Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы «Выставка музыкальных картин»

Анна Никоненко
Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы «Выставка музыкальных картин»

Вашему вниманию представлен доминантный вид образовательной деятельности по слушанию музыки в старшей группе «Выставка музыкальных картин».

Цель: - приобщение детей к восприятию классической музыки, развитию способности выражать её характер с помощью исполнительских и творческих умений.

В ходе непосредственно образовательной деятельности прослеживается интеграция образовательных областей:

В области «Познание» - познакомить детей с творчеством великих композиторов М. П. Мусорского, П. И. Чайковского. Э. Грига;

В области «Художественное творчество» - развитие художественной культуры детей посредством ознакомления с картинами художников, развитие творческого воображения воспитанников

В области «Коммуникация» - расширять и активизировать лексический словарь;

В области «Социализация» - формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В области «Физическая культура» - накопление и обогащение двигательного опыта детей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие группы методов: наглядные, словесные, игровые.

Словесный метод:

• Обогащение словаря образных выражений, сравнений;

• Вопросы к детям, обобщение ответов педагогом;

• Словесная инструкция;

Наглядный метод:

• Иллюстрации картин, портреты композиторов;

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, мною применяется метод проблемной ситуации. Например: мы смогли увидеть умение дошкольников самостоятельно, проанализировав прослушанное произведение, определить его композитора.

При подготовке непосредственно образовательной деятельности была проведена предварительная работа, которая осуществлялась так же и в режимных моментах, в совместной деятельности с детьми:

• Знакомство детей с творчеством великих композиторов М. П. Мусорского,

П. И. Чайковского. Э. Грига;

• Закрепление представления детей о жанре вальса, передавать характер вальса в движении;

• Слушание классических произведений композиторов разных эпох;

• Работа над интонационной выразительностью речи;

• Совершенствовался навык петь спокойно, без надрыва, с солистами и в ансамбле, правильно дыша;

• Совершенствование знаний воспитанников в области вокальной и инструментальной музыки;

• Ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра, умение различать звучание струнных, духовых, и ударных музыкальных инструментов.

В работе с родителями использую разнообразные формы:

-консультации;

- рекомендации;

- посещение непосредственно образовательной деятельности;

- участие в совместных праздниках и развлечениях.

Последующая работа предполагает создание условий для развития творческих способностей и формирование гармоничной личности через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Я планирую продолжить знакомство детей с музыкальными шедеврами русской и зарубежной классики.

В ближайшее время в рамках перспективного планирования я хочу продолжить знакомить старших дошкольников с творчеством известных композиторов П. И. Чайковского, Сен-Санса, Шостаковича и организовать совместную с родителями воспитанников музыкальную гостиную по восприятию музыкальных произведений.

Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки

для детей старшей группы «Выставка музыкальных картин»

Цель непосредственно образовательной деятельности: Приобщение детей старшей группы к восприятию классической музыки, развитию способности выражать её характер с помощью исполнительских и творческих умений.

Задачи:

- Познакомить детей с творчеством великих композиторов М. П. Мусорского, П. И. Чайковского. Э. Грига;

-Развивать интерес и желание слушать классическую музыку композиторов разных эпох;

- Развивать творческое воображение детей;

- Расширять и активизировать лексический словарь

- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости;

Музыкальный материал:

1. «Прогулка» («Картинки с выставки») М. П. Мусорский;

2. Приветствие «Здравствуйте, ребята» (фонограмма)

3. «Баба Яга» («Картинки с выставки») Мусорский;

4. «Вальс» (балет «Спящая красавица») П. И. Чайковский;

5. «Шествие гномов» (сюита «Пер Гюнт») Э. Григ;

6. Игра «Гном»

7. Песня «Добрая сказка» сл. и муз. В. А. Некрасовой

8. Танец «До свиданья и прощай»

9. Упражнение «Рисуем голосом картинки».

Оборудование:

Картины (Баба Яга, Золушка и принц, Гномы, портреты композиторов (Мусорский, Чайковский, Григ, конверт с приглашением, колпачок, диск в подарок, запись песни «В гостях у сказки», шум скрипучей двери.

В зале стоят на подставках сюжетные картины, портреты композиторов, только они перевёрнуты. Стоят стульчики полукругом, в стороне лежит письмо.

Дети парами входят в зал под музыку Мусорского «Картинки с выставки» (Прогулка).

Музыкальное приветствие.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята. В нашем зале сегодня много гостей, поздоровайтесь с ними.

Звучит фонограмма «В гостях у сказки».

Муз. рук.: Ой, посмотрите, ребята, какой-то конверт. Давайте заглянем в него.

Открывает, достаёт приглашение

Муз. рук.: Это приглашение прислала организатор выставки, нас приглашают на экскурсию, но необычную, а музыкальную и сказочную. Вы хотите там побывать, ребята? (да).

Воспитатель: Но как же мы туда попадём?

Муз. рук.: Да очень просто! Нужно нарисовать дверь и войти в неё. Но рисовать мы её будем голосом. Я буду рисовать в воздухе, а вы помогайте мне голосом. Чем выше будет подниматься моя рука, выше будет ваш голос, а если рука будет опускаться вниз, то и голос ваш будет ниже. Будьте очень внимательны.

Упражнение «Рисуем голосом картинки».

Воспитатель: Дверь то нарисовали, а она всё равно не открывается.

Муз. Рук.: Дверь очень старая, поэтому, наверное, и не открывается. Сейчас девочки покажут голосом, как скрипит дверь. Теперь мальчики. А теперь все вместе (дети выполняют задание).

Включается фонограмма скрипа двери.

Воспитатель: Ну, вот дверь мы и попали на музыкальную сказочную выставку.

Муз. рук. одевает большие очки, берет указку.

Муз. рук.: Здравствуйте, дорогие посетители нашей выставки. Проходите. Присаживайтесь. К сожалению, я не могу показать вам мою коллекцию картин, т. к. случилась неприятность. Кто-то в галерее решил пошалить и заколдовал все картины. Теперь мы их может только слушать, не можем их видеть.

Воспитатель: Ничего, я думаю, ребята, послушав музыку, сразу догадаются, чьи это проделки.

Муз. рук.: Тогда слушайте внимательно и постарайтесь определить настроение, выраженное в этой музыке.

Мусорский «Картинки с выставки» («Избушка на курьих ножках». «Баба Яга»).

Муз. рук.: Ребята, какое настроение в музыке вы услышали? (музыка тревожная, злая, сердитая)

Муз. рук.: Да ребята, вы правы эта музыка тревожная, злая, сердитая колючая, острая, таинственная, не добрая. (Играю фрагменты). Так кого же нарисовала эта музыка?

Муз. рук.: Догадались? Ну конечно это Баба Яга. Это она заколдовала все картины. Но колдовство начинает медленно, но верно исчезать. Подойди, пожалуйста, ---, и открой первую картину.

Ребенок подходит и переворачивает первую иллюстрацию. (Баба Яга).

Муз. рук.: Ребята, попробуем расколдовать следующую картину? Внимательно послушайте и, скажите, на каком торжестве звучала эта музыка?

Чайковский балет «Спящая красавица» (Вальс). Ответы детей.

Муз. рук.: Правильно, эта музыка звучит на балу. А как движется мелодия в музыкальном произведении? (плавно, певуче, кружась, качаясь). Как вы думаете, что делали на балу под эту музыку? (танцевали). Какой танец звучит? (вальс). Правильно это вальс принца и принцессы из сказки «Спящая красавица». Ну, вот мы расколдовали ещё одну сказочную картину. Пожалуйста, ---, подойди и открой вторую картину.

Ребенок открывает иллюстрацию.

Муз. рук.: А вы, ребята, хотели бы превратиться в принцесс и принцев и оказаться на том балу? Мальчики приглашайте девочек на сказочный вальс.

Импровизация в парах (Чайковский балет «Спящая красавица» («Вальс»).

Воспитатель: Пока мы все танцевали, я нашла чей-то колпачок. А чей он, об этом нам расскажет сейчас музыка.

«Шествие гномов» (сюита «Пер Гюнт») Э. Григ

Муз. рук.: Ребята, вы узнали, чей же это колпачок и о ком нам рассказала музыка? (Ответы детей)

(Гномика).

Муз. рук.: А ведь это проказы Бабы Яги. Ребята, а кто же такие гномы? (Это маленькие волшебные человечки, которые под землёй добывали драгоценные камни). Вы правы, они дружно трудятся день и ночь, но когда у них выдаётся свободная минутка, они очень любят веселиться и играть

Воспитатель: Ребята, поиграем в весёлую игру «Гном»?

Игра «Гном»

Муз. рук.: Вот и сняты все заклятья. ---, пожалуйста, открой последнюю картину.

Девочка открывает.

Муз. рук.: А теперь скажите мне, ребята, как называются люди, которые пишут картины музыкой? (ответы детей). Правильно, композиторы. Подойди, пожалуйста, ---, открой портреты композиторов. Открывает портреты М. П. Мусорского, П. И. Чайковского, Э. Грига.

Муз. рук.: Ребята, а кто назовёт этих композиторов? (индивидуальный опрос)

(Дети выполняют задание)

Муз. рук.: Правильно, на этих портретах изображены композиторы: М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Э. Григ.

Муз. рук. Ребята, какое из прослушанных нами произведений написал П. И. Чайковский…

Ну, вот и подошла к концу наша сказочно-музыкальная выставка. Вы, ребята, теперь знаете, что не только красками можно нарисовать сказки, но и при помощи музыки. Теперь пришло время нам вернуться домой, но мы должны закрыть волшебную дверь, ведущую на музыкальную выставку.

Упражнение «Рисуем голосом картинки». Движение голосом вниз.

Муз. рук.: Ребята, вам понравилась экскурсия по галерее? Скажите, вы любите сказки? (Да)

Муз. рук.: Ребята, давайте споём про сказку добрую, ласковую песню?

Песня «Добрая сказка» сл. и муз. В. А. Некрасовой

Муз. рук.: Ребята, что бы вы надолго запомнили о нашей выставке, я приготовила вам подарок на память. Я дарю диск с произведениями, которые мы с вами сегодня слушали. А на прощание для наших гостей мы исполним танец «До свиданья и прощай».

Муз. рук.: До новых встреч, ребята в нашем музыкальном зале.

Дети выходят под музыку Мусорского «Прогулка».

Публикации по теме:

«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» (презентация к практикуму для воспитателей) «Еще раз о том, как слушать и слышать музыку». Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте. Презентация к практикуму.

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы «Выставка музыкальных картин»
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 13:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка: «Удивительный мир комнатных цветов»
Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную....
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...