Получи документы

Проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Елена Елтуховская
Проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

"Теоретические основы проблемы формирования количественных

представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами

сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием".

Сегодня, по-прежнему, актуальна проблема готовности ребёнка к обучению в школе, которая выражается, с одной стороны, в овладении ребёнком новых отношений с обществом – психологическая готовность, с другой стороны, в освоении им знаний, умений и навыков. Обучение в школе предъявляет серьёзные требования к познавательной сфере ребёнка, к его умственной активности, способностям самостоятельно логически мыслить при решении проблемных задач.

Публикация «Проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребёнка длилась более столетия (от работ Я. А. Коменского, А. В. Грубе, И. Г. Песталоцци, В. А. Лая, К. Д. Ушинского, Ф. Фребеля и т. д. до работ Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеевой, Н. Ф. Блехер, А. М. Леушиной и др.). Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит на житейском уровне и, как правило, эти знания приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознано и может быть использовано в различных ситуациях, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребёнок может только в общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.

В настоящее время вопрос подготовки ребёнка к обучению в школе решается специалистами комплексно. И важное место в решении этого вопроса отводится математической подготовке ребёнка в детском саду. Потому что для умственного развития детей существенное значение имеют приобретённые ими математические представления, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения детей в младших классах средней школы.

Основное значение данная проблема обретает в практике дошкольного образования, так как начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения. Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приблизительно, а точно?

Чтобы для ребёнка количественные представления «ожили», необходимо их вводить в ведущий тип деятельности ребёнка – в игру. На современном этапе игра используется в основном для закрепления пройденного материала на занятии, чаще всего в форме дидактической игры. Но важно, чтобы, помимо этого, игра использовалась для формирования элементарных математических представлений не только в учебное время, но и в свободное от занятий время - в игровой деятельности детей, в частности, в форме сюжетно–дидактической игры.

Исторически разработка психолого-педагогических вопросов методики формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста в 30—50-е годы строилась на основе методологических позиций отечественной психологии и педагогики. Изучались закономерности становления представлений о числе, вопросы развития счетной и вычислительной деятельности. Помимо этого обосновывалась необходимость начинать формирование количественных представлений у детей с раннего возраста, вначале с восприятия множества предметов, а затем приступать к обучению детей счету и выделению отношений между числами. Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры.

Значительное влияние на этот процесс оказали работы отечественных психологов, педагогов, методистов, таких как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Л. А. Яблоков.

Благодаря исследованиям А. М. Леушиной в вопросе развития количественных представлений у детей дошкольного возраста, методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

Экспериментальное изучение специфики количественных представлений детей, разработка, систематизация и апробирование игр и дидактических упражнений, направленных на формирование математических представлений, осуществленное А. М. Леушиной и под ее руководством, представляет современное содержание методики.

Дальнейшее совершенствование методики формирования элементарных математических представлений направлено на уточнение содержания, поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей, разработку и внедрение в практику работы дошкольных учреждений новых дидактических средств.

В этом направлении современные исследователи отмечают важность использования игры для формирования количественных представлений дошкольников. Такие авторы как Щербакова, Е. В. Колесникова, А. А. Столяр, Л. С. Метлина, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, 3. А. Михайлова в своих методиках для развития у детей деятельности счёта и формирования представления о натуральном ряде чисел предлагают использовать игровые упражнения и дидактические игры. Они рекомендуют игровые элементы включать в упражнения во всех возрастных группах : в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д. ; в старших — игровые моменты приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме. Но эти игровые приёмы и методы авторы рекомендуют применять в рамках занятий.

К вопросу формирования элементарных математических представлений, при организации самостоятельной деятельности дошкольников, в своих исследования обращается А. А. Смоленцева в работе «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». Автор делает первую попытку использовать сюжетно-дидактическую игру в математической подготовке дошкольников. Нельзя сказать что в работе детально отработаны все вопросы методики, но основные принципы организации сюжетно-дидактической игры, руководство воспитателя ходом игры описаны А. А. Смоленцевой подробно. Она представляет примеры сюжетно-дидактических игр для детей старшей и подготовительной к школе групп. Можно отметить, что автор, подробно представляя теорию игры, вопросам методики уделяет меньше внимания.

Это и вызывает трудности в применении данной формы работы на практике. Фактически в дошкольных учреждениях сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием оставлена без внимания.

Публикации по теме:

Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.

Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации Доклад на тему: «Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации». Волкова Лидия Михайловна.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи Воспитание здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Готовность детей к школе- одна из самых актуальных задач воспитания.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Пути формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 мая 2016 в 13:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД