Папки-передвижки

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Хоровой класс»

Елена Семыкина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Хоровой класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа муниципального района Большеглушицкий Самарской области

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету

«Хоровой класс»

для обучающихся по программам «Фортепиано», «Народные инструменты»

(срок обучения 4года)

«Рассмотрено»

Методическим советом МБОУ ДОД ДМШ

Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства „Хоровой класс“» размещена в разделах

м/р Большеглушицкий самарской области

___2015__г.

«Утверждаю»

Директор – Г. В. Евдокимова

___

(подпись)

___

Разработчик: Семыкина Е. В. - преподаватель 1квалификационной категории МБОУ ДОД Детская музыкальная школа.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 164, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хорового исполнительства в детских школах искусств.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов. Хор служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

Недельная нагрузка по предмету «Хор» составляет 1 час в неделю.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации Затраты учебного времени Всего часов

Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8

Количество недель 16 18 16 18 16 18 16 18

Аудиторные занятия 16 18 16 18 16 18 16 18 136

Самостоятельная работа 8 9 8 9 8 9 8 9 68

Максимальная учебная нагрузка 24 27 24 27 24 27 24 27 204

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Хоровой класс» при 4-летнем сроке обучения составляет 204 часа. Из них: 136 часов – аудиторные занятия, 68 часа – самостоятельная работа.

Еженедельная нагрузка: аудиторные занятия – 1 час в неделю, самостоятельные – 0,5 часа в неделю.

Наименование учебного предмета Годы обучения (классы,

количество аудиторных часов

в неделю Промежуточная и итоговая

аттестация (классы)

I II III IV

Хоровой класс 1 1 2 2 II, III, IV

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

Цель учебного предмета

Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Хоровой класс» являются:

• развитие интереса классической музыке и народному музыкальному

• творчеству;

• воспитание любви к музыке и хоровому исполнительству;

• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

• приобретение обучающимися опыт хорового исполнительства и публичных выступлений.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ отдельных частей и всего произведения);

- практический (репетиционные занятия);

- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными приреализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, звукотехническим оборудованием,

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации общеразвивающей программы («Фортепиано», «Народные инструменты»,

«Гитара»): аудиторные занятия: с 1, 2 классы – 1 час в неделю, 3, 4 классы – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 1–4 классы 0,5 часа в неделю.

С целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, концертам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

залов и др.);

- участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2. Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные

концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр., участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

Основные репертуарные принципы:

1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения

музыкально-художественного кругозора детей).

2. Решение учебных задач.

3. Классическая музыка (русская и зарубежная, произведения

современных авторов, народные песни.

4. Содержание произведения.

5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление

идейно-эмоционального смысла).

6. Доступность:

а) по сложности;

б) по голосовым возможностям;

в) по сформированным техническим навыкам;

7. Разнообразие: а) по сложности;

б) по содержанию ;

в) темпу, нюансировке;

г) по стилю.

Учебно-тематический план

1 и 2 годы обучения

№ Наименование темы Теорет. Практ. ВСЕГО

1 Певческая установка. Дыхание. 2 2 4

2 Звукообразование. 1 5 6

3 Дикция. Артикуляция. 2 3 5

4 Ансамбль. Строй. 1 3 4

5 Работа над произведением. 1 12 13

6 Воспитание эмоциональности, творчества. - 2 2

ВСЕГО 7 27 34

Вокально-хоровые навыки

Количество выученных произведений за год 8-10.

Певческая установка и дыхание

Посадка певца, свободное без напряжения положение корпуса, спины, головы, плеч, рук, ног. Пение сидя и стоя. Одновременный бесшумный вдох, задержка дыхания, спокойный ровный выдох. Мягкая атака звука. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Нюансы «p, mp, mf».

Звуковедение и дикция

Диапазон С1- D2

Естественный, легкий, светлый звук без крика и форсировки. Правильное, округлое формирование гласных звуков. Головное резонирование. Знакомство с формами звуковедения: legato, non legato в песнях разного характера. Развитие дикционных навыков: развитие свободы артикуляционного аппарата за счет активизации губ, языка, челюсти. Четкое произношение согласных звуков в середине и в конце слов. Перенесение согласного звука внутри слова к последующему слогу. Соблюдение правил орфоэпии.

Строй и ансамбль

Выработка унисона, воспитание ладового чувства, умение интонировать ступени лада: устойчивые, не устойчивые, вводные. Интонирование тона и полутона. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, а так же соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Ритмическая устойчивость в различных темпах с постепенно усложняющимся ритмическим рисунком. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Начальный этап работы над двухголосием: канонами, произведениями с подголосками.

3 и 4 годы обучения

№ Наименование темы Теорет. Практ. ВСЕГО

1 Певческая установка. Дыхание. 2 2 4

2 Звукообразование. 1 4 5

3 Дикция. Артикуляция. 2 3 5

4 Ансамбль. Строй. 1 3 4

5 Работа над произведением. 1 13 14

6 Воспитание эмоциональности, творчества. - 2 2

ВСЕГО 7 27 34

Вокально-хоровые навыки

Количество выученных произведений за год 10-12. Для выступления 8-10 произведений.

Певческая установка и дыхание

Правильная певческая установка. Пение сидя и стоя. Продолжать углублять работу над дыханием. Одновременно бесшумный вдох, задержка, выдох - максимально продолжительным, ровным и стекать без толчков. Начало работы над цепным дыханием на длинном выдержанном звуке, а так же умелое использование приема формирования звука. Зависимость характера вдоха от характера музыкальной фразы. Приемы работы над разными типами дыхания.

Звуковедение и дикция

Диапазон Вм-Е2.

Продолжение работы над качеством звука. Навык кантиленного пения. Преимущественное использование мягкой атаки, использование твердой атаки при пении marcato. Формы звуковедения: legato, non legato, marcato.

Формирование звука. Начало работы над певческим вибрато. Развитие навыков звуковедения в песнях разного характера. Расширение диапазона голоса, обеспечение роста выносливости голосового аппарата.

Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка и челюсти. Четкое произношение согласных звуков в середине и в конце слов. Раздельное произношение одинаковых гласных на стыке двух слов. Правила орфоэпии. Типы дикции в произведениях разного характера (крупная, мягкая, скандированная) сохранение дикционной активности при нюансах «p» и «pp».

Строй и ансамбль

Выработка навыков пения в унисон, одновременное начало и окончание пения. Умение слышать соседние голоса во время пения. Начальный этап работы над двухголосием, каноном, произведениями с подголосками. Ритмический, дикционный, динамический ансамбль в пении. Сознательное интонирование ступеней мажора и минора на основе ладового тяготения.

Исполнение контрастных по характеру произведений, более сложных по форме и содержанию. Полное подчинение руке дирижера. Углубленная работа над художественно-исполнительским планом произведения.

Годовые требования

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, концерты-лекции.

За учебный год должно быть пройдено примерно 8-10 произведений.

1 и 2 годы обучения

Примерный репертуарный список

Абелян Л. «Петь приятно и удобно»/сл. В. Степанова

Абелян Л. «Про меня и муравья»/сл. В. Степанова

Абелян Л. «Я красиво петь могу»/сл. В. Степанова

Андронова Ю. «Музыкальный ежик»/сл. Л. Виеру

Вихарева Г. «Журавушка»/сл. Л. Вольского

Вихарева Г. «Золотая песенка»/сл. З. Петровой

Витлин В. «Храбрый кот»/сл. Е. Руженцева

Гаврилов С. «Учите меня музыке»/ сл. Р. Алдониной

Гомонова Е. «Пингвиненок»/ сл. Е. Гомоновой

Зарицкая Е. «Хлопайте в ладоши»/ сл. Е. Зарицкой

Кабалевский Д. «Монтер»/сл. В. Викторова

Кожухин В. «Шалуны»/ сл. О. Назарова

Парцхаладзе М. «Лягушонок»/сл. М. Пляцковского

Парцхаладзе М. «Плаксы- сосульки»/ сл. Н. Соловьевой

Парцхаладзе М. «Снежная песенка»/ сл. Г. Чигинадзе

Портнов Г. «Веселый старичок»/сл. Д. Хармса

Савельев Б. «Разноцветная игра»/сл. Л. Рубальской

Славкин М. «Лошадка пони»/сл. И. Токмаковой

Струве Г. «Пестрый колпачок»/сл. Н. Соловьевой

Струве Г. «Что мы родиной зовем?»/сл. В. Степанова

Тухманов Д. «Аэробика для Бобика»/сл. Ю. Энтина

Тухманов Д. «Виноватая тучка»/сл. Ю. Энтина

Тухманов Д. «Любимый папа»/сл. Ю. Энтина

Тухманов Д. «Неваляшка»/сл. Ю. Энтина

Эстонская нар. песня «Кукушка»

Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»/сл. М. Пляцковского

Шаинский В. «Пропала собака»/сл. А. Ламм

Шуман Р. «Совенок»/сл. Г. Фаллерслебена

Народные песни

Белорус. нар. песня «Сел комарик на дубочек»

Венгерская нар. песня «Моется цапля»

Греческ. нар. песня «Где ты, колечко?»/рус. текст Э. Александровой

Рус. нар. песня «А я по лугу»

Рус. нар. песня «Во поле береза стояла»

Рус. нар. песня «Во кузнице»

Рус. нар. песня «Как пошли наш подружки»

Рус. нар. песня «Как у наших у ворот»

Рус. нар. песня «Мой лен»

Рус. нар. песня «Ой, вставала я ранешенько»

Рус. нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я»

Рус. нар. песня «Пошла млада за водой»

Рус. нар. песня «Со вьюном я хожу»

Рус. нар. песня «У меня ль во садочке»

Рус. нар. песня «Ходила младешенька по борочку»

Рус. нар. песня «Земелюшка- чернозем»

Рус. нар. песня «Как у наших у ворот»

Рус. нар. песня «Ой, кулики- жаворонушки»/ обр. М. Иорданского

Рус. нар. песня «Ой, вставала я ранешенько»

Чешская нар. песня «Где, кукушечка, бывала»

Эстонская нар. песня «У каждого свой музыкальный инструмент» перев. М. Ивенсен

3 и 4 годы обучения

Примерный репертуарный список

Артюнов А. «Карабас и тарантас»/сл. В. Степанова

Артюнов А. «Пароходик»/сл. В. Степанова

Гайдн И. «Мы дружим с музыкой»/сл. М. Синявского

Гомонова Е. «Девчонка хоть куда»/сл. Е. Гомоновой

Гомонова Е. «Доброта»/сл. И. Бурсова

Дунаевский М. «Лев и брадобрей»/ сл. И. Олева

Журбин А. «Планета детства»/сл. П. Синявского

Зарицкая Е. «Земля полна чудес»/сл. М. Пляцковского

Зарицкая Е. «Музыкант»/сл. В. Орлова

Зарицкая Е. «Рождественская песенка»/сл. И Шевчука

Зарицкая Е. «Три подружки»/сл. Е. Зарицкой

Зотова Н. «Здравствуй, школа»/сл. Н. Зотовой

Кабалевский Д. «Разговор с кактусом»/сл. В. Викторова

Кельми К. «Замыкая круг»/сл. М. Трикиной

Кириллина Т. «Удивительная лошадь»/сл. Т. Кириллиной

Львов-Компанеец Д. «Пингвин»/сл. Л. Дымовой

Моцарт В. «Детские игры»/сл. А. Ефременкова

Новикова Н. «Пингвины»/сл. В. Суслова

Польская сказочка «Слезы утри»/пер. Н. Паперной

Соснина С. «Веселые нотки- веселые дни»/сл. М. Садовского

Струве Г. «С нами друг»/сл. Н. Соловьевой

Хачатурян А. «Мелодия»/сл. М. Синявского

Хромушин О. «Будильник»/сл. Л. Куклина

Хромушин О. «Колыбельная»/сл. А. Думнина

Чайковский П. «Мой лизочек»/сл. К. Аксакова

Чайковский П. «Мой садик»/сл. А. Плещеева

Чайковский П. «Старинная французская песенка» обр. В. Соколова/сл. Н. Кончаловской

Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»/сл. М. Пляцковского

Шаинский В. «Пропала собака»/сл. А. Ламм

Шуберт Ф. «Прекрасный май»/рус. текст Л. Дербенева

Шуман Р. «Совенок»/сл. Г. Фаллерслебена

Народные песни

Рус. нар. песня «Ах ты, степь, широкая»

Рус. нар. песня «Эй, ухнем» обр. В. Попова

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Учащиеся должны:

Знать:

- элементарные сведения о строении голосового аппарата

- правила охраны и гигиена своего голоса

- правила интонирования ступеней мажорных и минорных ладов

- основные правила орфоэпии

Уметь:

- брать дыхание между фразами

- петь мягким, легким, без напряжения звуком

- владеть мягкой атакой звука

- активно артикулировать

- выделять логические ударения во фразах

Владеть навыками:

- певческого дыхания, атаки звука, артикуляции и четкой дикции

- интонирования интервалов, трезвучий.

IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения хора используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

- оценка за работу в классе;

- сдача партий.

Промежуточный контроль:

- контрольный урок в конце каждой четверти.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

При оценке учащегося учитывается его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

Итоговой аттестацией является концерт хора в конце срока обучения.

Критерии оценок

Оценка Критерии оценивания выступления

5 («отлично») знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо») активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность, участие в концертах хора

3 («удовлетворительно») пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий

2 («неудовлетворительно») неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Задача руководителя хора - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.

На занятиях должны использоваться знания нотной грамоты и простейшие навыки сольфеджирования. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении четырех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

VI. Списки рекомендуемой методической литературы

Учебно-методическая литература

1. Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М. : Музыка, 1975.

2. Емельянов В. Развитие голоса. – С-П, 1997.

3. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.

4. Казачков С. А. От урока к концерту. Казань, Казанский университет, 1990.

5. Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1999.

6. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа. Уч. пособие для ВУЗов. – М. : ВЛАДОС, 2003.

7. Они пишут для детей. Изд. Сов. композитор, Москва, 1975.

8. Романовский Н. Хоровой словарь. – М. : Музыка, 1980.

9. Самарин В. Хороведение. М. : АCАДЕМА, 2000

10. Соколов О. Двухголосное пение в младшем хоре. – М. : Музыка, 1987.

11. Струве Г. Школьный хор. М. ,1981.

12. Тевлин Б. Работа в хоре. Методика, опыт. – М. : Профиздат, 1977.

13. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М. ,1990.

14. Чесноков П. Хор и управление им. - М. ,1961.

15. Школа хорового пения. Составители В. Соколов, В. Попов, Л. А. Белян. Выпуск 1. Для среднего возраста. Москва, Музыка, 1978.

16. Школа хорового пения. Составители В. Соколов, В. Попов, Л. А. Белян. Выпуск 2. Для старшего возраста. Москва, Музыка, 1978.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода»Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем»Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем» Пояснительная запиcка Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед» Пояснительная записка Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека,.

Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерия для малышей «Экспериментариум» Пояснительная записка к программе Программа естественнонаучной направленности ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности,.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка изобразительного искусства «Фантазия» по нетрадиционным техникам рисования Пояснительная записка «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,.

Дополнительная общеразвивающая программа «Проворные пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 г. Пензы «Полянка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Город мастеров» Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Общеразвивающая программа «Город мастеров» разработана в соответствии с.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» Пояснительная записка к дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки» Цель программы: создание условий для развития личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Хоровой класс»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 22:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД