Доклад на тему: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей»

Ширшова Ольга
Доклад на тему: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей»

«Роль художественной литературы в воспитании

чувств и развитие речи детей»

(Доклад по развитию речи и художественной литературе)

Ширшова Ольга Михайловна,

Воспитатель

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

детский сад комбинированного вида №1709

Москва 2012 г.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей. На важность приобретения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский [8], Е. И. Тихеева [7], Л. С. Выготский [4], А. В. Запорожец [5] и другие. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятия литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для того необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Но для этого воспитатель должен сам владеть интонационной стороной речи (упражнение для педагогов). Основная задача педагогов - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Таким образом, только в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия и развития речи детей.

Так, в младшей группе, мы приучили детей слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения. Воспитывали умение воспроизводить последовательность событий с помощью наводящих вопросов. Учили выразительно читать небольшие по объёму стихотворения. Заучивание наизусть, сопровождалось демонстрацией игрушек, предметов, картинок и картин. Например, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, воспитатель приглаживал шёрстку. То есть, наглядность, в сочетании с игровыми действиями, побуждает детей к высказываниям. В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» можно задать следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучат детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажи четыре - пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях. Как и в младшей группе, мы обязательно называем жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или прочитаю рассказ». Это необходимо для осознания детьми особенностей каждого жанра.

При чтении стихотворений, педагог, выделяя ритмичность, должен подчёркивать образные выражения, развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за нами текст, дети в начале подражают вашей выразительности, потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение. Хотя творческие способности в выразительном чтении проявляются ещё в элементарной форме.

Мы обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, стремимся добавить проговаривание детьми полных фраз и предложений, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Список использованной литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.

3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада.

М. : Просвещение, 2002. 64 с.

4. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.

5. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. -М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с. : ил.

6. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2004. 223 с.

7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М. : Просвещение, 1981. 144с.

8. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М., 1974, т. 1, с: 148.

9. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.

Публикации по теме:

Проект «Животные нашего края». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Улыбка» с. Александровское».

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность» Цель собрания: Способствовать речевому развитию детей и способы вовлечения родителей в жизнь группы. Подготовка к собранию: 1. Изготовление.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Доклад на тему: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей»
Опубликовано: 29 ноября 2012 в 12:04
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт. Праздник «День кита» в районной Детской библиотеке.
Уважаемые коллеги и друзья, в предыдущей публикации я рассказала и показала работы своих воспитанников изготовленные для выставки "День кита" в районной...
Фотоотчет «Поздравления папам с 23 февраля».
Ко Дню защитника Отечества. Как и все дети и взрослые в нашей стране, мы конечно очень ответственно готовимся к празднику День защитников Отечества....
«Причины возникновения эмоции страха у детей»
Эмоции понимаются нами как душевные волнения, составляющие элементы чувств. Человек может испытывать различные эмоции. в попытках объеденить чувства и эмоции...
«Волшебные цветы» (фотоотчёт)
Уважаемые коллеги! Логопедическая группа №3 приглашает Вас, в сказку весны. Удивительное дело – зимой человек радуется белому одеянию земли, пушистым...
Час двигательного творчества «Секрет здоровья» в группе компенсирующей направленности...
Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии. Задачи: - Совершенствовать навыки...