Лучший педагог года

Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»

Ольга Колонтаева
Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»

Степановский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никифоровская «Средняя общеобразовательная школа №1»

Доклад на тему :

«Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель :

Колонтаева О. Н.

2013 год

Публикация «Доклад „Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста над такой темой мы будем работать в нашем детском саду в ближайшее время, так как речь у детей плохо развита.

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Мелкая моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка?

Чем раньше, тем лучше. Вспомним старую добрую «Сороку» или «Ладушки». Эти незамысловатые забавы весьма полезны.

По данной теме мы провели родительское собрание, анкетирование родителей, познакомили их с играми на развитие моторики, пальчиковой гимнастикой, некоторыми методами нетрадиционного рисования, оригами, выкладывание фигур из счётных палочек.

Родители удивились простому пальчиковому массажору из еловых шишек, шишку которую нужно катать между ладонями 3 - 4 минуты в день, использование фасолевых, гороховых, крупяных «ванночек», изготовление бус из макарон, из тыквенных семечек, рисование пальчиковыми красками, по мимо основной цели – развития моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться. Для этого насыпаем на поднос крупу или муку, можно молотый кофе и пальчиком создаем шедевр, если что-то не понравилось, встряхнули и у нас снова чистый лист для творчества.

Для развития моторики много игр и одной из них является очень интересная игра «Золушка» смешиваем фасоль и горох и просим ребенка перебрать их по разным баночкам. Такими играми родители могут занять ребенка и дома.

Я предложила родителям организовать выставку поделок и игр на развитие мелкой моторики и они проявили свою богатую фантазию, используя в своих работах.

Родители приготовили на откручивании и закручивании пробок, это нос, пуговицы у клоуна, вишенки. Застегивание и расстегивание пуговиц в панно (грибы, бабочки, облака).Интересны оказались «мякиши» выполненные из воздушного шарика, заполненного мукой, картины, композиции из природного материала, круп.

Данные пособия мы будем использовать в работе с нашими детьми по развитию моторики.

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для маленького ребенка. В пальчиковых играх отрабатываются статические и динамические движения.

В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

1-я группа - пальчиковые игры без предметов;

2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я группа пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов.

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Мы (воспитатели) рассказываем детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождаем действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослых. Например:

Игра «Скакалка».

Ц е л ь. Тренировать большие пальцы рук.

Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием:

Как у нашей Алочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Алочка

Ручки у скакалочки.

Пальчиковые игры с использованием атрибутики

В пальчиковых играх второй группы используем различную атрибутику, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Используем пробки или баночки из под йогурта с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. Используем дидактическую игру «Накорми витаминками куклу, лисичку», цель игры кто больше фасолинок (витаминок) даст кукле или лисичке.

Упражнение «Фасолинка».

Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Ребенок выбирает в чашечке фасолинку и выполняет следующие манипуляции:

а) кладет фасолинку на одну ладонь и раскатывает ее другой;

б) берет фасолинку в щепоть и катает ее между пальцами;

в) катает фасолинку двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы фасолинку в двух пальцах помнем,

О фасолинке зеленой мы споем.

г) кладет фасолинку на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Сопровождаем движения словами:

Катись, фасолинка, за окошко,

Катись, фасолинка, к нам в лукошко.

Ты катись, фасолинка, по столу,

Развлекай, фасолинка, детвору.

Пальчиковые игры с предметами

Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение.

Упражнение «Лыжник».

Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.

Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.).

Воспитатель дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам.

Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

Мы на лыжах шли-шли Мы на лыжах шли-шли,

И до дерева дошли. До сугроба мы дошли.

Дерево мы обошли Мы сугроб обошли

И дальше пошли. И дальше пошли.

Используем пальчиковые игры в непосредственной образовательной деятельности, во время игры, в режимных моментах. Детям очень нравится рассказывать маме вечером, что они быстрее всего запомнили.

Например :

Этот пальчик – дедушка, (поглаживаем большой палец)

это пальчик – бабушка, (указательный)

этот пальчик – папа, (средний)

это пальчик – мама, (безымянный)

этот пальчик –я. (мизинчик)

Вот и вся моя семья. (хлопки в ладоши).

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много :

нетрадиционные техники рисования, пластилинография, шнуровки. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Мы считаем, что выбранная нами тема очень актуальна, важна, интересна для работы с детьми.

Источник:

1. Журнал «АВС»№ 6 2011

2. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 12:06
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД