МААМ-картинки

Долгосрочный проект «Второе дыхание» (1 фото)

Елена Подосёнова
Долгосрочный проект «Второе дыхание»

Данный проект был нацелен на профилактику синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ, а так же повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Технологическая карта проекта

Учитесь удивлять собой,

Во всем ищите ДОБРЫЕ начала,

И споря с трудною судьбой

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, самому вставать,

В САМОМ СЕБЕ искать опору,

При быстром продвиженьи в гору

Друзей в пути не растерять!

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде.

Публикация «Долгосрочный проект „Второе дыхание“» размещена в разделах

Ищите лишь ДОБРО везде.

Особенно упорно в ТЕХ,

КТО РЯДОМ!

Тип проекта Информационно-практико-ориентированный,

психолого-просветительский.

Автор проекта Подосёнова Е. В. педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №1»

Исполнители

- Педагог-психолог;

- Пед. коллектив.

Участники проекта

Педагогический коллектив.

Продолжительность

проектной

деятельности

Долгосрочный проект

Постановка проблемы

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса не вызывает сомнений. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном об обстановке на работе, требующей постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме», отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста приводит к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром «выгорания» - весьма серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов. Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать!

Всё это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности самого педагога. Поэтому выгорание как проблема попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно общаться с детьми и воспитать здоровую личность.

По запросу администрации нашего детского сада было проведено диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми. В ходе него были получены результаты, дающие представление о неблагоприятном состоянии психологического здоровья среди педагогов нашего дошкольного учреждения. Для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления депрессивного состояния.

Встал вопрос о необходимости проведения профилактической работы психолога с педагогическим коллективом. Определены основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:

• психологическая поддержка;

• психологическое консультирование;

• психологическая коррекция.

Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым создать проект «Второе дыхание», посвящённый профилактике профессионального выгорания.

Обоснование актуальности проекта

Итак, актуальность данной темы обусловлена:

Увеличением количества педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания;

Влиянием психического выгорания педагога на эмоциональное состояние детей и психологический климат нашего дошкольного учреждения;

Истощением эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека (приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, проявляется отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе; появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему; безразличие ко всему)

Ухудшением физиологического состояния человека

(возникновение и обострение хронических заболеваний органов и систем: сердечно – сосудистой, нервной системы, желудочно – кишечного тракта и т. д.)

Новизна

Данный проект можно рассматривать как «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры, игротренинги и т. д. Каждая встреча разработана в форме тренинговых занятий, в ходе которых, участники погружаются в мир позитива, хорошего настроения, чего-то интересного, увлекательного и познавательного.

Принципы реализации проекта

Принцип добровольного участия;

Коллективизма, дружеского отношения друг к другу;

Партнерства, тесного сотрудничества;

Самореализации, выражение положительных эмоций;

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

Единство содержания форм и методов работы;

Принцип системности и последовательности.

Цель проекта

Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ, повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Задачи

1. Улучшать психологический климат в ДОУ, создавая условия для доброжелательных и доверительных взаимоотношений;

2. Повышать уровень сплоченности педагогического коллектива;

3. Способствовать позитивному настроению, повышая мотивацию к благоприятной педагогической деятельности;

4. Повышать уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности и способности к стрессоустойчивости;

5. Накапливать эмоционально-положительный опыт, развитие интереса к себе, способности к саморегуляции своего эмоционального состояния.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

• Постановка проблемы, анализ запроса администрации ДОУ, а так же и со стороны педагогов;

• Сбор и систематизация необходимой информации, подбор практического материала;

• Разработка проекта в целом.

Диагностический этап:

Диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми.

- Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания;

- тест оценки эмоционального выгорания;

- «Оценка эмоционального состояния» В. В. Бойко.

Коррекционно-профилактический этап (основной):

План работы см. ниже.

Заключительный этап:

• Подведение итогов реализации проекта (коллективный анализ проделанной работы, согласование в необходимости продолжения работы в этом направлении);

• Конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты см. ниже.

- Презентация проекта «Второе дыхание» на педагогическом совете.

Ожидаемый результат

Предполагаем, что реализация данного проекта способствует:

Устранению эмоциональной напряженности в коллективе, ослаблению проявлений утомления;

Улучшению психологического климата в ДОУ в целом;

Овладению навыками стрессоустойчивости и саморегуляции личности педагога;

Повышению уровня сплоченности педагогического коллектива;

Активизации оптимистического настроя на профессиональную деятельность, укреплению уверенности в себе и «антивыгорания».

Список использованной литературы

• Ларенцова Л. И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С. 82-86.

• Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, С. 90-101.

• Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.

• Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8, С. 84-89.

• Формалюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С. 57-64

• Лободин В. П. Как сохранить здоровье педагога. -М., 2005г.

• Правдина Н. Я. Я привлекаю успех: Как достичь успеха и реализовать свои желания, получая удовольствие. -И. К. «Невский проспект».-СПб. :2003г.

• №6, 2009г. – «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить» В. Шебеко, Е. Семенова;

• №4, 2008г. – «Эмоциональная культура педагога- залог его здоровья».

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

• №7, 2008г. -«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;

• №1, 2009 «Профилактика профессиональной стагнации педагогов ДОУ»

• №6, 2008г. Тренинг общения «Познай себя»

Ссылки сети Internet:

1. http://www.elitarium.ru

2. http://www.kcsokapotnya.ru/programs/44-program-staff-burnout

3. http://www.popsy.ru/articles/full/stati/kak_predotvratit_sindrom_emotcionalnogo_vigoraniya/

4. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200601609

Долгосрочный проект «Второе дыхание»
Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

Учитесь управлять собой Учитесь управлять собой, Во всём ищите добрые начала, И споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись самому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Второе дыхание»
Опубликовано: 23 октября 2014 в 09:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД