Получи документы

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ

Меньшикова Людмила Викторовна
Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ

Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста

В отношении семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, могут применяться меры по их социальному сопровождению. Этот вопрос рассматривается в работах В. Г. Кобелева, З. И. Лазаревой, Е. И. Холостовой, М. В. Фирсова и др. Рассмотрим характерные особенности организации системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Публикация «Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ» размещена в разделах

Основной целью социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, является повышение качества жизни семей, уровня их социального обслуживания, оказания медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

Достижение этой цели осуществляется при решении следующих задач:

1) обеспечение межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей;

2) профилактика, преодоление кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей дошкольного возраста, содействие укреплению семьи;

3) профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в замещающих семьях;

4) профилактика социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения ситуаций лишения родительских прав;

5) повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

6) реализация механизмов по активизации внутренних ресурсов семьи, снижение иждивенческих настроений в семье, формирование чувства ответственности родителей за воспитание своих детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов [7].

Нормативные правовые акты, определяющие основы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста:

- Декларация прав ребенка», принятая Генеральной ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г.,

- «Конвенция о правах ребенка», одобренная Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.,

- Семейный кодекс РФ № 223- ФЗот 29.12.1995 г.,

- Федеральный закон № 273-ФЗот 29.12.2012 г. «Об Образовании»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

- Федеральный закон№124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,

- Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие.

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Закон ПК от 19.06.2014 г. «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае»,

- Закон ПК № 533-83 от 09.09.1996 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»,

- Целевая программа ПК № 1322 от 03.10.2013 «Семья и дети Пермского края» и другие.

При организации социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, учитываются несколько обстоятельств: сложившаяся практика работы органов и учреждений социальной сферы, конкретная жизненная ситуация семей, нуждающихся в социальном сопровождении.

С учетом проблем, сложившихся в семьях, группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, выделяется несколько направлений деятельности по их социальному сопровождению :

- обеспечение информационными научно-методическими материалами;

- психолого-педагогическое, социально-правовое консультирование;

- организация занятий для повышения уровня родительской компетентности;

- проведение тематических встреч;

- организация групп социально-психологической поддержки;

- мониторинг развития ребенка в семье.

М. В. Фирсов подчеркивает, что в работе с семьями группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, используются разнообразные социальные технологии, которые представляют собой, во-первых, способы применения теоретических выводов в решении практических задач; во-вторых, совокупность приемов, методов и воздействий, которые используются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения социальных проблем.

В работе с семьями группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, используются универсальные технологии социальной работы : социальная диагностика; социальная экспертиза; социальное прогнозирование; социальное моделирование и проектирование; социальная адаптация; социальная реабилитация; социальная коррекция; социальная терапия; социальная профилактика; социальное консультирование и др., а также частные технологии социальной работы, к числу которых относятся технологии социальной работы с семьями.

Социальная диагностика представляет собой исследование социальных проблем, которые создают затруднительную жизненную ситуацию для семьи, выявление социальных мотивов и причин, порождающих эти проблемы. Социальная диагностика включает в себя изучение социально-психических, возрастных особенностей членов семьи; определение их способностей и интересов; изучение профессиональных интересов и условий жизни, круга общения, анализ жизнедеятельности и др. В целях диагностирования могут использоваться разнообразные методы исследования: опросы, наблюдение, изучение документов и др. Принципы социальной диагностики : принцип объективности, принцип причинной обусловленности, принцип комплексного подхода, принципы научной обоснованности и верификации (подтверждаемости) результатов.

Социальная профилактика – это предупреждение социальных отклонений на основе устранения причин и факторов, которые их вызывают. В результате реализации технологии социальной профилактики осуществляется социальное научение семьи, формирование социального идеала, развитие социальных навыков и умений членов семьи, социальных чувств, социализация личности и др.

Социальная адаптация – это процесс и результат освоения личностью, семьей новой для нее социальной среды, приспособления семьи к условиям этой новой среды. Социальная адаптация осуществляется в двух основных формах: активной (семья, осваивая окружающую социальную среду, одновременно активно воздействует на нее, трансформируя ее структуру и содержание в виде изменения ценностей, форм взаимодействия, видов деятельности) и пассивной (семья не стремится изменять социальную среду, постепенно включается в нее, становясь ее элементом).

Процесс социальной адаптации включает в себя две стороны: объективную и субъективную. Объективный процесс социальной адаптации состоит в том, что человек изначально приобретает социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. Субъективный процесс социальной адаптации связан с его личными качествами, взглядами, убеждениями конкретного человека. Социальная адаптация является одной из важнейших сторон процесса социализации. Направлением современной социальной работы является реадаптация – восстановление адаптационных способностей личности.

Социальная реабилитация – это восстановление социальной жизнедеятельности семьи, восстановление социального статуса личности членов семьи, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление общественных связей и отношений, разрушенных или утраченных семьей по разным причинам (нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса, девиантного поведения членов семьи и др. Эффективность социальной реабилитации достигается комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных).

Технологии социального прогнозирования — незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира. Цель прогнозирования – не просто предвидеть явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

Моделирование как технология социального прогнозирования — это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Цель моделирования – воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследовать его внутренние процессы. Потребность в моделировании возникает в том случае, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или требует слишком длительного времени – это как раз и относится к социальным объектам, представленным отдельными людьми, социальными группами, обществом в целом.

Социальная коррекция – это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств семьи как социального объекта, которые преобладали до появления отклонения. Компенсирование заключается в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентации, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные свойства.

Социальная терапия тесно связана с психотерапией, ее воздействия основаны на психологических методах, включают систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи в вопросах урегулирования чувств, мыслей, отношений и снятия симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт. Технология социальной терапии помогает социальному работнику выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. В основе воздействия – процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы.

Социальный патронаж – это системное наблюдение за изменениями в жизни семьи, детей, которое осуществляется социальными службами в целях снижения социальных рисков и предотвращения проблем. Социальный патронаж позволяет наблюдать семью в естественных условиях, установить и поддерживать длительные связи с семьей и детьми, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая семье незамедлительную помощь. Принципами социального патронажа являются : добровольность принятия помощи семьей, право семьи на конфиденциальность и самоопределение.

Как отмечает Н. М. Романенко, результатами социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, являются:

- адаптация семьи к реальным условиям его жизнедеятельности;

- реабилитация и выведение семьи из кризисных ситуаций;

- повышение социального статуса семьи;

- нормализация отношений и утверждение семьи в социуме;

- восстановление здоровья, избавление от вредных привычек членов семьи;

- создание условий для самореализации членов семьи в самой семье и обществе.

Показателями эффективности социального сопровождения семей могут выступать : удовлетворенность семей оказанной помощью; увеличение численности семей, преодолевших трудную жизненную ситуацию; уменьшение доли семей, находящихся в социально опасном положении; увеличение охвата населения информацией о положительном опыте семейного воспитания.

Таким образом, организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, предполагает использование разнообразных социальных технологий. Результативность социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста, определяется адаптацией семьи к реальным условиям его жизнедеятельности; ее реабилитацией и выведением из кризисных ситуаций; повышением социального статуса, нормализацией отношений в семье и обществе.

Публикации по теме:

Роль социального педагога в организации сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в ДОУ Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении, ставит перед нами, педагогами, задачу объединения.

Мастер-класс для педагогов «Организация новых форм социального партнерства ДОУ на современном этапе» Тема: «Организация новых форм социального партнерства ДОУ на современном этапе с целью повышения воспитательного и образовательного потенциала.

Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы «социального риска» Цель: Создание условий для развития гибкости мышления и толерантного отношения к окружающим у подростков «группы риска». Автор-составитель:.

Организация целенаправленного психологического сопровождения эмоционального развития детей с нарушением зрения в ДОУ В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие.

Организация системы раннего вмешательства в России: прошлое и настоящее Становление в нашей стране системы ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Сценарий семейной гостиной для семей СОП и приёмных семей «Счастливая семья — счастливый ребёнок»Сценарий семейной гостиной для семей СОП и приёмных семей «Счастливая семья — счастливый ребёнок» Сценарий семейной гостиной для семей СОП и приёмных семей «Счастливая семья – счастливый ребёнок» ВЕДУЩАЯ: Добрый день, дорогие родители,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Визитная карточка центра психолого-медико-социального сопровожденияВизитная карточка центра психолого-медико-социального сопровождения Муниципальное автономное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ
Опубликовано: 22 декабря 2017 в 00:52
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД