Доклад «Воспитатель и дети»

Ольга Горбенко
Доклад «Воспитатель и дети»

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознание себя в предметном и социальном мире, развитие познавательных способностей. Духовный мир ребенка также нуждается в развитии. Наиболее важным моментом духовного мира является то, что он выступает в роли внутреннего контролера, строгого судьи наших мыслей и поступков.

Формирование у детей системы духовных ценностей и на ее основе восприятие окружающего мира, себя, как личности в нем невозможно без личностно-ориентированных взаимодействий педагога с детьми.

В современном образовании целью и результатом деятельности педагога выступает Ребенок, как высшая ценность, обладающая гуманными чертами, дающая ему возможность жить, преодолевать конфликты в себе и развивать свои способности.

Главная задача заключается в том, чтобы взрослый человек привил ребенку один принцип: твоя свобода, то, что разрешено тебе, не должно ущемлять свободу другого. В современном мире требуются личности, глубоко знающие себя, владеющие собой, самореализующиеся, творцы своей жизни, а не личности ведомые и управляемые.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, и, строя работу по личностно-ориентированному взаимодействию с детьми, педагог должен бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его индивидуального роста.

Воспитатель должен обратить внимание на развитие образа духовного «я» ребенка, где составляющими являются:

- внутренняя активная потребность и стремление к свободе, доброте, красоте, как к основным общечеловеческим ценностям;

- умственные способности (интеллектуальные, художественные, конструктивные, обуславливающие неповторимую индивидуальность личности;

- коммуникативные способности, позволяющие познать, изменить мир своего «я»;

- самооценка, саморегуляция, сохранение жизни и здоровья;

- создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности общения: ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – родитель. Работу по личностно – ориентированному взаимодействию строю по темам: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, мнения», «Социальное поведение».

Каждая из этих тем является общей для всех видов деятельности: познавательной, художественно – речевой, музыкальной, физической.

В детском саду необходимы занятия, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, занятия, развивающие Душу ребенка. Работу с детьми провожу по таким разделам:

а) «Уверенность в себе», который включает в себя цикл занятий «Я – это кто?».

б) «Чувства, желания, мнения – показ настроения». Работа с сюжетными картинками, отображающими эмоциональное состояние, беседы на тему: «Когда ты плачешь?» «Радуешься?», занятия на темы: «Поможем друг другу».

в) «Социальное поведение». Беседы: «С кем ты живешь?», «Как ласково называют тебя дома?» и т. д. Этот раздел включает ряд творческих игр: «Семья», «Кукла заболела», «Идем на прогулку», «Мы в гостях».

Работа в группе строится в игровой форме, с акцентом на личный опыт детей, часто используется такой прием, как создание воображаемой необычной ситуации. Детям предлагаются игры: «Общий круг» - предложить глазами поздороваться друг с другом; «Найди пару» - подобрать партнера по цвету глаз, волос; «Зеркало» - повторение движения партнера.

Основная цель всей проводимой работы – приобретение опыта, способствующего совместному переживанию успеха, радости, достижение желаемых результатов.

Дети трех лет часто негативно воспринимают авторитарные требования, на этом этапе использовала в работе игровые приемы, побуждающие к определенному виду деятельности.

У детей 4-5 лет уже сформирован определенный опыт, поэтому они не нуждаются в обилии развлекательных моментов. В работе использовала те приемы, которые наиболее качественно помогают детям выполнить задание. Для воспитанников этого возраста важна положительная оценка их деятельности, это побуждает их к дальнейшей деятельности, влияет на эмоциональное состояние, вселяет уверенность в собственных силах.

У детей в возрасте 5-7 лет уже имеется определенный опыт поведения в различных видах деятельности. Строя личностно – ориентированную работу с детьми данного возраста, часто использую проблемные ситуации, из которых ребенок должен найти самостоятельный выход.

Важно, общаясь с детьми, помнить о своем эмоциональном состоянии, которое часто является образцом для подражания.

Чтобы преобразовать душу человека, необходима любовь. Каждый раз, встречаясь с воспитанниками, помнить, что ты не отрабатываешь смену, а даешь малышам добро, истину, красоту.

Часто в группах создаются воображаемые необычные ситуации. Образ доброго волшебника помогает ребенку ощутить, что он обладает богатством, которое можно подарить другим.

Дети с удовольствием выполняют волшебные упражнения, развивающие различные органы чувств и, как результат, открытие в душе той силы, которая основана на личностно – ориентированном взаимодействии педагога и ребенка.

Детям предлагались для рассматривания картинки, комиксы с беседами о том, кто бы мог быть твоим другом. Проводились занятия по рисованию на тему: «Мой друг», «С кем бы я хотел дружить», работали над составлением рассказа о дружбе.

С интересом дети воспринимали упражнения: «Хорошо – плохо», «Я думаю – он думает».

В быту создавались ситуации для проявления отзывчивости, дружелюбия, внимания к сверстникам, окружающим людям.

Отрабатывались ситуации с совместным переживанием положительных эмоций. Так, с удовольствием дети выполняют творческие задания: «Подарок» - предлагаются открытки, дети должны объяснить, кому хотят подарить, почему сделали такой выбор; смешные соревнования; совместный поиск сюрприза для именинника; веселые задания для пар детей.

В работе с детьми использую нестандартные ситуации:

- я порезал палец;

- упал в лужу;

- потеряла куклу;

- не дам тебе свою машинку;

- он порвал мою книжку;

- пропусти меня.

Эти ситуации помогают детям взглянуть на себя со стороны, оценить свои действия в глазах окружающих.

Чтобы занятия были более запоминающимися, использовались в работе яркие вспомогательные материалы:

1. Цветок – в конце каждого занятия появляется лепесток. Цветок становится более пушистым. Розовый лепесток – доброта, желтый – отзывчивость и т. д.

2. Волшебная корзинка – грибы съедобные - характеризуют положительные качества, несъедобные – отрицательные.

3. Волшебная цепочка – ожерелье из наших добрых дел.

Большая роль отводится играм и сказочным персонажам. На занятиях присутствует Кот - шалун (наделен отрицательными чертами, но легко поддается перевоспитанию) и Фея вежливости (легкая воздушная кукла). С помощью таких игрушек дети легче усваивают материал, они помогают личностно – ориентированным взаимодействиям педагога с детьми.

Детей необходимо научить видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть переживания, проблемы другого человека - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет, что многие дошкольники так сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь участник детских забав. Интерес представляет только собственная персона. В этом легко можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о своем друге. В ответ можно услышать – он со мною дружит - или – он меня обижает. Отсюда вытекает, что, тесно взаимодействуя с ребенком, необходимо отвлечь внимание от собственного «я», обратить внимание на тех, кто рядом. Для этого предлагались специальные занятия, выполнение которых требует пристального внимания к своим товарищам. Игры проводятся без слов, без игрушек, только с помощью жестов и мимики. Основное – видеть партнера.

Вначале детям игры казались странными, но постепенно дошкольники втянулись. Данный вид деятельности помогает снять психологическое напряжение, настроить на творческое сотрудничество малышей.

В ходе игр нужно избегать нравоучений, деления детей на хороших и плохих. Главное показать – все дети равны, и научить их проявлять внимание друг к другу.

Способность видеть в другом ребенке личность – условие формирования гуманных отношений в группе.

Ребенок оценивает себя по меркам взрослых, примеряет их стандарты к своей деятельности. Он не только подражает действиям членов семьи, но становится их социальным партнером. Устанавливая контакт с ребенком, наполняя общение соответствующим содержанием, взрослый во многом определяет развитие личности воспитуемого.

Для большинства стран сегодня очевидно – лучше развивается ребенок, воспитывается в двух институтах: семье и дошкольном учреждении. Семья обеспечивает интимно – личностную связь, в которой ребенок очень нуждается. Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ними, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного фона воспитания.

Для преодоления трудностей в процессе воспитания организовала работу родительского клуба. В ходе заседаний рассматривались темы:

«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания».

«Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

«Как развить ответственность в наших детях».

«Помощь родителей, – какой она должна быть».

«Как найти пути к бесконфликтной дисциплине».

«Мотивы плохого поведения».

«Правила выражения чувств».

«Какой должна быть действенная похвала».

Работа воспитателя всегда определяется конечным результатом, который проявляется в поведении и эмоциональном настрое ребенка, «Что посеешь – то пожнешь» - гласит народная мудрость.

Список используемой литературы.

1. Антонова Л. Развитие речи, уроки риторики. – Ярославль, 1997 г.

2. Бардин С. Этика взаимных отношений. – М., 1972 г.

3. Избранные пословицы и поговорки русского народа. (под редакцией А. Прокофьева – М., 1957 г.

4. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль, 1997 г.

5. Княжева Н. Развитие эмоционального мира. – Ярославль, 1997 г.

6. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М., 1986 г.

7. Мельников М. Русский детский фольклор. – М., 1997 г.

8. Петровский В. Учимся обращаться с ребенком. – М., 1993 г.

9. Стрелкова Л. Эмоциональный букварь. – М., 1994 г.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Доклад «Воспитатель и дети»
Опубликовано: 28 ноября 2012 в 16:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...