Получи документы

Доклад: «Сказкотерапия и песочная терапия как метод работы с детьми»

Маллаева Джульета Хабасовна
Доклад: «Сказкотерапия и песочная терапия как метод работы с детьми»

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Поэтому одним из приоритетных направлений нашего образовательного учреждения является: укрепление физического здоровья и забота психо-эмоциональном состоянии ребенка. Эти вопросы мы решаем не только на занятиях по физическому

воспитанию, но и при проведении всего учебно-воспитательного процесса для воспитания здоровых, гармонично развитых личностей с высокой работоспособностью.

Публикация «Доклад: „Сказкотерапия и песочная терапия как метод работы с детьми“» размещена в разделах

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий. Это сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия и песочная терапия.

Сказкотерапия практикуется в нашем детском саду шестой год, музыкотерапия проводится во всех группах седьмой год. А с прошлого учебного года с большим успехом проводятся педагогами игротерапия и песочная терапия.

Предлагаю ознакомиться с опытом работы педагога-психолога и нашего педагогического коллектива.

Учебный год начинается с адаптационного периода. Всем нам известно, что степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. И чтобы избежать дезадаптационные проявления наши педагоги в своей работе с детьми используют песочную терапию, так как песок одна из форм естественной активности ребенка.

На этом этапе решаются следующие основные задачи:

1. Снижение уровня тревожности ребенка, вызванной новой ситуацией взаимодействия;

2. Получение некоторой информации о ребенке, о возможных внешних

и внутренних причинах его тревожности путем наблюдения за процессом игры с песком;

3. Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений ребенка с педагогом.

Игротерапия и песочная терапия введена во всех дошкольных группах и в

кабинете психолога для индивидуальных занятий с гиперактивными, застенчивыми, замкнутыми детьми. Так как она направлена на обучение и развитие личности в целом.

В групповых комнатах нашего детского сада есть специальные

оборудования:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик,

2. Чистый просеянный песок,

3. Разноцветные песок-лоточки,

4. Коллекция миниатюрных фигурок: человеческие персонажи,

машины, здания, мосты, ворота, растения, деревья, кусты, цветы,

животные (домашние, дикие, доисторические., естественные предметы (ракушки, веточки, пуговицы., сказочные герои, живая зелень, геометрические фигуры, пластилин, бумага, буквы, цифры.

Словом всё, что встречается в окружающем мире.

Существует несколько принципов, которые мы используем в данной методике :

1. «Комфортная среда» - мягкое освещение, удобная песочница, удачное местоположение ребенка.

2. «Безусловное понятие» - когда мы принимаем все действия ребенка в песочнице.

3. «Доступная информация» - когда новые словосочетания, выражения, идеи должны быть доступны для ребенка.

4. «Интегрированность в социальную среду-данный принцип предполагает рассмотрение проблем ребенка в системе его социальных отношений.

5. Оживотворение абстрактных символов-букв, цифр, геометрических фигур, природных материалов, различных фигур.

6. Проигрывание всех возможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

7. «Обмен» - в игре обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.

Песочная терапия так же является привлекательной средой для осуществления анализа и проведения обучающих занятий. В младших группах воспитатели в основном используют дидактический прием. Это серия игр «Чувствительные ладошки». Например, на занятии «Отпечатки наших рук» педагог рассказывает детям о своих ощущениях (мне приятно,я чувствую прохладу песка, ощущаю маленькие песчинки, спрашивает, а что чувствуете вы-дети рассказывают о своих ощущениях).

Дети младшего возраста научились выполнять зигзагообразные и

круговые движения ладонями по поверхности песка, отпечатки ладони и кулачков, а ребрами ладони дети создают всевозможные узоры. В старших группах воспитатели и дети создавали разные миры: «исторические игры», «Живые буквы и цифры», «Игры экскурсии по городу». Строя картины из песка, придумывая различные истории, педагог-

передает детям свои знания и жизненный опыт, рассказывает о событиях и

законах окружающего мира. Одним из атрибутов песочной терапии является песок.

Наблюдения показали, что играя с песком, ребенок чувствует себя зимой

также комфортно, как и летом. Длительность таких занятий 15-30 минут.

На базе нашего учреждения в 2007-2008 году проводился городской семинар для преподавателей кабардинского языка на тему: «Весна на Кавказе» (с использованием песочной терапии, открытые мероприятия «Знакомство с песочным человеком», «Солнечный мальчик» для воспитателей и родителей. На этих занятиях дети были очень активны, внимательны, эмоциональны, предлагали различные композиции, идеи. Высказывали свои мысли, с удовольствием выполняли соответствующую роль, гармонично и эффективно общались друг с другом.

Итак, из всего сказанного можно подчеркнуть, что песочная терапия сыграла немаловажную роль в развитии у наших детей коммуникативных навыков, мышлении, памяти, ощущения и уважительное отношение к играющим.

Также игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к

себе внимание специалистов, работающих с детьми. Все дело в том, что

игра для ребенка естественный способ рассказа о себе, своих чувствах,

мыслях, о своем опыте. Очевидно, что игрушки для детей-слова, а игра-

речь.

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с

другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь

свой полученный опыт они легко, непринужденно и естественно могут

прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним

определенным образом. Разыгрывая и тем самым проживая вновь и вновь

определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому

взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет

уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой

опыт, свой личный мир.

Таким образом, игротерапию мы понимаем как процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного Я, успешное моделирование собственного настоящего и будущего.

Лучшим способом стабилизации признана музыкотерапия. Музыкотерапия способствует развитию внимания, улучшает физическое состояние, уменьшает чувство тревоги, снимает симптомы гипертонии, улучшает самочувствие, настроение. Музыкотерапия проводится два раза в неделю во всех группах в течение 15-20 минут в начале тихого часа. Для этой методики мы используем специальную программу классической музыки.

Организуя жизнь детей в группах, педагог сталкивается с разными

характерами, разными эмоциями (положительные и отрицательные). И одним из эффективных методов при работе с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Используя сказкотерапию, сделали такие выводы: ребенок мечтает и фантазирует, усваивает правильные моральные нормы и

ценности, различает добро и зло. Работу со сказкой наши педагоги ведут в

двух направлениях:

I. Работа с готовой сказкой

II. Работа со сказкой, сочиненной детьми или педагогом.

Эти два направления подразумевают обсуждение сказки, сказки-притчи,

нравоучение, мотивы действия персонажа, творческая работа по мотивам

сказки. Такая форма стимулирует развитие личности и формирует нравственное воспитание и развитие креативности (воображение, творческих способностей и мышления) и формирует основы коммуникативности.

Сказкотерапия и игра очень взаимосвязаны и в группах созданы все

условия для всестороннего развития ребенка. Это театральный уголок (учитывается возраст детей, пальчиковые игры, кукольный театр, теневой и настольный театр, игры-драматизации, игры-беседы с персонажами сказок.

Первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок,

былин, легенд и мифов. Но информация, заложенная в метафоре, носит неконкретный характер. Такая форма информирования побуждает читателя или слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа, на которые стимулирует развитие личности. Отсюда возникает проблема нравственного воспитания при помощи сказки.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным, поэтому уроки, которые дает сказка-это ни с чем не сравнимые уроки нравственности для детей, а взрослым она может помочь решить жизненную проблему.

Очень важным в жизни ребенка является то, как родители преподносят

ему сказки. Сказка может быть очень веселой, но родители ее могут

прочитать так, что ребенок, вместо того чтобы смеяться, будет плакать.

Когда мама, читая дочери сказку о любви, говорит ей, что в будущем и она

выйдет замуж за принца, то тем самым она задает своей дочери определенный сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж может описывать отдельного человека, а сказать - определенную роль, которую человек может играть или даже брать за основу жизненного сценария.

«Сценарий жизни» оказывает на судьбу большое влияние. У каждого человека есть своя роль. На «жизненный сценарий» влияет происхождение человека, его воспитание и окружение, и конечно - сказки, которые ему читают родители в детстве. Именно они заставляют нас особенно переживать за героев, волновать душу и будить фантазию, они несут свой особый эмоциональный, энергетический заряд. Зачастую и наша жизнь складывается по сценарию любимой сказки. Она закладывает в наше сознание определенную программу, задает направление в жизни. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем. И уже, будучи взрослым, человек, поступает так же, как и его любимый герой, совершая его «подвиги» и повторяя его ошибки. Когда любимая сказка передается от родителей по наследству, тогда ребенок берет не свой, а родительский жизненный сценарий. А играя не свою роль, человек обречен, терпеть неудачи. Сказка закладывает судьбу, поведение и характер, ведет человека по жизни. И от ее влияния избавиться очень нелегко. Сказкотерапия и песочная терапия тесно взаимосвязаны. Песочница является привлекательной средой для осуществления анализа и проведения обучающих занятий.

Песочницу мы рассматриваем :

Во-первых как среду для создания сказок и мифов,

Во-вторых, мы рассматриваем песочницу как посредника в установлении контакта с клиентом;

в- третьих, играя в песок, ребенок создает свой мир, свою сказку,

чувствует себя настоящим волшебником.

В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника».

в-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений,

только общечеловеческие.

в-шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний

мир другого.

Сказкотерапия- самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью сказкотерапии значительно легче привить детям определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.

Итак, хочу подвести итог: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия

являются очень ценными методами работы с детьми, предоставляя естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого через сказки, игры и песок. Эти методы учат ребенка видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете.

Публикации по теме:

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

«Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми.» Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития.

Доклад на тему: «Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений с детьми». Работая с детьми, каждый педагог находится в постоянном поиске новых идей. И новые требования к образованию двигают нас к использованию.

Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми» Сказкотерапия – это метод арт-терапии, используемый для развития творческих способностей, самовыражения, совершенствования взаимодействия.

Конспект сообщения для педагогического совета «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» Конспект сообщения для педагогического совета. Тема: «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ». Цель: Объединить усилия педагогов в ДОУ.

Песочная терапияПесочная терапия «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К. Г. Юнг. Песок очень часто действует на ребенка как магнит. Иго ручки.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы) Слайд №1. СЛАЙД №2. Для чего нужна речь? Конечно, речь нужна для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами:.

Самообразование «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -расширить.

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями» В наше время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад: «Сказкотерапия и песочная терапия как метод работы с детьми»
Опубликовано: 20 января 2017 в 16:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД