Подходы к организации работы в центрах активности

Людмила Галушко
Подходы к организации работы в центрах активности

(в рамках семинара «Принципы создания центров активности и организации свободной деятельности дошкольников»)

Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»

Г. Сургут, Тюменская область

Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л. С.

План работы:

1. Что такое среда развития ребенка?

2. Десять пространственных зон.

3. Пространственные «центры сгущения» старшего дошкольного возраста.

4. Игровая зона.

5. Рабочая зона.

6. Невостребованные зоны. Причины их не использование детьми.

7. Центры активности.

8. Виды деятельности в центрах активности.

9. Работа в центрах активности.

10. Утренний сбор.

11. Принципы организации развивающей среды программы «Сообщество».

12. Рекомендации по оборудованию группы.

13. Роль воспитателя в центрах активности.

14. Рекомендации по программе «Сообщество»

15. Пути решения.

Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получает в непосредственном общении с взрослыми. Другим источником развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие.

Изучением влияния среды на обеспечение социокультурного становления дошкольников в отечественной педагогике посвящены работы многих исследователей (Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Пантелеева, В. Б. Чумичевой, Л. М. Клариной, В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой, Н. А. Коротковой, Т. Н. Дороновой, Н. А. Рыжовой и др.). Рассматривая вопросы, связанные с оформлением группового помещения детского сада, нередко авторы обращают внимание на тот факт, что подчас во всех возрастных группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой, справедливо подчеркивая неправильность сложившейся ситуации.

Анализ существующей предметно-пространственной среды в современных дошкольных образовательных учреждениях разного вида показал, что в большинстве случаев устройство группового помещения повторяет устройство школьной классной комнаты. Особенно наглядно эта тенденция прослеживается в группах для детей старшего дошкольного возраста, где четко выделяется «учебная зона», с классической расстановкой двухместных парт, и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны или уголки располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах. Тот факт, что «учебная» зона на самом деле является полифункциональным пространством, служащим как для организованных форм взаимодействия взрослых с детьми (организация занятий, приема пищи, так и удобным местом для разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников.

Следовательно, разнообразное применение оборудования этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование его в повседневных ситуациях для организации питания и обучения позволяет сделать вывод о целесообразности более точного обозначения этой полифункциональной зоны так, как это делает Н. А. Короткова: «рабочая зона».

На основе анализа существующей педагогической практики выделено десять типичных пространственных зон: бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона, игровой уголок (кукольный, транспортный, строительный, рабочая зона, познавательный центр (дидактический уголок, книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный уголки и театрализованная зона («ряженье», наполнение которых предполагает хранение и использование в этом пространстве определенным образом подобранных материалов и оборудования.

Пространственные «центры сгущения» интересов и предпочтений детей старшего дошкольного возраста являются:

Тематические уголки (зоны). Предпочитаемая деятельность детей в данной зоне - игровая зона (полки и стеллажи возле ковра с образными игрушками (куклы, плюшевые звери, транспорт, посуда, наборы мелких фигурок людей и животных, сказочных персонажей).

Сюжетная игра с использованием строительного материала.

Рабочая зона (столы или парты и стулья).

Продуктивная деятельность (рисование).

Как же используется детьми данное пространство? Что востребовано ребенком, а что остается на заднем плане? Приведем и рассмотрим примеры из практики.

Самой большой популярностью у дошкольников 5 – 7 лет пользуется игровая зона. Организуя самостоятельную деятельность в ней, дети наиболее активно используют предметы и игрушки, представленные в строительном и кукольном уголках.

Девочки с наибольшим интересом играют с куклами небольшого размера, мальчики – с наборами, состоящими из мелких фигурок солдатиков, роботов. Дети, не зависимо от половой принадлежности, предпочитают игры с конструкторами типа ЛЕГО, из которых на ковре или на рабочем месте сооружаются мини-макеты: мост, автозаправочная станция, парковка, сцена для кукольного театра. Помимо этого у старших дошкольников отмечается повышенный интерес к играм с гибкими пластиковыми конструкторами, позволяющими создавать предметы - оперирования с округлыми формами (космический бластер, летающую тарелку, сотовый телефон, бинокль и т. д.) или ролевые атрибуты (браслет, корону, ремень, паутину человека-паука и др.).

Рабочая зона весьма активно используется детьми старшего дошкольного возраста как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. В большинстве наблюдаемых случаев в рабочей зоне дети 5 – 7 лет используют материалы и игрушки, хранящиеся в тематических уголках, расположенных преимущественно неподалеку на полках или стеллажах.

Наряду с «центрами сгущения» интересов и предпочтений дошкольников (игровая, рабочая зоны) в групповом пространстве выявлены и невостребованные зоны, к которым следует отнести музыкальный, физкультурный, природный, книжный уголки и театрализованную зону, которые номинативно (предметно) существуют, но, несмотря на имеющиеся в них материалы и оборудование, практически не используются детьми в содержательной самостоятельной деятельности.

Анализ данной ситуации позволил нам выявить причины невостребованности этих зон у старших дошкольников: (слайд 10)

- статичность и однообразие материалов. Мы воспитатели перестаем привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных» уголках, или вводить дополнительные, удобные для него, правила по использованию. Например, запрет на перемещение игрушек и декораций к настольному театру с полки, на которой они хранятся, способствует угасанию интереса детей этого вида оборудованию и игнорированию его в свободной самостоятельной деятельности. Редкая сменяемость материалов в тематических уголках, тоже вызывает пресыщенность детей их наполнением и нежелание использовать в своей деятельности;

- несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Например, флажки и султанчики, хранящиеся в физкультурном уголке, используются преимущественно на утренней гимнастике; шапочки и медальоны для обозначения ролей персонажей подвижных игр сюжетного характера в свободной деятельности детей дошкольного возраста практически не применяются. Хранение образно-символических материалов (картинок и иллюстраций) в книжном уголке в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в групповом ассортименте книжного уголка художественных альбомов для рассматривания, детских качественно иллюстрированных книжек для самостоятельного чтения и восприятия зрительного ряда также не способствует привлечению внимания детей к объектам этой тематической зоны;

- прямой словесный («Положите на место металлофон – вы очень шумите») или негласный запрет на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности. Это пресекает побуждения детей к их применению. Так, например, закрытая на стульчик дверь в спальню или раздевалку, где размещаются природный или физкультурный уголок отбивает охоту воспитанников к играм или наблюдениям в этих групповых пространствах. Необходимость предварительного согласования с воспитателем возможности использования детьми материалов для рисования, хранящихся в изобразительном уголке, приводит к тому, что в самостоятельной деятельности дети пользуются материалами, принесенными из дома, которые хранятся у них в индивидуальном ящичке стола;

- древность и ветхость материалов, представленных в тематических уголках, их эстетическая малопривлекательность и редкая сменяемость снижают интерес детей к содержанию тематических уголков, превращая их в «мертвые» витринные зоны;

- исключение детей из участия в оснащении уголков приводит к тому, что многие игрушки и материалы для свободной самостоятельной деятельности остаются невостребованными, а играть и заниматься дошкольники предпочитают с игрушками и материалами, принесенными из дома;

- для повышения интереса детей к играм и материалам, представленным в уголках, воспитателю необходимо время от времени осуществлять их частичную замену и привлекать внимание к педагогически ценным пособиям, дополнительно мотивируя детей к играм и занятиям с ними собственным участием в совместной деятельности.

- жесткое зонирование предметно-пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможность разнопланового и творческого его применения детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес практиков к обновлению предметной развивающей среды группового помещения, базирующийся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни.

К числу этих практиков относимся и мы. Пытаясь найти пути решения возникших причин невостребованности зон, в рамках подготовки к данному семинару мы решили обратиться к тем источникам (литературе, опыту педагогических коллективов) которые поднимают данную проблему. На многие вопросы нам позволила дать ответы программа «Сообщество», в которой уделяется большое особое внимание организации среды.

В основе концепции программы «Сообщество» лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Поэтому в группах создается продуманная среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Детям предоставляется возможность выбора видов деятельности, материалов, партнеров по игре. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого.

Это становится возможным, благодаря предметно - развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых "центрах активности", основные из них - Искусство, Наука и природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария. Манипулятивные игры.

Какие же виды детской деятельности в центрах активности?

-Речевая (знакомство с книгой, слушание, драматизация, книгоиздательство).

-Манипулятивная (настольно – печатные игры, дидактические игры и пособия, настольные конструкторы, ЛЕГО).

-Математическая (измерение, взвешивание, работа с карточками, картографами, сортировка, классификация предметов по свойствам и т. д.).

-Ролевая (сюжетно – ролевые, строительные игры).

-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация, коллаж).

-Экспериментальная (игры с песком и водой, наблюдения и деятельность в центре Природы и науки).

-Музыкальная (изготовление элементарных музыкальных игрушек, игры с музыкальными игрушками).

-Приготовление пищи (работа с меркой, наблюдения за изменением состояния веществ, усвоение последовательности действий, получение социально значимого результата).

Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

В центре строительства дети имеют возможность конструировать из различных деталей.

Строительство помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В этом центре можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе.

В центре литературы дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух.

Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы.

В центре сюжетно-ролевой игры находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни.

Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре манипуляции дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать.

Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию.

Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков.

Центр науки используется для поддержки увлечения детей природными явлениями, найденными на улице предметами, а также для исследований этих маленьких <сокровищ>

Открытая площадка — это важное дополнение к группе. Улица предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождения своего места в нем. На улице можно заниматься чем-нибудь необычным: выращивать цветы, участвовать в соревнованиях, играть в подвижные игры и многое другое

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

В процессе работы в центрах у детей активно развивается речь, математические представления, дошкольники быстро учатся читать и писать.

Как мы увидели в этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования.

Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения.

Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами (Ф. Фребеля, В. Воскобовича и др). В центрах материалы всегда «избыточно достаточны», полностью доступны детям (в группах практически отсутствуют высокие шкафы, не имеют прямой возрастной закрепленности. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты (по технологическим причинам, например, центр кулинарии; или центр искусства, если другим способом оттуда нельзя никак «выгнать завсегдатаев»).

Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия в детском саду (обучение по программе носит индивидуальный характер или проводится малыми группами по 2-3 человека) и осуществляется в соответствии с выбором ребенка. Принятие ребенком решений является основным элементом педагогического лично-ориентированного процесса. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений, причем это происходит в безопасной и организованной обстановке. Даже самые маленькие дети учатся делать выбор и осознавать последствия своих действий. Ребенок должен спрашивать себя: «Если я буду играть в кубики, я пропущу занятие по приготовлению салата. Что для меня важнее?» Когда дети практикуются в осуществлении выбора, им становится легче принимать решения в этом все более сложном мире. (слайд 28)Выбор центра - это обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается Утренний сбор. Для осуществления выбора педагогами в каждой группе оформлена, так называемая, доска выбора, на которой ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью условных обозначений, фото и тд.

Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

Воспитатели периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными, на новые, а также в зависимости от темы проживания или проекта. Материалы в центрах можно индивидуализировать, исходя из интересов конкретных детей.

Организованная таким образом в дошкольных группах личностно-ориентированная среда, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков как инициативность, самостоятельность, творчество. Воспитатели, работающие по традиционной программе, могут активно использовать предложенные элементы личностно-ориентированной среды в своих группах.

Группы, построенные как единое сообщество, отличает динамизм: в них присутствует стимул и царит дух энергии. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.

Принципы организации развивающей среды программы "Сообщество"

Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.

Для того, чтобы ребенок мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т. е. Развивающая Среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). - Развивающая Среда группы должна быть вариативной.

Для того, чтобы ребенку было интересно и он поступательно развивался, сама Развивающая Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.

Помещение группы, оборудованное ребенку почувствовать: "Эта комната для меня!", "Это место, где многое можно делать самому!", "Это место, где можно самостоятельно экспериментировать, реализовывать свои замыслы и многое узнать!",

Рекомендации по оборудованию группы.

Все пространство группы разделено на определенные тематические центры - открытой площадки, искусства, драматизации, литературы, математики, строительства, песка и воды, музыки, естествознания.

Материалы, которые стимулируют естественнонаучные и математические исследования, включены во все центры.

Материалы логически сгруппированы и находятся в определенных местах.

Игровые центры четко разграничены. Полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства.

Все материалы и центры подписаны.

Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать безопасное передвижение детей (например, не должно быть слишком много открытого пространство, которое бы позволяло бегать, моющие средства и другие опасные предметы должны быть вне досягаемости ребенка).

Центры допускают как индивидуальную игру, так и занятия в малых и больших группах.

"Тихие" и "шумные" центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу. (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие способности).

Для чтения, отдыха, прослушивания музыки должно быть достаточно мягких "посадочных мест" (подушки, обтянутые пенопластовые матрасы, кресла "мешки", набитые сухой фасолью).

Для рисования красками и игр с песком и водой есть твердые покрытия (линолеум или дерево).

В помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли сесть и спокойно позавтракать или пообедать (столы должны стоять в разных местах).

Помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров.

Есть доступная игровая площадка во дворе.

Все материалы, а также детские рисунки и поделки развешены - на уровне глаз ребенка.

У каждого ребенка есть место, куда он может положить свои вещи.

Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»: организуют первоначальное пространство (затем оно будет наполняться продуктами детской (деятельности, организуют общение, совместное планирование, работу в Центрах активности, оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка), вовлекают в жизнь группы других взрослых (членов семей, представителей социального окружения).

И на этом фоне ребёнок сам (вместе с другими детьми и взрослыми) инициирует и принимает решение о том, какая образовательная тема будет принята в группе, какие способы познания будут использованы, какие виды деятельности будут организованы, какие малые и большие партнёрства возникнут, каким будет его личный план и результат.

Содержание образования должно подбираться индивидуально для каждого малыша. Оно зависит как от его общих и специальных способностей и склонностей, так и от ситуативных моментов — его настроения, желания, конкретного интереса и т. п.

Это, разумеется, не означает, что процесс развития протекает стихийно и определяется исключительно самим ребёнком.

Данные принципы организации предметно-развивающей среды, предложенные программой «Сообщество», могут выступать в качестве рекомендаций и послужить вопросами для обсуждения на круглом столе.

В качестве путей решения формирование среды на группах будет являться устранение выявленных нами причин, и мною были озвучены в начале доклада. Мы хотим внести в качестве предложения для рассмотрения принципов предложенные программой «Сообщество»:

- принципа свободного выбора работы в Центрах активности;

- способы организации наблюдений и планирования работы в Центрах активности;

- технология организации Утреннего сбора;

- периодичность работы в Центрах активности.

Пути решения:

- разнообразить материал в уголках;

- привести в соответствие оборудование и материалы согласно возрастным возможностям и актуальным интересам детей;

- исключить прямые словесные негласные запреты на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности;

- обновить материалы, представленных в тематических уголках, сделав их эстетически привлекательными;

-привлекать детей к участию в оснащении уголков;

- необходимо время от времени осуществлять частичную замену пособий для повышения интереса детей к играм и материалам;

- отказаться от жесткого зонирование предметно - пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны.

Литература:

1. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1994. С. 54–57.

2. Лич П. Развитие ребенка. М. 1992. С. 15–17.

3. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993. С. 27.

4. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1994. С. 54–57.

5. Петровский. А. В. Психология личности. М.: Просвещение, 1995. С.

6. Азнаурова О. В. Педагогическая копилка. / http://strunini12shool.ucoz.ru/load/aznaurova_olga_valentinovna/3-1-0-8

7. Глушкова Г. В., Мусиенко С. И. Что мешает сделать предметную среду группового помещения для детей старшего дошкольного возраста действительно развивающей. / е-mail: firo-dou@mail.ru,

8. Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия "Сезам". Организация педагогического процесса в дошкольном отделении. / http://sezam.admsurgut.ru/about/-5/

9. Свирская Л. Программа «Сообщество» / http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/183

10. Липчанская И. А. Организация среды развития ребёнка в условиях детского сада. / http://borytko.nm.ru/papers/subject3/lipchan.htm

11. Абузярова Л. А. Предметно – развивающая среда в ДОУ. / http://pik100.ucoz.ru/konsul/yprava/sreda.htm

12. Соколова И. Г. Личностно-ориентированная предметно-развивающая среда в дошкольной группе. / http://sezam.admsurgut.ru/teachers/-2/-/

13. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000 / http://psi-journal.ru/books/53914-shpargalka-dlya-vzroslyh-psiho.html

14. Программа «Сообщество» / http://www.rfro.ru/

15. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

Публикации по теме:

Организация музыкальных центров группы Проблема организации музыкальных центров группы актуальна и очень важна с точки зрения развития музыкальности ребенка. Именно в самостоятельной.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Подходы к организации работы в центрах активности
Опубликовано: 21 мая 2013 в 21:02
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....