Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Домом жить — обо всем тужить»

Оксана Николаева
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Домом жить — обо всем тужить»

Ход занятия

Воспитатель:

Уж чей это дом?

Уж чей это терем?

Ты позволь, Хозяюшка, ко двору прийти,

Ко двору прийти да на новы сени взойти,

В светлую горенку войти да на новы сени взойти,

В светлую горенку войти да на новы лавки сесть.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие! Давно вы ко мне не приходили. Милости прошу ко мне в избу! Проходите, детушки в горенку, проходите – от порога – не засечена дорога. Сядем рядком, да потолкуем ладком. Скучен день до вечера, коли делать нечего. А я уж вас заждалась, все глаза на дороженьку проглядела. Вот и дождалась, очень хорошо.

Куда вы пришли, ребята?

Дети:

В Русскую избу.

Хозяйка:

Сегодня мы с вами вспомним и поговорим, как жили на земле русской крестьяне.

Кто из вас, ребята знает, кто такие крестьяне?

Дети:

Это люди, которые жили в деревне и трудились на земле: сеяли хлеб и убирали его, выращивают овощи (картофель, морковь, свекла, капуста т. д.); косят траву, держат и кормят скотину (коровы, овцы, козы, лошади, свиньи и т. д.)

Хозяйка:

А как вы думаете, какое домашнее животное было главным на крестьянском подворье?

Дети:

Корова

Хозяйка:

А чем полезна корова?

Дети:

Она дает молоко и оно очень полезное, из молока можно сделать творог, сметану, простоквашу, сливки и сварить вкусную кашу на молоке.

Хозяйка:

И чтобы управиться со всеми делами, каждый член семьи выполнял свою работу. Скажите, а что такое семья?

Дети:

Это папа, мама, бабушка, дедушка и дети.

Хозяйка:

Русский народ так говорил: «Кошка да баба в избе, мужик да собака во дворе». Как вы понимаете такую поговорку?

Дети:

Женщина ведет хозяйство в доме, а мужчина на дворе.

Хозяйка:

Какие обязанности были у хозяина?

Дети:

Дрова рубить, избу чинить, землю пахать, на охоту ходить, рыбу ловить…

Хозяйка:

А что же хозяйка? Много у нее дел! Какие же обязанности были у хозяйки?

Дети:

Она рано вставала, нужно печь топить, еду варить и семью кормит, скотину кормить, на работу провожает, в доме прибирает, шьет, стирает, гладит, моет, прядет, вяжет, а иногда и сказочку расскажет.

Хозяйка:

Давайте вспомним с вами русские народные сказки, в которых рассказывается о работе.

Дети:

«Крошечка – Ховрошечка»

«Рукодельница и Ленивица»

«Каша из топора»

«Морозко»

«Мороз Иванович»

Хозяйка:

Как вы думаете, легко ли хозяйничать в доме?

Дети:

Нет не легко.

Хозяйка:

Об этом нелегком труде есть поговорки. Вы знаете такие?

Дети:

«Домом жить – обо всем тужить»

«Дом вести – не лапти плести»

«Путная хозяйка каждую курочку знает»

«У хорошей хозяйки и кот – жирный»

Хозяйка:

Тяжела женская доля. Не управиться хозяйке одной, без помощников. А кто помощники?

Дети:

Это детки.

Хозяйка:

Какие вы знаете поговорки о детях?

Дети:

«Дети в доме – счастье!»

«Без деток и дом сирота»

«Где детки, там и ягодки»

Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать»

«Кто родил, тот и кормит»

Хозяйка:

Так же мамы учили девочек и мальчиков разным и интересным потешкам.

Дети рассказывают потешки

Купая:

Ручки, растите – толстейте,

Ножки, ходите, свое тело носите

Язык, говори, свою голову корми.

Умывая:

Водичка – водичка, умой мое личико

Чтоб глазки блестели

Что щечки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Причесывая:

Расти, коса, до пояса.

Спать улаживают:

Спи – ко, Маша – солнышко,

Спи – ко, житно зернышко.

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

Ты, сугрева теплая,

Расти, замена легкая,

Уж ты легонький посол,

Куда пошлешь, туда пошел.

Свечушка, усни,

Моя светлая, поспи.

Спи, младенец миленький,

Голубочек сизенький,

Мой младенец будет спать,

А я буду напевать.

Хозяйка:

Ночь растет, день настает, мать за работу, а детки – играть.

Вы хотите поиграть?

Игра «Утка»

Цель: развитие силовых качеств и полоролевого поведения.

Играющие становятся в круг попарно. В центре круга “утка” (девочка, а за кругом мальчик – “селезень”. По правилам игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

Хозяйка:

С нетерпеньем мама ждет, когда детки подрастут. С малолетства дети помогали родителям по дому. А так же девочки изготавливали себе и младшим сестрам кукол. Мальчики мастерили кроватки для куколок. А вы хотели бы сами смастерить куколку и кроватку? Ну, тогда садитесь на лавки, будем трудиться.

Дети садятся

Хозяйка:

В русской деревне самодельная кукла была всегда самой распространённой игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5-6 девочки сами начинали "вертеть" простейших кукол для себя.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селиться нечистая сила.

Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги, по способу изготовления - на сшивную и несшивную (закрутку); по образу - на куклу-крестьянку, куклу-барыню.

Бытовое название этой куклы - закрутка (от слова "крутить, закручивать"). Она совсем несложна в исполнении. Особенностью этой куклы является то, что при её изготовлении иголка не нужна.

Дети делают куклу – закрутку

Хозяйка:

Помощь затрудняющимся детям.

Хозяйка:

Понравилось вам у меня в гостях? Я вас жду к себе в гости еще раз, приходите, я буду очень рада. Досвиданья.

Дети уходят в группу

Публикации по теме:

Итоговое мероприятие проекта «Русская изба». Развлечение «Посиделки»Итоговое мероприятие проекта «Русская изба». Развлечение «Посиделки» Итоговое мероприятие проекта «Русская изба» Проект Развлечение «Посиделки» Енякина Маргарита Николаевна воспитатель Почанина Елена Алексеевна.

Тематическое занятие «В русской избе» для детей старшей группы В групповой комнате воспитатель собирает детей. Воспитатель: Ребята, а вы хотите сходить в гости? (Дети отвечают.) С давних пор на Руси.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Домом жить — обо всем тужить»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 06:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...