Папки-передвижки

Доклад «Роль образования в современном обществе»

Любовь Карпенко
Доклад «Роль образования в современном обществе»

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. Это и является актуальностью очередного этапа развития страны в интересах детей.

Публикация «Доклад „Роль образования в современном обществе“» размещена в разделах

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты : учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная

кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.

С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни.

«Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности – и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ. Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать.

Окружающий мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования. Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем.

«Если мы посмотрим на общественную жизнь России, то увидим, что у нас вся страна расслоена, есть два полюса: на одном полюсе – люди чрезвычайно интеллигентные, высококультурные и неуспешные в делах. На другом полюсе – люди совершенно бескультурные, но чрезвычайно деловые и хваткие, которые, не обладая образованностью, добиваются необычайных практических успехов». Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план задачи воспитания и формирования личности современного человека, который был бы одновременно и высококультурным, с собственным мировоззрением, и деловым человеком, а не бездушным «винтиком» в системе общественных отношений.

Советская образовательная система давала глубокие фундаментальные знания, необходимые для развития индустриального общества, для того, чтобы обеспечить деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей жизни. Теперь же, поскольку изменения происходят очень быстро, необходимо создавать систему непрерывного образования, способную формировать творческую компетентность, готовность к переобучению.

Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой самообразование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.

В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

Содержание современного образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». При отборе содержания образования в педагогической теории и практике принято ориентироваться на следующие принципы.

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования традиционно необходимых знаний, умений и навыков, а также и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет особенностей конкретного учебного процесса.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях предполагает согласованность следующих составляющих обучения: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения обучаемыми общечеловеческой культуры. Гуманитарное образование направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в социальной практической деятельности. Гуманитарная культура – это гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

5. Принцип фундаментализации образования предполагает осознание обучающимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. При этом обучение является не только способом получения знаний, умений и навыков, но и средством вооружения обучающихся методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности является следствием реализации принципов гуманизации и фундаментализации содержания общего образования.

Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона об образовании. В нем определены следующие принципы государственной политики в области образования.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования, адаптированность системы образования к особенностям развития и подготовке обучающихся.

4. Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

В соответствии с Законом об образовании процесс обучения и воспитания должен осуществляться в интересах общества, государства, человека. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого. Гуманизация образования рассматривается как важней ший социально-педагогический принцип, отражающий современные тенденции построения системы образования. От педагога гуманизация образования требует всеми возможными способами способствовать развитию своеобразия и самобытности личности каждого обучаемого.

В педагогической теории сложились два пути учета личностных особенностей обучающихся: индивидуальный подход, когда учебная работа проводится по единой программе со всеми учениками при индивидуализации форм и методов работы с каждым из них, и дифференцированный подход, т. е. разделение обучаемых на однородные группы по способностям, интересам и др., и работа с ними по разным программам.

Образование ребенка неразрывно связано с его обучением и воспитанием,

являясь основным средством социализации и развития личности. Сфера

образования до недавнего времени являлась приоритетной в социальной

политике России и признавалась одной из лучших в мире.

Право каждого на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ,

гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного

общего и среднего профессионального образования в государственных или

муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Право на

получение бесплатного высшего образования возможно только на конкурсной

основе. Основное общее образование является обязательным и его получение

должно обеспечиваться родителями или лицами, их заменяющими.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. ст. 28 и 29 устанавливает

право ребенка на образование и определяет основные направления образования :

- развитие личности во всех проявлениях;

- воспитание уважения к правам человека, основным свободам и уважения к

родителям, окружающей природе, культуре своей страны и других государств;

- подготовка ребенка к жизни в свободном обществе в духе понимания, мира,

терпимости, равноправия и дружбы между всеми людьми и народами.

Присоединившись к данной Конвенции 15 сентября 1990 г. наше

государство взяло на себя обязательства по ее выполнению, в том числе и в

сфере образования.

Право ребенка на воспитание своими родителями и всестороннее развитие

предусмотрено ст. 54 СК РФ. В ст. 63 СК РФ сказано, что родители имеют

право и обязаны воспитывать своих детей, отвечая за их воспитание и развитие,

а также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Ребенок попадает в систему воспитательных отношений с самого рождения, в семье закладываются его индивидуальные качества и развиваются

способности, определяющие всю дальнейшую жизнь.

В ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» сказано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В системе дошкольных образовательных учреждений обеспечивается воспитание, обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, их интеллектуальное и физическое развитие, коррекция отклонений в развитии и т. д.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает

права, обязанности, полномочия и ответственность субъектов отношений в

области образования.

Государство возлагает на себя обязанности по обеспечению права граждан на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются правом:

- конституционные отношения – Конституция РФ в ст. 43 устанавливает право каждого человека на образование;

- педагогические отношения – отношения по воспитанию и обучению;

-трудовые отношения – возникают между образовательным учреждением (работодателем) и наемным работником.

-управленческие отношения – между образовательным учреждением и органом управления образованием, местным органом самоуправления, государственным органом;

-имущественные отношения – между работниками образовательных отношений, между работодателем и наемным работником, между образовательным учреждением и другими организациями, гражданами;

-социальные отношения – между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий;

-семейные отношения – между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 17 Закона РФ «Об образовании» предусматривает такую форму, как семейное образование. В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;

-финансовые отношения – между учредителем и образовательным учреждением, отношения между государством и образовательным учреждением, отношения между Министерством и органами управления образованием.

Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, где главное событие – это вступивший в силу новый ФЗ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ» — определивший новые “правила игры” для всех участников образовательного процесса, исходя из этого принят курс на создание единого образовательного пространства нашей страны, также стремительное вхождение России в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в смежные отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права РФ. Известна закономерность – чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. и опубликованная 25.12.1993 г. в «Российской газете».

2. «Конвенция о правах ребенка» -принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Публикации по теме:

«Современное» или «Своевременное» нравственное развитие детей дошкольного возраста в современном обществе (Сравнительный анализ Образовательных программ). Воспитание носит исторический характер, и его задачи и содержание меняются в зависимости.

Доклад на педсовете «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Доклад на тему: Инновационный подход к элементарному музицированию «Инновационный подход к элементарному музицированию» Инновационный подход к элементарному музицированию основан на принципе соединения.

Доклад «Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр» Одной из основных задач воспитателя Центра сопровождения и развития ребенка является развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса.

Доклад «Растим патриотов» Доклад на тему: «Растим патриотов» (из опыта работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших.

Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников» На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность.

Конспект на проведение НОД в подготовительной к школе группе «Поговорим о современном футболе» Конспект на проведение занятия (НОД) в подготовительной к школе группе на тему: «Поговорим о современном футболе» «Виды футбола» План:.

Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры» «Истинное воспитание состоит не только в правилах, сколько в упражнениях» Ж. Руссо Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша.

Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных.

Роль накопительного портфолио педагога дошкольного образования в повышении качества самообразования В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования высокие требования предъявляются к качеству самообразования и фиксации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Роль образования в современном обществе»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 11:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД