Лучший педагог года

Доклад на тему: «Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования»

Елена Непрокина
Доклад на тему: «Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования»

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования были утверждены 23 ноября 2009 года Приказом министерства образования и науки РФ. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание дошкольного образования необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Публикация «Доклад на тему: „Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования“» размещена в разделах

Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.

Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. Начиная с раннего возраста, педагоги должны обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности, которые позволят ему успешно обучаться в школе. Для этого и возникла необходимость определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Таким образом, Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами дошкольных учреждений важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Ведь на данный момент существующие комплексные программы дошкольного образования не соответствуют федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса пересмотрен.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, современная модель дошкольного образования направлена на :

1) желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

2) создание условий для того, чтобы педагоги могли учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

3) попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

4) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

5) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6) ориентацию на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями и социумом.

В соответствии с действующим законодательством установлены основные требования к структуре, объему и соотношению частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа должна:

- предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра.

При осуществлении планирования как одной из главных функций управления процессом реализации ООП, вышеуказанные положения ФГТ могут лечь в основу внутренней структуры планирования образовательной деятельности.

В настоящее время в большинстве образовательных учреждений планирование можно свести к одному обобщенному варианту: учебный блок (сетка занятий, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. При этом по разным причинам, приоритетную позицию занимает учебный блок. Наибольшее распространение получили методики, в которых реализация поставленных задач осуществлялась через систему занятий. Занятия наиболее приблизились к школьной системе обучения.

Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;

- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь - игра, как ведущая деятельность дошкольников, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, то ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:

Детская деятельность Формы работы

Двигательная - Подвижные дидактические игры

- Подвижные игры с правилами

- Игровые упражнения

- Соревнования

Игровая - Сюжетные игры

- Игры с правилами

Продуктивная - Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

- Реализация проектов

Коммуникативная - Беседа

- Ситуативный разговор

- Речевая ситуация

- Составление и отгадывание загадок

- Сюжетные игры

- Игры с правилами

Трудовая - Совместные действия

- Дежурство

- Поручения

- Задания

- Реализация проекта

Познавательно-исследовательская - Наблюдение

- Экскурсия

- Решение проблемных ситуаций

- Экспериментирование

- Коллекционирование

- Моделирование

- Реализация проекта

- Игры с правилами

Музыкально-художественная - Слушание

- Исполнение

- Импровизация

- Экспериментирование

- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

- Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы - Чтение

- Обсуждение

- Разучивание

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдения, и экскурсии и другие формы. Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.

образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему: «Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования»
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 14:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД