Получи документы

Доклад «Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов»

Олеся Кокнаева
Доклад «Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов»

На сегодняшний день практически общепризнано, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты :

Публикация «Доклад „Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов“» размещена в разделах

1. Физическая (функциональная) готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

3. Эмоционально-волевая готовность.

4. Мотивационная готовность.

5. Готовность в сфере общения.

Физическая готовность. У ребенка нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста, сформированы мелкие движения кистей рук и пальцев; имеет определенный уровень знаний, знаком с условиями сохранения и укрепления здоровья, осведомлен о причинных утомляемости организма, осведомлен о способах и приемах снятия напряжения и усталости.

Интеллектуальная готовность. Наличие широкого кругозора и запаса знаний, сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить её в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха.

Эмоционально-волевая готовность. У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения (ребенок умеет сосредоточить внимание на определенной работе, умеет длительно удерживать цель, стремится к достижению результата своей деятельности, преодолению трудностей). В учебной деятельности ребенок проявляет важные нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность, исполнительность. Поведение ребенка характеризуется гуманистической направленностью (доброжелательностью, отзывчивостью по отношению к окружающим, умением понять позицию другого человека); инициативностью и самостоятельностью творческого характера. У ребенка сформирована потребность переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью (переживание радости от познания нового, удовлетворение от успешно выполненного задания, предвосхищение положительной оценки).Развита уверенность в себе и своих силах, сформирована адекватная самооценка.

Мотивационная готовность. Ребенок имеет определенные представления о школе, учении. У ребенка проявляется определенное отношение к школе, учению (желание стать учеником, учиться, осознание учения в школе как способа достижения взрослости). Ребенок показывает интерес к самостоятельной деятельности, близкой учебной (рассматривание книг, использование дидактических игр и т. д.). У ребенка сформирован определенный уровень познавательной активности (проявляет любознательность в виде углубленного интереса к предметам (их строению, назначению, способу использования, у ребенка проявляется потребность узнать о неизвестном, разобраться в сложном, приобрести новые умения).

Готовность в сфере общения. Ребенок умеет строить отношения со взрослыми ( положительно реагирует на ситуации общения со взрослым с различных позиций: партнер-партнер, учитель-ученик, адекватно воспринимает оценку результатов его деятельности). Ребенок умеет строить отношения со сверстниками (сотрудничает со сверстниками в совместной деятельности, оказывает помощь, поддержку при взаимодействии). Ребенок способен разрешать конфликты и самостоятельно выходить из них.

Работа по подготовке детей к школе в нашем учреждении проводится в несколько этапов:

1. Подготовительный этап (первичная диагностика готовности)

2. Коррекционно-развивающий этап (сами занятия по всем направлениям)

3. Аналитический этап. (итоговая диагностика, анализ результатов)

В прошлом году на начало и конец учебного года были получены следующие показатели по компонентам психологической готовности выпускников МАДОУ д/с «Солнышко».

По результатам проведенного мониторинга прослеживается положительная динамика от начала учебного года к его завершению, что говорит об эффективности нашей коррекционно-развивающей работы.

На данном этапе работа не остановилась, мы продолжаем вести её по приоритетным направлениям. И в качестве примера можно привести занятия по формированию графического навыка и развитию мелкой моторики, которые являются составными частями физического компонента психологической готовности.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

-массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, нанизывание бусинок, шнуровки, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям.

Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Когда ребенок достигает 6-7-летнего возраста, многих родителей начинают.

Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к школе Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и.

Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации Социальная стратегия нашего государства предполагает включение гендерного компонента в политику, экономику, культуру, образование, т. е.

Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе 1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы,.

Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей» Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе. Задачи: Познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов»
Опубликовано: 10 января 2017 в 13:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД