Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия»

Валентина Степаненко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ___ от ___ ___Л. П. Зорина

Приказ №___

от «___»___20__ г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Чудеса рукоделия»

Направленность художественная

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Чудеса рукоделия“» размещена в разделах

Уровень базовый

Рассчитана на детей от 10 до 14 лет

Срок реализации (общее количество часов) 1год 72 часа

Автор: Степаненко Валентина Сергеевна

ст. Кавказская, 2015г.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса рукоделия» создана с учетом развития науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность общеобразовательной программы «Чудеса рукоделия» - художественная.

Общеобразовательная программа «Чудеса рукоделия» предназначена для обучения детей бисероплетению и выполнению изделий в технике канзаши, что способствует формированию и развитию творческой, интеллектуальной личности, воспитанию эстетических и нравственных чувств, развивает фантазию, внимательное, вдумчивое отношение к окружающему миру.

Новизна программы заключается в применении новых педагогических технологий в проведении занятий. Новые педагогические технологии способствуют развитию у обучающихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления сувениров, изделий для оформления интерьера бисероплетением и изделиями в технике канзаши.

Актуальность общеобразовательной программы «Чудеса рукоделия» определяется запросом со стороны детей, дети имеют интерес к бисероплетению и изготовлению украшений из атласных лент (канзаши). Дети развивают художественный вкус, учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.

Педагогическая целесообразность программы состоит в пробуждении интереса детей к творчеству. Занятие бисером и атласными лентами – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а так же учит уверенно управлять своим телом. Занятия проволокой, иголкой и нитками укрепляют мышцы рук, помогают сосредоточиться, что поможет им терпеливо выполнять домашние задания. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся. Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности: во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве, но и в зрелые годы.

Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. Во-вторых, большое трудолюбие и терпение, т. к. занятия бисероплетением и выполнение изделий в техники канзаши требуют очень многих усилий от обучающихся.

Цель программы : развитие творческих способностей обучающихся в процессе овладения декоративно– прикладными видами искусства: бисероплетением, канзаши.

Задачи:

Образовательные:

• расширять знания об истории и развитии бисероплетения и канзаши ;

• формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

• осваивать техники бисероплетения и канзаши ;

• научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;

• научить правильно организовывать рабочее место, экономно относиться к используемым материалам.

Воспитательные:

• воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,

• способствовать взаимопомощи при выполнении работы,

• прививать основы культуры труда.

Развивающие:

• развивать образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

• развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;

• развивать самостоятельность и аккуратность в работе.

• формировать эстетический и художественный вкус.

• сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности.

Отличительные особенности данной общеобразовательной программы «Чудеса рукоделия» в том, что программа включает себя такие виды декоративно-прикладного творчества, как бисероплетение и канзаши, дает возможность познакомиться с разными материалами и умение их объединять в одном изделии, пользуясь при этом данными видами декоративно-прикладного творчества. Также обучающиеся могут плодотворно реализовать себя в одном из видов декоративно-прикладного творчества, который больше всего ему нравится, и достичь успеха в создании высокохудожественного изделия.

Программа включает изучение следующих тем:

Вводное занятие; разновидность форм лепестков, основные приемы выполнения. Цветы из лент. Насекомые, животные из атласных лент. Круговая (Французская) техника плетения. Ажурное плетение. Мозаичное плетение. Кирпичное плетение. Заключительное занятие.

1. Вводное занятие.

Тема вводное занятие предназначена для того, чтобы ознакомить обучающихся с историей происхождения бисероплетения и канзаши, и их видами.

2. Тема Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения необходима для освоения метода выполнения разновидностей лепестков.

• по форме лепестка - круглые, острые.

• по цвету - однотонные, двухцветные, многоцветные

В основу искусства положена техника складывания прямоугольных кусочков ткани в форме лепестков. Украшения могут приобретать вид простых цветочков с пятью лепестками, могут быть в виде более сложных цветов, состоящих из множества ярусов с десятком лепестков, могут быть составлены целые композиции. Лепестки можно сшивать или склеивать друг с другом.

3. Тема Цветы из лент предназначена для знакомства с различными вариантами выполнения цветов из ленты. Цветы из лент используются, в основном для изготовления нарядных заколок, резинок, ободков.

4. Тема Насекомые и животные из атласных лент используется для создания сувениров и изготовления различных заколок. Выполнение из лепестков объемных фигурок животных, насекомых

5. Тема круговая (Французская) техника плетения - эта техника особенно эффективна для выполнения лепестков и листьев большого размера. Французская техника плетения, также называется техникой низания дугами или круговая техника плетения, с помощью данной техники можно делать различные цветы и листики.

6. Тема Ажурное плетение - это техника, которая использует ячейки различной формы. Плетение осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. Бисерную сетку можно расширять и сужать. Ажурное полотно из бисера или бисерную сетку используют как основу под разные бисерные композиции, так и в сочетании с другими техниками.

Технику ажурного плетения можно применять:

• браслеты - фенечки

• ажурные салфетки из бисера

• в оплетении яиц бисером

• в создании ажурных цветов

• кулоны, серьги

Ажурное изделие представляет собой сетку из ячеек. Ширина ажурной цепочки зависит от формы ячеек. Ячейки могут быть различной формы (треугольник, ромб, соты и т. д.) и размера (мелкие и крупные, в зависимости от количества составлявших ячейку бисеринок. Чем мельче бисер и больше бисеринок в ячейке, тем ажурнее выглядит изделие.

7. Тема мозаичное плетение - это техника плотного плетения, при котором получается сплошное полотно из бисера, напоминающее мозаику или кирпичную кладку. Такое плетение выполняется одной или двумя иглами, при этом при плетении одной иглой в ширину располагается четное число бисерин, в две иглы удобно плести с нечетным числом бисерин. Существует прямое, косое и цилиндрическое мозаичное плетение, а также двойная и тройная мозаичная техника, которая плетется также, но с тем лишь отличием, что набирается не одна, а 2 или 3 бисеринки, такой способ плетения позволяет включать в плетение стеклярус или более крупные бусины. С помощью этой техники плетения можно плести игрушки или животных и даже объемные цветы, а также для создания украшений своими руками (заколки, броши, кулоны, колье.) и в оплетении яиц бисером.

8. Тема Кирпичное плетение позволяет получать уникальные элементы декора, цветы или брелоки, различного рода украшения, аксессуары. Больше всего этот стиль плетения подходит для создания фигур неправильной формы или сложных элементов. Готовое изделие получается аккуратным, ровным, плотным, и даже при повреждении творение из кирпичного плетения полностью не порвется и не расплетется. Для такого плотного плетения желательно брать качественный и ровный бисер. Эта техника напоминает кирпичную кладку, соответственно позволяет выполнять изделия из рядов, расположенных в шахматном порядке.

9. Тема Заключительное занятие предназначена для подведения итогов за весь год обучения, организуется итоговая выставка, позволяющая каждому ребенку, показать свои навыки за первый год обучения.

Ожидаемые результаты

К концу года обучающийся:

• имеет знания об истории и развитии бисероплетения и канзаши ;

• имеет знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

• освоил техники бисероплетения и канзаши ;

• обучающийся понимает, ценит, любит традиции, наследие родного края;

• умеет правильно организовывать рабочее место, экономно относиться к используемым материалам.

• сформировано эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,

• умеет оказывать помощь при выполнении работы,

• привиты основы культуры труда.

• развито образное мышление, внимание, фантазия, творческие способности;

• развита память, навык работы по памяти; развито пространственное мышление;

• развита самостоятельность и аккуратность в работе.

• сформированы эстетический и художественный вкус.

• сформированы умения и навыки практической творческой деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы «Чудеса рукоделия» -10-14 лет.

Количество детей-8 человек.

Сроки реализации общеобразовательной программы «Чудеса рукоделия» :

Программа рассчитана на 1 год обучения,72 часа

Формы и режим занятий

Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа. Так как работа такими видами творчества достаточно трудоемкий процесс, чтобы сохранить увлеченность ребенка и иметь результат в конце каждого занятия, необходимо заниматься в указанном режиме.

В программе используются следующие формы занятий:

• беседы,

• практические занятия

Программа включает теоретические и практические занятия. Практические занятия включают показ конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Начальный (сентябрь)

2. Промежуточный контроль (январь)

3. Итоговый (май)

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Сроки, этапы

Какие ЗУН контролируются Форма

наблюдения

Сентябрь,

начальный Умение подбирать ленты и ткань нужного цвета. Знание приемов работы, способ складывания лепестков. Наблюдение,

контрольные задания

Январь,

промежуточный Умение выполнять отдельные элементы и сборку изделия.

Знание последовательности выполнения изделий из ленты, из бисера. Наблюдение

Выставка

Май,

итоговый Умение построения схем.

Умение составлять композиции.

Наблюдение

Выставка

Форма подведения итогов реализации общеобразовательной программы-

итоговая выставка.

3. Учебно-тематический план

п/ п Тема Количество часов

всего теория практика

1 Вводное занятие 2 2 -

2 Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения 10 1 9

3 Цветы из лент 10 1 9

4 Насекомые и животные из атласных лент. 8 2 6

5 Круговая (Французская) техника плетения. 14 2 12

6 Ажурное плетение 10 2 8

7 Мозаичное плетение 10 2 8

8 Кирпичное плетение 6 1 5

9 Заключительное занятие 2 2 -

Итого 72 15 57

4. Содержание программы :

1. Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи объединения. Режим работы. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности с колющими и режущими предметами.

2. Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.

Теория: Знакомство с техникой канзаши (История появления канзаши). Знакомство с различными вариантами выполнения лепестков разных форм из ленты. Способы складывания прямоугольных кусочков ткани в форме лепестков. Последовательность выполнения.

Практика: Выполнение отдельных элементов. Изготовление объемный круглый лепесток. Плоский круглый лепесток. Острый лепесток. Острый выгнутый лепесток. Узкий лепесток с двумя ребрами. Широкий лепесток с двумя ребрами. Двухцветный острый лепесток. Двухцветный круглый лепесток.

3. Цветы из лент.

Теория: Знакомство с особенностями строения цветка.

Практика: Изготовление лепестков подсолнуха. Изготовление семян. Сборка цветка «подсолнух». Оформление ободка для волос. Изготовление ветки сирени. Оформление панно «Сирень».

4. Насекомые и животные из атласных лент.

Теория: Основные приемы изготовления насекомых и животных. Последовательность выполнения. Изготовление каркаса.

Практика: Изготовление заколки «Божья коровка». Изготовление каркаса «Лебедь». Изготовление заготовок. Изготовление сувенира «Лебедь».

5. Круговая (Французская) техника плетения.

Теория: Знакомство с искусством плетения цветов, разнообразием форм и расцветок. Работа со схемой плетения. Цветовые сочетания.

Практика: Плетение орхидеи на проволоке. Плетение цветка «подсолнух» на проволоке. Плетение изделия «Колосок». Плетение цветка «Ирис». Сборка цветка из составных частей.

6. Ажурное плетение.

Теория: Способы плетения и соединения элементов изделия. Цветовые сочетания. Правила техники безопасности при выполнении работы с иглой.

Практика: Работа со схемой. Зарисовка схемы. Плетение кулона «Мечта». Подготовка основы. Работа со схемой. Оплетение яйца «Пасха».

7. Мозаичное плетение.

Теория: Способы плетения и соединения элементов. Последовательность выполнения. Выбор материалов. Работа со схемой плетения.

Практика: Плетение колье «Очарование». Плетение цветка «Мак». Плетение серединки мака и листьев. Соединения и сборка цветка.

8. Кирпичное плетение.

Теория: Способы плетения и расширения кирпичного полотна. Последовательность выполнения. Разбор схемы.

Практика: Изготовление сувенира «Лошадь». Изготовление бабочки.

9. Заключительное занятие.

Теория: Организация выставки лучших работ обучающихся. Подведение итогов работы.

5. Методическое обеспечение

общеобразовательной программы «Чудеса рукоделия».

Форма проведения занятий:

-групповая

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

-словесный

-наглядный

-практический

Объяснительно-иллюстративные:

- Рассказ (устное изложение содержания материала)

- Беседа (задавая вопросы, педагог подводит обучающихся к пониманию нового материала)

- Наглядный (использование наглядного и раздаточного материала, учебные пособия)

Оборудование (материалы и инструменты)

Бисер – мелкие, круглые или граненые, слегка сплюснутые бусинки из стекла,

фарфора или металла с отверстием для нити.

Стеклярус - стеклянные трубочки длиной 5-15 мм (цветные и бесцветные)

Бусины различной формы – круглые, удлиненные, из цветного стекла или

фарфора.

Иголки – для работы с бисером и стеклярусом применяются очень тонкие, длинные

и с длинным ушком иголки № 0 отечественные или №13 (для более крупного бисера

- №12) производства Англии, Индии, Германии, Японии.

Ножницы для обрезки ниток – маленькие (маникюрные) с загнутыми концам, острые.

Нитки – швейные капроновые разных цветов (в зависимости от цвета

применяемого бисера и стекляруса).

Салфетка должна быть светлой, однотонной, лучше всего льняной. На ней раскладывают бисер разных цветов, необходимых для данной работы, и подцепляют бисер иголкой.

Атласная лента – цветные, однотонные, с узорами, золотым и серебряным люрексом, капроновые, репсовые (шириной 2.5 см и 5 см).

Пинцет с изогнутыми кончиками для удержания сложенных отрезков ленты.

Линейка и хорошо заточенный карандаш для точной разметки отрезков.

Плотный картон, фетр для изготовления основы, к которой будем приклеивать аксессуары для волос.

Свеча для придания нужной формы лепесткам и для скрепления конструкций из лент.

Клеевой пистолет или бесцветный клей «Момент кристалл» для прочного соединения отдельных элементов поделок канзаши.

Фурнитура для дополнительного украшения цветов канзаши (бусины, бисер, стразы, пайетки)

Обеспечение программы методическими видами продукции-средства обучения методические пособия для педагога:

1. Вильчевская Е. В. Пасхальные яйца из бисера-М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011.-80 с.

2. Золотая книга рукоделий – М. : Белый город, 2008.-192 с.

3. Чиотти Д. Бисер. – М. :Ниола-Пресс, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы:

4. Техника параллельного плетения бисером на проволоке https://www.rukodelie.by/content/?id=2558

5. Инструменты и материалы для бисероплетения https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6. Цепочка «зигзаг» https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7. Цепочка «змейка». https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8. Цепочка с цветами из шести лепестков https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 9. Низание бисера «в крестик» https://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

9. История бисера biserahttps://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera. html

10. Материалы и инструменты для работы с бисером https://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom. html

11. https://kanzashi.org/uroki-i-master-klassi-v-kartinkah

12. https://3ladies.ru/kanzashi-svoimi-rukami

13.https://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/

14. https://mastera-rukodeliya.ru/

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.

Каждому обучающемуся необходимо иметь индивидуальные наборы для работы:

• бисер разных цветов и размеров;

• контейнер для хранения бисера;

• ножницы; проволоку;

• тетрадь в клетку; цветные карандаши;

• нитки; набор бисерных иголок;

• леска; атласные ленты;

• плотный картон, фетр;

• клей; пинцет с изогнутыми концами;

• свеча; линейка.

6. Список литературы.

1. Вильчевская Е. В. Пасхальные яйца из бисера-М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011.-80 с.

2. Золотая книга рукоделий – М. : Белый город, 2008.-192 с.

3. Чиотти Д. Бисер. – М. :Ниола-Пресс, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы:

4. Техника параллельного плетения бисером на проволоке https://www.rukodelie.by/content/?id=2558

5. Инструменты и материалы для бисероплетения https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6. Цепочка «зигзаг» https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7. Цепочка «змейка». https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8. Цепочка с цветами из шести лепестков https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

9. История бисера biserahttps://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera. html

10. Материалы и инструменты для работы с бисером https://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom. html

11. https://kanzashi.org/uroki-i-master-klassi-v-kartinkah

12. https://3ladies.ru/kanzashi-svoimi-rukami

13. https://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/

14. https://mastera-rukodeliya.ru/

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок» Пояснительная записка Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется иг-рать игрушками. Мальчики играют в машинки,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Программа «Азбука вежливости» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки» Пояснительная записка Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Школа Мяча» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «ШКОЛА МЯЧА» разработана.

Дополнительная общеразвивающая программа «Изоискусство» для детей старшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа реализуется в МБДОУ №21 «Светлячок» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими дошкольное.

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки. Пластилинография» Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо - Назову ее дурёха,.

Театр для начинающих — дополнительная общеобразовательная программа СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Программа «Театр для начинающих» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 14:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД