Доклад на тему: «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до школы»

Светлана Коростелева
Доклад на тему: «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до школы»

Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу.

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательно-воспитательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка, обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию, создает уникальную (неповторимую) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное её развитие.

Чтобы успешно выполнить указанные воспитательные функции, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:

• Материально-бытовых средств и условий воспитания

• Эмоционально- нравственного климата

• Семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих семье статус «дома» детства

Педагогической культуры родителей

В условиях демократизации образования, многовариативности его форм содержания его форм и содержания стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне семья выступает как социальный заказчик разноуровневого образования, источник целеполагания в программе развития ДОУ и деятельности конкретного педагога.

Детский сад, в свою очередь, всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребенка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Рост числа неблагополучных семей, наметившейся тенденции ослабления воспитательных позиций семьи в обществе, процесс обнищания, сверхусилия родителей для выживания в новых условиях, безработица, потеря прежних нравственных ориентиров и несформированность новых идеалов – вот те социальные процессы, которые дестабилизируют семью. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые всё чаще, сосредотачиваясь на проблемах выживания, занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детства.

Именно поэтому, актуальным становится определение сущности, структуры и содержания управленческой деятельности по педагогическому сопровождению семейного воспитания.

Качество образовательного процесса в детском саду может быть обеспечено единым подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. В связи с этим, вопрос о педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в детском садике до его поступления в школу – была создана для более эффективного взаимодействия дошкольного объединения образования с родителями, учитывает возрастные периоды развития детей и педагогическую компетентность каждой семьи в отдельности.

В последние годы отмечается возросший интерес родителей детей, вновь поступающих в детский сад, к системе дошкольного образования, их доверие к педагогам. Родители всё больше прислушиваются к мнению тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. А это побуждает специалистов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей.

Многочисленные исследования показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Педагогическому коллективу детского садика необходим для работы не просто набор форм и методов взаимодействия с родителями, а программа педагогического сопровождения, которая позволит эффективно взаимодействовать дошкольному объединению образования с семьёй, учитывая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетентность каждой семьи в отдельности.

Работа над составлением этой программы предусматривает три этапа:

Первый этап – подготовительный

А) диагностика состояния работы взаимодействия с родителями

Б) уточнение, планирование и проведение работы с педагогами по теме

В) выбор форм работы с родителями

Г) планирование проведения работы с родителями воспитанников

Второй этап- основной

А) отбор содержания эффективных форм работы с родителями (по возрастам)

Б) проведение с родителями консультативно- просветительской работы

В) проведение с родителями и детьми совместных мероприятий

Г) создание программы

Третий этап:

Заключительный

А) подведение итогов, оформление практических материалов.

Хочется отметить наиболее эффективные методы и формы работы с семьями воспитанников, которые могут быть включены в программу педагогического сопровождения.

Сегодня в детских садах активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, открытые занятия, «дни открытых дверей», а так же «семейные клубы». Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной деятельности.

Педагогические гостиные (как форма «занятий» семейного клуба) проводятся в четыре этапа: для родителей, имеющих детей раннего возраста, для родителей, у которых дети младшего и старшего дошкольного возраста, для родителей детей предшкольного возраста. примерная тематика: «Развивающие игры для детей, их родителей и воспитателей», «Роль игрушки в подготовке детей к обучению в школе», «играем с малышами», «Ребенок и компьютер» и другие.

Еще одной результативной формой работы является клуб для молодых мам – «МАМА-КЛУБ». Клубная форма организации предполагает, что все её участники активно и заинтересованно участвуют в заседании клуба, поэтому темы бесед предлагаются не только специалистами детского сада, но и самими родителями.

Вот ещё несколько форм работы по программе педагогического сопровождения семьи на разных этапах развития ребенка, посещающего детский сад:

• Круглый стол

• Дискуссионные встречи

• Родительские конференции

• Консультации специалистов

Педагогические гостиные

• Образовательно-игровые тренинги

• Вечера вопросов и ответов

• Деловые игры

• Познавательно-игровые викторины для детей и взрослых

• Тематические досуги для детей и взрослых на основе календарных праздников

• Спортивные соревнования

• Дни открытых дверей

• Семейные маршруты выходного дня

• Работа телефона доверия

• Акции с участием детей и взрослых

Целью всех этих мероприятий является одно: обогащение воспитательных умений родителей быть с ребенком в контакте, помощь родителям в приобретении собственного воспитательного опыта.

В заключении хочется отметить, что само понятие «сопровождение» не определяется набором форм и процедур. Скорее оно требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.

Только партнерские, ориентированные на семью и её запросы формы и методы работы дадут положительные результаты и помогут выстроить систему психолого- педагогического сопровождения.

Важные принципы педагогической практики

Считать семью основным получателем услуг. Необходимо уделять должное внимание семье, признавая её главную роль в развитии и образовании ребенка, в уходе за ним.

Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательного процесса.

Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Уважать различные культурные ценности семьи, обеспечивать доступность официальных общественных услуг, а также координировать эти услуги

Публикации по теме:

Анкета. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в опросе в целях подготовки к городской научно-практической конференции «Взаимодействие.

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Доклад на тему: «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до школы»
Опубликовано: 22 мая 2013 в 19:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...