Получи документы

Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе

Елена Новикова
Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе

Научно-исследовательская работа

ЛИТЕРАТУРА

Тема работы : «Портреты и судьбы»

Выполнил:

Добрынин Василий Алексеевич

учащийся 7 класса

МБОУ Назарьевской СОШ

Руководитель:

Новикова Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Назарьевской сош

Публикация «Доклад „Портреты и судьбы“, Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе» размещена в разделах

Не каждый из тех, кто пришел в музей А. С. Пушкина, задерживается у этого портрета. Невелик по размеру. Небросок. Но выполнен он одним из лучших мастеров русской классической гравюры первой половины XIX века — Уткиным Николаем Ивановичем.

Художник родился 8 мая 1870 г. в тверском имении екатерининского вельможи Никиты Артамоновича Муравьева. Метрическое свидетельство его хранится в архиве Академии художников в Санкт-Петербурге. Матерью мальчика была крепостная дворовая женщина. "Законным отцом" записал дворового человека Муравьевых, Ивана Степановича Уткина. Будущий художник воспитывался до шести лет в имении отца своего, Михаила Никитича Муравьева, любителя искусств, писателя, общественного деятеля, попечителя Московского Университета. Вместе с ним росли и братья по отцу, Александр и Никита. Кто тогда знал, что дворяне Муравьевы, Никита и Александр, станут декабристами?

Мальчики нередко называли юного Уткина своим братом. На что тот (по словам Л. А. Черейского) возражал: "Помилуйте, какой я Муравьев, я просто крепостной вашего батюшки. " На шестом году он получил вольную и был определен в Академию художеств, где в течение 15 лет обучался искусству гравирования. За прекрасно выполненный портрет князя Куракина ему присвоено звание Академика. Слава и известность пришли к художнику одновременно. Пройдет время — и он создаст целую портретную галерею деятелей своей эпохи: Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, А. С. Грибоедова, С. Муравьева-Апостола, Е. С. Семеновой.

Биографы называют 1827 год годом знакомства художника с А. С. Пушкиным, хотя поэт еще двумя годами раньше хотел привлечь Уткина к иллюстрированию своего сборника стихов, "считая его резец самым достойным".

Это было время вершины пушкинской славы среди его современников. Оно совпало с качественно новым становлением и развитием портретной живописи. Время это подарило миру таких мастеров кисти, как Кипренский, Тропипин, Венецианов, Брюллов. Глубокий интерес к личности человека, к его внутреннему миру во многом определили доминирующее положение портрета в изобразительном искусстве. Отсюда широкое обращение к портрету не только профессионалов, но и художников-любителей.

В это время в Москве, в первые месяцы 1827 г., художник В. А. Тропинин создает живописный пушкинский портрет. Профессиональный журналист Николай Алексеевич Полевой, понимая значимость этого портрета, поднимающего престиж и Москвы, и художника, посвящает ему заметку в журнале "Московский Телеграф" от 6 июня 1827 года. Сходство портрета с подлинником поразительное. Портрет Пушкина будет отправлен в Петербург для выставки в Академии".

В мае — июле этого же года в Петербурге художник О. Кипренский создает еще один портрет Пушкина. Поэт откликается на это дружески-благодарственно:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых Муз, —

И я смеюся над могилой.

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу.

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных Аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Сходство портрета с моделью было поразительным, что отметили многие современники Пушкина. По словам Екатерины Всеволодны Павловой, автора книги "Пушкин в портретах" "широкую известность портрету работы Д. Кипренского принесла гравюра Уткина, выполненная резцом на меди" в 1827 году. (Приложение 1)

Художник к тому времени — уже профессор гравировального класса Академии художеств. Заказ был сделан Дельвигом, "художниковым другом и советчиком".

Гравюра распространялась отдельными листами и была приложена к альманахам "Северные цветы", "Подснежник" и ко второму изданию "Русланам Людмилы" (все 1828 г.). В поэтическом альманахе "Северные цветы на 1828 г. " она служила фронтисписом.

Обратимся к Е. В. Павловой: ". гравюра Уткина не была механической репродукцией с живописного оригинала. Уткин был мастером другого жанра, другой техники, подчиняющейся другим законам. Его задача состояла в том, чтобы создать камерный портрет поэта для книжки небольшого формата. По признанию самого художника, он обычно работал так, "чтобы каждый предмет имел особый характер и вкус работы".

Автор гравюры отступил от оригинала. Здесь нет символической фигуры музы, скрещенных на груди рук поэта, почти не видно романтического плаща. Друзья Пушкина, его отец и многие современники отнесли именно этот портрет к числу лучших изображений. В феврале 1828 г. С. М. Дельвиг, посылая гравюру в письме к подруге А. И. Семеновой, напишет: "Вот тебе наш милый, добрый Пушкин. Полюби его. Его портрет поразительно схож, — как будто ты видишь его самого. "

Е. А. Баратынский, спустя месяц, писал Пушкину: "Портрет твой в "Северных цветах" чрезвычайно похож и прекрасно гравирован". Ему вторит П. А. Кашенин: "Как твой портрет в "Северных цветах" хорош и похож, чудо!"

Нет сомнения в том, что портрет этот и в самом деле хорош. Уткин выполнил и еще один портрет поэта. Он был приложен к 1 тому посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина в 1838 г.

Удивительно переплетение судеб человеческих. Один гений, поражавший воображение людское резцом и кистью, был рожден и вскор-млен русскою землею-матушкой. Она же, земля эта, воодушевила первого поэта России на необычайный поэтической всплеск в «Тверском кабинете». Поистине сложные судьбы таят в себе лица на портретах и их авторы.

Литература :

https://chitatetocruto.blogspot.com/2013/06/blog-post_6.html

https://www.liveinternet.ru/users/galyshenka/post280025303

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уткин,_Николай_Иванович

https://infourok.ru/aspushkin-v-portretah-vatropinina-i-oakiprenskogo-962037.html

Приложение 1.

Публикации по теме:

«Откуда хлеб пришёл». Научно-исследовательская работа «Откуда хлеб пришёл» Научно-исследовательская работа Руководитель: Грибанова Наиля Гадельжановна Участники: воспитанники детского сада.

Совместная работа педагогов и родителей в развитии у детей интереса к художественной литературе "Совместная работа педагогов и родителей на достижение максимальных успехов в развитии у детей интереса к художественной литературе" В наше.

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Научно-исследовательская конференция обучающихся «Мой первый проект»Научно-исследовательская конференция обучающихся «Мой первый проект» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Районный дом творчества» Верхнекетского района Томской области Научно.

Научно-исследовательская работа на тему: «Картошка творит чудеса» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №8 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Научно-исследовательская работа «Волшебник-Лимон» Содержание Введение…. стр. 3 Глава 1. Теоретическая часть… стр. 4 § 1.1. Лимон…. стр. 4.

Научно-исследовательская конференция школьников «Шампуни. Взрослый и детский» Городская научно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги в науку» Шампуни. Взрослый и детский. Автор: Егиазаров Асатур.

Научно-исследовательская работа «У времени есть своя память» Научно-исследовательская работа Тема работы: У времени есть своя память… Автор: Плющенко Полина Алексеевна Научный руководитель:.

Урок-игра по литературе в 10 классе по произведениям А. П. Чехова Урок – игра по литературе по произведениям А. П. Чехова. (10 класс) Цели : 1. Познакомить учащихся с правилами игры «Что? Где? Когда?»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 12:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД