Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа «Основы православия»

no name
Дополнительная образовательная программа «Основы православия»

I. Пояснительная записка

1. Направленность образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Основы православия» имеет социально-педагогическую направленность.

Приоритетным направлением программы является приобщение детей к ценностям православной культуры.

2. Актуальность

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Основы православия“» размещена в разделах

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей сегодня сложно.

Без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают сегодня всю нашу культуру, историю, народные традиции. Без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто сложно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Кроме того, Православие, на современном этапе развития нашего общества, помогает нам прийти к пониманию инклюзивного образования, так как признаёт равенство в духовной жизни, а недостатки в развитии никогда не служили препятствием к духовному росту.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

Обращение к отечественной культуре, ее традициям, к национальной предметно-развивающей среде важно для духовно-нравственного развития современной молодежи.

Возрастные особенности детей 7-12 лет:

Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики:

высокий уровень активности;

процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;

эмоциональная непосредственность;

повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, вследствие чего необходим отдых в течении дня ;

высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;

предпочтение к шумным коллективным играм;

высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;

сознание различий пола;

становление независимости;

развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;

нередки случаи возникновения различных страхов (боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих);

желание проигрывать позитивные социальные роли;

желание быть полезным;

становление чувства ответственности;

стремление научиться общаться с людьми вне семьи;

При составлении занятий учитывалась возможность обучения детей разных национальностей, разного возраста, доступность изложения информационного материала, яркость и конкретность зримого информационного материала. Проведение занятий предполагает не столько кратковременность учебного времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания - и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие. В условиях активизации внимания ребенка используется личный опыт для интеграции знаний по православной вере, культуре и нравственности, отечественной истории, МХК, литературе, декоративно-прикладному художественному труду, детской литературе, окружающему миру.

3. Отличительные особенности программы

Программа «Основы православия» носит просветительский характер. Она позволит дать школьникам представление о многообразии тематики и взаимопроникновении религиозной и светской культур.

Программа направлена на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и государственных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

4. Цели и задачи:

Цель: заложить основы духовно-нравственного, православного воспитания, современных детей и подростков 7-12 лет.

Задачи:

1. формирование основ духовно-нравственного воспитания;

2. создание Православной среды;

3. ознакомление с основами духовности и традиционного уклада жизни русского народа, с основами религиозных понятий, элементарных сведений из Библии;

4. приобщение детей к ценностям Православной культуры;

5. развитие способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

6. формирование желания совершать хорошие поступки, творить добро.

5. Возраст детей

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-12 лет.

6. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. 2 занятия по 2 часа в неделю. (1 академический час - 45 мин.)

7. Формы и режим занятий

Программа рассчитана на групповые занятия по 10 человек в группе. Такой небольшой состав позволяет педагогу больше времени уделять каждому ребенку.

В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.

8. Ожидаемы результаты и способы их проверки

Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

Данная программа предусматривает контроль знаний три раза в год путем наблюдения, проведения бесед и контрольных творческих заданий.

Входящий – сентябрь.

Беседа с целевой направленностью на определение того, на сколько ребенок осознает свой интерес к изучению основ православия.

Промежуточный – декабрь.

Итоговый – май.

Целевая направленность - определение уровня знаний детей, знакомства с традициями.

Контрольное творческое задание - нарисовать рисунки: «Я и моя группа», «Наш коллектив», «Православные традиции». Подготовить сообщение на тему: «Православные праздники».

III. Содержание программы

Сентябрь

1. Вводное занятие. Знакомство с планом, режимом работы. Правила техники безопасности.

2. Человек – венец творения. Надо ли изучать человеку самого себя? Для чего рождается человек?

3. Именины

3.1. Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек.

3.2. Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». День имени – именины. Как празднуют именины.

Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

4. Семья. Родные, родня, род.

Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Занятие по ручному труду – изготовление генеалогического древа.

5. Красота Божьего мира. Сотворение мира.

6. Православные праздники в сентябре:

Рождество Пресвятой Богородицы. 21 сентября.

День святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. 30 сентября.

7. Организация выставки детских работ «Праздники осени».

8. Праздник сбора урожая.

9. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель».

10. Праздник Покрова Божьей Матери.

11. Итоговая выставка работ.

Ноябрь

1. Мир внешний и мир внутренний.

2. Нерукотворная красота природы.

3. Рукотворная красота культуры.

4. Культура русского быта. Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;

5. Христианин в труде. Труд в русских традициях. Капустные вечеринки (развлечение);

6. Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей,

7. Христианское отношение к природе.

8. Выставка работ. Изготовление кормушки. «Покормите птиц зимой».

9. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

Январь

1. Развлечение «Праздник Рождества».

2. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

3. Детство Иисуса Христа. Жизнь в семье. Святочные дни.

4. Праздник Крещения Господня. Православные традиции. Крестные ходы. Водосвятие.

5. Первые чудеса Иисуса Христа. Что такое чудо? Есть ли сегодня чудеса? Наше отношение к ним.

6. Чудеса: укрощение бури, хождение по водам, насыщение пяти тысяч людей.

Март

1. Прощеное воскресение. Великий пост.

2. Красота Православия. Священство. Колокольный звон. Пение.

3. Икона.

4. 14.03 День православной книги.

5. Православная молитва. Молитвословы.

6. Христианское отношение к матери. Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»(8 марта. Конкурс чтецов.)

7. Слово. Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение.

Апрель

1. Вербное воскресенье.

2. Недели Великого поста.

3. Последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Страстная неделя.

4. Ученики Иисуса Христа – апостолы, евангелисты и их учение.

5. «Что такое Пасха?»(Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника).

6. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

7. Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».

8. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

9. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо». Выставка работ.

10. «Пасха». Спектакль - сказка «Пасхальная история».

11. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством: «Жестово».

12. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

13. Каким должен быть православный челок. Современный православный человек. Дела милосердия в дни Пасхи.

14. Таинства Православия. Их сущность.

Публикации по теме:

Программа ознакомления детей с родным краем «Мир Бодайбинского района» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ «МИР БОДАЙБИНСКОГО РАЙОНА» ТИП ПРОГРАММЫ: образовательная. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познание, социализация,.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Основы православия»
Опубликовано: 4 марта 2015 в 21:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД