Лучший педагог года

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)

Наталья Михеева
Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)

Доклад на тему:

«Социальная адаптация детей с ОВЗ

в условиях ДОУ»

(из опыта работы).

Подготовила: Михеева Наталья Александровна,

воспитатель МАДОУ МО "СГО" д\с №7 "ОГОНЕК"

г. Светлый Калининградской области.

Публикация «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Достигнув возраста 2-3 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями, поэтому на сегодняшний день распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании” Российской Федерации. Условия реализации инклюзивного образования сформулированы в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Данный вид образования становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят детей в общеобразовательные детские сады для совместного обучения и воспитания с другими детьми.

В таких условиях педагогу приходится решать такие основные задачи как:

создание уютного, комфортного пространства для всех детей независимо от их развития;

совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких нарушений;

формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

На базе нашего детского сада с 2014 года функционирует служба ранней психолого-медико-педагогической помощи семье и детям. В связи с этим, одним из направлений работы  нашего учреждения является комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности его как личности, его социализацию в среду сверстников, интересов и запросов родителей.

В настоящее время в моих группах воспитываются:

- 2 ребенка с трудностями в обучении, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы;

- 1 ребенок с задержкой психического развития, с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей (аутистическими чертами).

В своей работе с детьми данных категорий я руководствуюсь адаптированными образовательными программами (АОП, разработанными на каждого ребенка в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и основной образовательной программой детского сада. В основе данных программ лежит координированная коррекционно-развивающая и просветительская работа администрации, воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей).  

На основе данных программ мною были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого воспитанника. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) основан на организации продуктивного вида деятельности.

Цель маршрута: освоение адаптированной образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.

Задачи ИОМ:

- Сохранение и укрепление здоровья

-Повышение уровня освоения ООП по образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие»

- Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

- Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.

Необходимо отметить, что диагностика детей с ОВЗ проходит не мение трех раз в год, Создается психолого - медико - педагогический консилиум в ДОУ, при необходимости вносятся кориктировки в ИОМ.

Во время реализации коррекционно – педагогической программы дети овладевают простыми способами лепки, рисования и аппликации.

Результатом данной работы является :

положительное отношение детей с ОВЗ к занятиям;

желание участия в создании поделки, рисунка;

совместная деятельность в процессе индивидуальных игровых сеансов.

Так же на своих занятиях я использую специальные технологии инклюзивного образования, к которым относится:

игровая технология;

парная технология;

технология оценки результатов.

Еще использую специальные методы и приемы при работе с детьми ОВЗ, изменяю характер подачи материала по средством изменения материала или сложности задачи.

В связи с этим в деятельности педагога, т. е. моей, появляется новый акцент. Я и проектировщик, и конструктор образовательной среды, на мою долю, говоря словами Л. С. Выготского, «выпадает активная роль -лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую поставил перед собой воспитатель».

Все это дает свои положительные результаты – повышает уровень развития и социализации детей с ОВЗ. Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в коллективе сверстников.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ предусматривает тесное сотрудничество с семьей. Я помогаю семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка с ОВЗ. Формирую оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, обучаю их доступным приемам коррекционной работы путем бесед и индивидуальных консультаций.

Основываясь на своем опыте работы с данными детьми, хочу сказать, что в условиях массового детского сада к ним должен быть обязательным индивидуальный подход, сокращение содержания требований к участию в работе, сокращение инструкций для выполнения какого – либо вида деятельности, пролангирование во времени освоения учебного материала, подача материала должна происходить через знакомые действия (ритуалы, традиции, стереотипы, необходима частая смена деятельности.

Подводя итоги вышесказонного, хочется подчеркнуть основной принцип инклюзии – если у ребенка есть особые потребности, то он включается в образовательную среду на своих собственных условиях, т. е. не ребенок приспосабливается к среде а среда к ребенку, тогда и социальная адаптация детей ОВЗ в условиях ДОУ будет проходить наиболее успешно.

Публикации по теме:

Презентация «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» В этом году я выпустила группу. 27 деток пошли в школу. Так жалко было расставаться. Но что поделать-такова участь воспитателя: за несколько.

«Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО на основе Лекотеки». Анализ эффективности Анализ эффективности муниципальной инновационной площадки на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» за 2016–2017 учебный год «Социальная интеграция.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида в условиях реализации ФГОС Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Введение Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное.

Сообщение из опыта работы на тему: «Адаптация детей поступающих в детский сад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№17» «МБДОУ №17» Энгельсского муниципального.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома КГУ «Пионерский детский дом» Истианиди Лидия Викторовна Воспитатель СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ.

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 25 августа 2017 в 00:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД