Лучший педагог года

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Глухова Галина Петровна
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Публикация «Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах

В связи с этим широко использую ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Большая роль в проведении индивидуальных занятий принадлежит методам активизации. Вот некоторые примеры методических приемов поисковой ситуации:

- придумать название тому, что услышишь;

- нарисовать то, что услышишь;

- передать в движении то, что услышишь;

- выбрать инструмент, который подходит к звучанию;

- выбрать подходящие атрибуты для данного произведения;

- подобрать иллюстрацию, подходящую к данному произведению;

- сравнить с другим произведением;

- подобрать музыку, похожую на эту;

- задать вопросы по произведению;

- использовать неожиданность (сравнение с окружающим);

- сравнить музыку с цветом;

- использовать психологический прием (видеть свое лицо во время исполнения в зеркале, пере-давая настроение музыкального произведения;

- услышать контрасты в музыке;

- подобрать стихотворение к услышанному.

Широко использую наглядный раздаточный материал, в том числе сделанный своими руками и вместе с родителями. Так, при знакомстве с ладом дети работают с карточками-перевертышами. На веселую музыку ребенок поднимает карточку с изображением «улыбки», на грустную -«перевернутую улыбку».На другом занятии у ребенка три карточки, отражающие настроение музыки: веселое - солнышко, спокойное - солнышко прикрытое тучкой, грустное - тучка. Для ознакомления детей с регистрами предлагаю поиграть в игру «Карлики – великаны». Если музыка звучит в низком регистре, ребенок приседает, в среднем – ребенок стоит руки опущены, в высоком – ребенок поднимает руки вверх. В игре «Кого встретил Колобок?» дети узнают по мелодии написанной в разных регистрах героев сказки и поднимают вверх именно своего героя (фигурки зайца, волка, медведя, лисы из настольного театра). Чтобы ребенку было интересно усваивать ритм, применяю дидактические игры «Узнай и сложи попевку», «Ритмические полоски». В каждой игре свой ритмический рисунок. Ритмические схемы меняются. Ребенок с удовольствием прохлопывает, притопывает предложенный им ритм, а также выкладывает из полосок ритмический рисунок. Отбиваем ритм не только ладошками, ногами, но и хлопаем по щечкам, коленям, стучим матрешкой, палочками, детскими музыкальными инструментами.

При знакомстве ребенка с жанрами (марш, песня, танец, предлагаю игру «Марш – песня – танец»). Ребенок слушает поочередно 3 пьесы разных жанров. После прослушивания закрывает фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов прямоугольной карточки. На ней изображение шагающего мальчика, поющей девочки, танцующих детей.

Интересны для детей музыкально – дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Также проводятся игры на детских музыкальных инструментах.

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым. Важно научить детей с ОВЗ любить песню, дать им простейшие певческие навыки. Выбирая песенный репертуар, учитываю содержание и текст песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и т. д. Приступая к работе над пением, напоминаю, что во время пения не нужно напрягаться, сидеть или стоять надо прямо, дышать свободно и легко. В качестве подготовительного этапа к пению используется самомассаж мышц, участвующих в голосообразовательном процессе (поглаживающий, артикуляционная гимнастика (элементы гимнастики Стрельниковой). Большое значение в пении имеет дыхание. У многих детей с ОВЗ вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Чтобы увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный и экономный выдох применяю дыхательно – голосовые упражнения: подуть на снежинку, листик, пушинку; вдохнуть аромат цветка; погасить свечу (плавный и резкий выдох); изобразить шум текущей воды, ручейка – «с»; шипящего гуся – «ш»; согревание рук – «х»; фырканье ежика –«ф». Пение является для детей с ОВЗ и учебным, и лечебным средством, т. к. оно регулирует дыхание, развивает легкие, помогает вырабатывать плавную, полнозвучную речь, корригировать ее темп.

В музыкально – ритмической деятельности происходит практическое освоение основных двигательных навыков. Задачи по коррекции состояния моторной сферы, темпо – ритмической организации движений решаются через овладение ребенком разнообразными формами движений, выполняемых с музыкальным сопровождением: ходьба, бег, прыжки, поскоки, танцевальные упражнения, ритмические упражнения со звучащими инструментами. При проведении музыкально – ритмических занятий включаю в работу все виды анализаторов, опираюсь на тактильные ощущения, зрительное восприятие, стремлюсь активизировать различные психические функции, учитывая особенности индивидуального восприятия и памяти детей, регулярно и целенаправленно работаю над формированием основных мыслительных операций, над развитием словесно – логического мышления. Поощряю малейшие успехи детей, помогаю в преодолении индивидуальных затруднений.

Игры со словом так же, как и игры с пением развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность (если любую знакомую ребенку потешку «произнести» слогами, например па-па-па, та-та, придавая им определенную интонационную окраску и ритм, то ребенок поймет, о какой потешке идет речь, голосовые возможности детей (потешка произносится то со средним, то с высоким звучание, координацию движения со словом (игры «Андрей – воробей», «Две тетери», «Ваня – простота).

В работе с детьми ОВЗ творчество является средством коррекции, помогающим преодолевать неуверенность, стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память. Более доступны для них задания типа: «Спой свое имя», «Сочини мелодию к словам». Очень любят дети сочинять окончание фразы, мелодии к попевкам: «Зайка, зайка, где бывал?» и «Что ты хочешь, кошечка?» Музыкальный руководитель поет первую фразу: «Зайка, зайка, где бывал?», а ребенок пропевает свой вариант слов и мелодии (например, «На лужайке танцевал»).Некоторые дети справляются с заданием типа «Придумай и спой колыбельную для кукол». В этом случае они придумывают мелодию и пропевают ее на слоги «ля-ля-ля», «та-та-та» и т. д. Выполнение этого задания иногда усложняю: один ребенок придумывает мелодию, а другой – управляет игрушкой: танцует с ней, если первый ребенок напевает плясовую или укачивает ее, если тот поет колыбельную.

В игре на ударно – шумовых инструментах дети чаще всего импровизируют ритм, но могут справиться с заданием «Придумай и сыграй марш на барабане, бубне»,сочинить свою композицию движений, но тем не менее творческое задание заставляет их думать, стимулирует активность.

Занятия логопедической ритмикой способствуют нормализации моторной сферы и речи. Сочетание ритмически организованного текста с движением под музыку, применение игровых приемов с использованием дыхательных и артикуляционных упражнений позволяет также скоррегировать различные невротические проявления, которые обнаруживаются у детей помимо речевых дефектов, предотвратить утомление и эмоциональное перенапряжение.

Такая форма организации коррекционного обучения и воспитания обеспечивает сбалансированный режим всех видов деятельности, не допускающий физической и психологической перегрузки детей.

Публикации по теме:

Стендовый доклад «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры» Как говорил Толстой Алексей Николаевич: «Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается.

Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы) Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Воспитание у дошкольников любви к Родине (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание.

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Доклад из опыта работы по ЗОЖ Здоровье населения-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение.

Доклад к педсовету «Использование физкультурных занятий при формировании привычки к здоровому образу жизни (из опыта работы)» Использование физкультурных занятий при формировании привычки к здоровому образу жизни. (Из опыта работы) Инструктор по физической культуре:.

Доклад на тему «Формирование представлений о социальном окружении у детей трёх лет» (из опыта работы) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Колосок» Доклад на тему: «Формирование представлений о социальном.

Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми» Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Направления взаимодействия с родителями по организации индивидуальной работы с детьми. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы) В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 19:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД