Долганский фольклор в детском саду

ольга туприна
Долганский фольклор в детском саду

Анабарское Муниципальное управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №3 «Тугутчаана».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОЛГАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА И ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА МЕСТНЫХ МЕЛОДИСТОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.

Музыкальный руководитель Туприна Ольга Николаевна

Юрюнг-Хая, 2009г.

Музыкальное искусство всегда отличается национальным своеобразием. Приобщаясь к народному искусству, народным традициям, песням, играм дети начинают испытывать интерес и любовь к нему.

Фольклор – это живительный источник, который позволяет приобщить детей к культуре своего народа. Использование его на занятиях музыки вызывает у детей неподдельный интерес.

Приобщаясь к этому живительному источнику, ребенок постепенно приходит к пониманию и осмыслению культуры своего народа, у него воспитывается чувство любви к родному краю, к родной природе, к родителям, к своим предкам.

Музыкальный фольклор долган – это часть северной региональной культуры, неразрывно связанный с традиционными типами интонирования, окружавших долган народов.

К числу носителей древнейших культурных традиций прежде всего относятся сказатели героического эпоса олонгко – олонгкосуты.

Долганский музыкальный фольклор относится к раннему типу традиционных культур, в котором вокальные традиции народа представлены в 5–ти разновидностях.

1. Звукоподражание голоса птиц, зверей и домашних животных.

2. Шаманском камлании – ойуун кыырыыта с специфически шаманским пением кутуруу.

3. Круговых танцах хэйро и оhуокай.

4. Песни – ырыа с различными стилями пения в народно – песенном творчестве.

5. Песни – монологи в музыкальных разделах героического эпоса олонгко.

Каждая из этих разновидностей вокальных традиций в комплексе

Представляет целостную систему жанров долганского музыкального фольклора.

Музыкальные занятия в детском саду группах проводится 2 раза в неделю. Занятия начинаются с ходьбы под марш, потом идет слушание музыки, распевка, разучивание песни, танец, игра.

На слушание музыки в старших и подготовительных группах пользуюсь грампластинкой «Фольклор долган». В грампластинку включены образцы традиционного исполнения долганских олонгко, сказок, несказочные прозы, запева кругового танца «Хэйро», личных песен и звукоподражаний.

В качестве образцов песен долганских олонгко использована магнитофонная запись героического сказания «Сын лошади Аталамии - богатырь», в исполнении сказателя И. А. Еремина – Сюютюка.

Звукозаписи образцов долганского фольклора, представленные на этой пластинке, были произведены М. П. Харлампьевым – корреспондентом Таймырского радио, фольклориста П. Е. Ефремовым, этномузыковедом Г. Г. Алексеевой

Фольклорные занятия для детей – это целый мир, новый, невиданный и неслыханный.

В разных регионах России есть свои национальные песни, танцы, игры, традиции. Их необходимо использовать в работе с детьми в данной конкретной местности. На фольклорных занятиях решаются те же задачи развития музыкальных способностей детей, что и на традиционных.

Разработала примерный план на год, отвечающий по возрастным критериям в подготовительной группе.

Месяцы/Ыйдар сахалыы ааттара/репертуар музыкальных занятий

Январь

Олонхо ыйа Слушаем из долганского фольклора фрагменты из олонгко «Сын лошади Аталамии - богатырь».

Февраль

Кун тахсыытын ыйа Слушаем из долганского фольклора: «песня солнцеподобной девушки» .

разучивание песни про солнце, «кун тахсыыта» А. И. Андросов.

Март

Ийэ кунун ыйа Слушание фрагмента предания «Лебедь предок долган».

Разучивание песни про мам, «Долганнар кыыстара» Огдуо Аксенова

Апрель

Саас кэлиитин ыйа слушание долганского фольклора «Звукоподражания». В этот месяц включаются песни местных мелодистов например: «Сардана5а саас кэллэ» В. А. Туприна, «Саас кэллэ» Г. Н. Спиридонова.

Май

Салама ыйа слушание долгансого «Хэйро», готовимся к национальному празднику Ысыах.

Июнь

Ыhыах ыйа разучиваем оhуокай, тойук, якутские народные песни например: «Кымыс ырыата», «Тугун бэрдэй кэрэтэй».

Сентябрь

Комус куhун ыйа песни «Чыычаахтар ырыалара» А. А., Г. Н. Спиридоновых, «Этиннээх ардахха» Г. Н. Спиридонов.

Октябрь

Кыhын кэлиитин ыйа слушание долганской песни «Дони – Дони…», разучивание песни «Манан хаар» Ф. И. Туприна, «Табаhыт, булчут ырыата».

Ноябрь

Байанай ыйа Разучивание песни «Булчут ырыата», «Туундара5а таба кунэ» С. В. Сыроватского.

Декабрь

Сана дьыл кэлиитин ыйа Разучиваем новогодние песни «Сана дьылы корсуhуу» В. А. Туприна, «Сана дьыл киэhээтэ» А. И. Андросова.

Дети очень любят слушать народную музыку, с большим интересом слушают долганский фольклор. Делятся своими впечатлениями и это отображают на своих рисунках. В каждой группе по плану разучиваю песни местных мелодистов, так дети с ранних лет знают своих местных мелодистов, через их песни воспитывается любовь к родному краю, родной природе, близким.

Следует отметить, что песенная культура долган обладает стилистическими признаками архаичной культуры, на что указывает элементы раннефольклорного интонирования, связанные с вариантами стиля пения, ладовой, ритмической и звуковысотной организацией принципом смены дыхания, которые можно сравнить с исполнительскими традициями музыкального фольклора кетов, нганасан, енцов, ненцев, эвенков, эвенов и северных якутов. Многожанровость песенной культуры долган указывает на активное взаимовлияния различных культур народов Таймыра, Анабарских, Оленекских, Ессейских якутов и затундренных русских.

Изучение народного фольклора способствует развитию творчески одаренной личности ребенка. Дети с раннего возраста должны знать традиции, обычаи предков. Для этого в детском саду проводятся занятия, досуги, развлечения, связанные с фольклором.

Публикации по теме:

Прогулочный участок в детском садуПрогулочный участок в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Калинка», где я работаю воспитателем, функционирует с ноября.

SOS Детские деревни мира Я работаю воспитателем в детском саду при SOS Детской деревни. Хотелось бы обмениваться опытом с воспитателями, которые также работают с.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Долганский фольклор в детском саду
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 11:56
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Наши зимние прогулки. Фотоотчет
Наши зимние прогулки. Фотоотчет Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Все дети очень любят зиму, ведь зима — это свежий морозный...
«Снегири». Нетрадиционная аппликация с элементами рисования. Средняя группа. Фотоотчёт
"Снежок" Н. Некрасов. Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня посмотри! -...
Мастер-класс «Украшение на улице — Новогодний олень»
Мастер - класс «Украшение на улице – Новогодний олень» Красота спасет мир! Действительно, украшая свою жизнь вокруг себя, мы учим детей и всех окружающих...
Аппликация в технике коллаж «Зимние забавы». Мастер-класс
Передать все очарование зимы можно посредством детского творчества. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению коллажа «Зимние забавы» из бумаги...
«В поисках волшебных стрелочек» (фотоотчет с Новогоднего утренника)
Доброго всем утра! Отшумели веселые, задорные, волшебные новогодние праздники! Жизнь в группе вернулась в свое привычное русло: учимся, творим, гуляем,...