Папки-передвижки

Доклад «Использование традиций народной педагогики в трудовом воспитании детей»

Гульнур Усманова
Доклад «Использование традиций народной педагогики в трудовом воспитании детей»

Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство. Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. д. Какие же средства народной педагогики нужно выбрать для повышения качества обучения и воспитания ребенка.

Публикация «Доклад „Использование традиций народной педагогики в трудовом воспитании детей“» размещена в разделах

1. Первое - родной язык. Изучение родного языка в свое время Н. К. Крупская отводила главное место. Она считала, что обучение на родном языке является необходимым элементом развития ребенка, материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей. Человек, который стремиться, красиво говорить, в значительной степени умеет и красиво думать.

2. Общественно-полезный труд. В идеале человек представляется трудолюбивым, здоровым, счастливым. Жизнь в труде - основное в народном воспитании. Не зря во многих сказках главной темой является созидательный полезный труд.

В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду. Люди слагали песни, былины, сказки, пословицы, поговорки об искусных мастерах и мастерицах наделяли их высокими трудовыми качествами.

Уже в младшем дошкольном возрасте, слушая меткие и выразительные прибаутки, ребенок сталкивается с мотивами трудовой деятельности; такие как:

«Сорока белобока»

«Пастушок, пастушок заиграй в рожок…»

Идеи трудового воспитания, выраженные в этих произведениях богаты и разнообразны.

Значительная роль отводиться устному народному и народно-прикладному творчеству.

Начиная работу по этой теме с начало надо подбирать материал: сказку, пословицы, поговорки, песенки, загадки. Успех трудового воспитания во многом зависит от форм организации самого процесса – это разные конкурсы, смотры, развлечения, выставки такие как: «У мамы золотые руки», «Бабушкина наука», «Руки папы, руки мамы и ручонки мои», «Музей игрушечных поделок», беседы на тему: «Труд кормит, а лень портит», «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок», «Пословица всем детям помощница».

Неоценимо познавательное значение потешек и пословиц. Тут детям раскрываются не только образы живой природы, но и многие стороны трудовой деятельности человека.

У каждого ребенка есть право на чудо. Это чудо-народное искусство. Оно есть у каждого народа, самобытное, ни на чье другое не похожее, народное. И только одно объединяет искусство разных народов - оно воспитывает. Слушает русский ребенок сказку и само собой входит в него понятие о великодушии, о доброте и бескорыстии. А разве татарские сказки не воспитывают доброту, благодарность, честность. И чувашские и марийские и любые другие народные сказки. Все они учат любить (трудолюбие) труд и ненавидеть зло, лень, трусость.

Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Слушая сказку, отождествляет себя с главным героем и переживает вместе с ним его печали, радости, победы. Так как в большинстве случаев главным героем сказки является такой персонаж, который самоотверженно трудится ради торжества добра, то и ребенок ощущает себя активным участником этой борьбы.

Чудом является вещи, придуманные и созданные народом и призванные украшать нашу жизнь и наш дом. Это русская золотая хохлома. Держишь в руках вазу для фруктов в виде расписного петуха, и замирает сердце от красоты невиданных цветов. Какое восхищение красотой рождается в душе. Не только у взрослых, но и ребенок умеет восхищаться такой красотой. Познакомить детей с образцами народного искусства с новыми изделиями (чеканкой, красочными вышивками, разноцветной мозаикой, кожаной обувью необходимо. И не только показать эти образцы, но и самим заниматься различными видами, попробовать их сделать своими руками, оказывать друг другу посильную помощь и любоваться поделками товарищей.

Слушая произведение устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает, как понимает красоту, о чем мечтает.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобретательные). Слушая сказку, получает представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости и удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Сегодня недостаточное внимание уделяется проблемам воспитания трудолюбия. Практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспитания. Чего же боятся современные реформаторы дошкольного дела? Того, что ребенок с детских лет научиться ценить труд других людей и приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. От того, что эти результаты приятны ему самому, так и другим. А как много добавляет личности умение и желание трудиться - волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться с товарищами, адекватно оценивать себя и многое другое.

В силу новых социальных условий произошли изменения в отношениях взрослых к труду, что незамедлительно отразиться и на детях. Взрослые стали больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше и выгодной работе, меньше - об интересной. В прежние годы были естественным в ответ на какую услугу помощи ребенку получить от него слова благодарности. Сегодня можно (к счастью пока еще не очень часто) услышать от ребенка отказ благодарить няню за обед с объяснениями, «Зачем говорить спасибо, она на работе» или «Ей деньги за это платят». Да и мечты о будущей профессии изменились. Все меньше мальчиков хотят быть космонавтами, летчиками, а больше мечтающих быть банкирами, охранниками, «чтобы быть богатыми, и чтобы меня все боялись». Не правда ли, как быстро перенимают малыши оценки и установки взрослых.

Заслуживает внимания пересмотр содержания труда детей, формы его организации, виды труда. Может быть, неправомерно не замечать, что можно и нужно раньше приобщать ребенка к умственному труду как усиленно мысли. Дать уже в детстве почувствовать радость от результативности этого труда и осознания в себе способности мыслить продуктивно, творчески.

Решаем вместе кроссворд. Горизонтально отгадки (работе,рукава, трудяга,обедать,коняга,господа,лежа). Вертикально (трудяга).

1. Для трудолюбивого счастья в работе, а для ленивого счастье в дремоте.

2. Лентяю вели рукава засучить, он же тебя и учить начнет.

3. Придет трудяга - силу утроит, придет лентяй- дело расстроит.

4. Работать зовут- совсем занемог, обедать зовут- бежит со всех ног.

5. За столом коняга, в работе - дворняга.

6. Надеешься на господа - будешь пухнуть с голода.

7. Ленивый сидя спит, лежа работает.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Использование традиций народной педагогики в трудовом воспитании детей»
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД