Доклад «Роль игры в процесе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Оксана Михайлова
Доклад «Роль игры в процесе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида№1»

ДОКЛАД

На тему: «Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста»

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Михайлова Оксана Юрьевна

Многочисленные исследования ученых (Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Штерн и др.) убедительно доказали, что каждый ребёнок испытывает адаптационный стресс во время привыкания к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения.

Причина кроется в том, что у малыша меняется социальная ситуация развития. Ребёнок, привыкший, что его окружает привычная домашняя атмосфера, рядом с ним всегда мама и его близкие родные, испытывает сильнейший стресс и если не создать условия, которые будут способствовать уменьшению воздействия стрессирующих факторов, это может повлечь за собой эмоциональные нарушения или замедление темпа психофизического развития ребенка.

Одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности.

Это позволяет мне реализовать цель работы с детьми в адаптационный период:

обеспечить каждому ребёнку физический и психологический комфорт в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации.

Исходя из поставленной цели, решаю ряд следующих задач:

• формировать единый детско-взрослый коллектив на основе доверительных взаимоотношений на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;

• учить ориентироваться в игровом помещении пространства группы, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

• воспитывать чувства симпатии и интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Для решения поставленной цели и задач, при организации игровой деятельности детей обращаю внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием, по длительности подбираю игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской деятельности (коммуникативную, двигательную, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную).

Многолетний опыт работы показал, что наибольший страх ребенок испытывает в момент утреннего расставания с родителем (мамой или папой). Для того, чтобы сгладить эту ситуацию, использую прием театрализованной игры: детей каждый день встречает герой какой – либо сказки (знакомой, или наоборот новой с которой мы в течение дня познакомимся). От лица героя я вступаю в диалог с ребёнком, вовлекаю его в совместную деятельность, таким образом, помогаю малышу преодолеть эмоциональный барьер.

После того, как ребенок вместе с героем попадает в групповое помещение, немаловажным является то, чтобы его внимание могло переключиться на какой – либо объект, и конечно же в этом помогает предметно – развивающая среда группы, созданная с учетом принципов открытости и доступности. Так для развития предметно – манипулятивной деятельности в конструктивном центре «Домик разноцветных человечков» дети самостоятельно могут играть интересующей его игрушкой (матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом). Процесс манипулирования с предметами увлекает малыша и затормаживают отрицательные эмоции, что позволяет ему преодолеть стрессовое состояние.

Мои воспитанники эмоциональны и впечатлительны, им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому в работе с детьми использую хороводные, пальчиковые, подвижные типа «догонялки» игры. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Так, например, на «Солнечной полянке» мы с ребятами любим играть в игру «Солнышко» она позволяет получить детям от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому малышу для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Игру начинаю с того, что привлекаю детское внимание к ребенку словами: «Посмотрите, что - то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!». После чего мы располагаемся в кругу на «Солнечной полянке», а в центре находится названный ребенок. Все ребята берут по одному цветному карандашу – лучику солнца. Затем его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», благодарит ребят и говорит «спасибо». Во время игры необходимо, чтобы «согреваемый» ребенок обязательно смотрел на говорящего сверстника.

Для того, чтобы дети быстрее привыкли к групповому помещению и начали лучше в нем ориентироваться организую игры и игровые ситуации как: «Путешествие с Курочкой по нашей группе», «Найди предмет и принеси», «Отгадай, что звучит?», «Отгадай, кто говорит?», «Игрушки пошли домой» и др…

Немаловажную роль в период адаптации играют сюжетно – ролевые игры. В них дети учатся выделять игрушки среди других предметов, называть и действовать с ними согласованно и по назначению, выполнять по подражанию и самостоятельно предметно-игровые действия, объединять их в несложный сюжет и подбирать игрушки для его обыгрывания. Таким образом, у ребят развивается интерес к совместным со сверстниками предметно-игровым действиям и постепенно

формируется детско – взрослый коллектив на основе доверительных отношений.

В заключении хотелось бы подвести итог и отметить, что адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходимо помнить, что мы должны организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, чтобы он хотел возвращаться туда ежедневно для совместных игр и общения со сверстниками и взрослыми. И только совместные игры помогут нам достигнуть желаемого результата, так как в игре ребенок развивается, познает себя, учится общаться, переживает массу эмоций и достигает успеха!

Публикации по теме:

Открытка к Дню пожилого человекаОткрытка к Дню пожилого человека Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Зима
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Доклад «Роль игры в процесе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 13:42
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...