, когда это нужно ребенку. Если ребёнок не умеет или не хочет, например, сам одеваться, ему следует помочь, сказав при этом: «В детском саду принято одеваться самим, без посторонней помощи, но сейчас я тебе помогу, а скоро ты сам научишься это делать.»

Помните, что дошкольнику необходимо регулярно повторять последовательность операций при различных видах деятельности, особенно для младших дошкольников. В большинстве случаев успешнее проходит обучение в совместной деятельности со взрослым.

Старайтесь добиться доверительных отношений с ребенком. Помните, что от этого во многом зависит характер адаптации. Если воспитатель будет нравиться ребенку, то многие проблемы, связанные с приходом в детский сад, будут сняты.

Для детей старшего возраста имеют большое значение способы вхождения их в ролевую структуру группы. Важно, чтобы воспитатель помог ребенку не только познакомиться со всеми детьми группы, но и организовал такие виды совместной деятельности, которые помогли бы новенькому ребёнку почувствовать себя членом коллектива сверстников.

Правила проведения игр – занятий в адаптационный период:

1. Дети добровольно участвуют в игре.

2. Взрослый должен быть непосредственным участником игры, причем самым активным, эмоциональным и позитивно настроенным.

3. Игры необходимо повторять многократно.

4. Наглядный материал для игр не должен быть повседневным, обыденным.

5. Не оценивайте детей в игре, дайте им проявить, выразить себя.

Использованные материалы:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.

2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб. ; Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128 с. (илл.)

3. Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации и развитию детей в условиях ДОУ «Здравствуй, детский сад!». Сост. Минибаева С. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные игры в адаптационный период:

«Давайте познакомимся!».

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет свое имя и имя ребенка, которому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры.

«Раздувайся, пузырь».

Дети вместе с воспитателем делают тесный кружок – это сдутый пузырь.

Взявшись за руки, начинают произносить слова, постепенно расширяя круг:

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!»

Затем ведущий говорит: «Хлоп!» – пузырь лопается, все дети сбегаются к центру или разбегаются по группе (разлетелись пузырьки).

«Расскажи стихи руками».

Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений. Воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, затем - еще раз, повторяя движения вместе с детьми.

Примеры стихотворений:

Заинька - зайка (прыжки, имитация движений зайца,

Маленький зайка (садятся на корточки, показывают расстояние от пола,

Длинные ушки (приставляют ладошки к голове,

Быстрые ножки (побежали)

Заинька - зайка

Маленький зайка (движения повторяются,

Деток боишься (обхватывают себя руками, изображая страх, дрожат,

Зайка - трусишка.

«Найди игрушку».

Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала это не так сложно, например: «Игрушка лежит в раздевалке на подоконнике». Затем - сложнее, например: «Игрушка в спальной, под подушкой на Надиной кроватке». Можно загадывать и так: «Мишка в раздевалке вешает штанишки в Ирин шкафчик», «Кукла моет посуду» и т. п.

«Иди ко мне»

Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой хороший ко мне Коля пришел!». Игра повторяется.

«Хоровод с куклой» (проводится с двумя - тремя детьми)

Материал: кукла средних размеров.

Ход игры:

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит каждого по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант: игра проводится с мишкой.

Публикации по теме:

Проблемы и поиск современных форм сотрудничества в ДОУ В современном мире всё больше родителей интересует вопрос о воспитании подрастающего поколения. Ведь близкие люди хотят видеть своего ребёнка:.

Актуальные проблемы использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В современном мире, в т. ч. и в России, существует проблема ухудшения здоровья людей, поэтому встает вопрос о превентивной работе по формированию.

Игротренинг «Божья коровка» в первой младшей группе по адаптации к ДОУИгротренинг «Божья коровка» в первой младшей группе по адаптации к ДОУ В наш детский сад пришли совсем маленькие воспитанники. Нам необходимо помочь им преодолеть стресс от разлуки с мамой, привыкнуть к новым.

Автор публикации:
Проблемы адаптации в ДОУ
Опубликовано: 23 октября 2017 в 23:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...