Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера»

Валентина Степаненко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ___ от ___ ___Л. П. Зорина

Приказ №___

от «___»___20__ г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Радуга бисера“» размещена в разделах

«Радуга бисера»

Направленность художественная

Уровень базовый

Рассчитана на детей от 10 до 13 лет

Срок реализации (общее количество часов) 1 год (144 часов)

Автор: Степаненко Валентина Сергеевна

ст. Кавказская, 2015г.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга бисера» создана с учетом развития науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность общеобразовательной программы «Радуга бисера» - художественная.

Общеобразовательная программа «Радуга бисера» способствует развитию художественных способностей и склонности, обучающихся к художественному искусству бисероплетения.

Новизна программы заключается в решении проблем дополнительного образования. Знания по теории бисероплетения обучающихся в рамках школьной программы не может получить в том объёме, который гарантирует эта программа, поэтому программа решает вопросы расширения знаний и умений детей и развития интереса к бисеру не только в теории, но и в контексте практического применения.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Радуга бисера» определяется запросом со стороны детей, их интересом к бисероплетению. Занятие бисером – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а так же учит уверенно управлять своим телом. Занятия с проволокой, иголкой и нитками укрепляют мышцы рук, помогают сосредоточиться во время урока, что поможет им терпеливо выполнять домашние задания.

Педагогическая целесообразность программы состоит в пробуждении интереса детей к бисероплетению. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся. Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве, но и в зрелые годы.

Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. Во-вторых, большое трудолюбие и терпение, т. к. занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся. Занимаясь с мелкими предметами (бисером, бусинами и т. п., обучающиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.

Цель программы : создание условий для формирования нравственной и творческой личности ребенка через овладения искусства бисероплетения.

Задачи:

Образовательные:

• расширять знания об истории и развитии бисероплетения;

• формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

• осваивать техники бисероплетения.

• научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;

• научить правильно организовывать рабочее место;

Воспитательные:

• воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к использованию материала;

• прививать основы культуры труда.

Развивающие:

• развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

• развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;

• развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.

• формировать эстетический и художественный вкус.

Отличительные особенности данной общеобразовательной программы «Радуга бисера» в особой систематизации содержания.

Программа включает изучение следующих тем:

Вводное занятие, параллельное плетение, игольчатое плетение,петельное плетение, круговая техника,техника ручного ткачества, заключительное занятие.

1. Вводное занятие.

Тема вводное занятие предназначена для того, чтобы ознакомить обучающегося с историей происхождения бисероплетения и видами бисероплетения.

2. Тема Параллельное плетение необходима для освоения метода параллельного плетения, чаще всего используют для поделок, украшений, бисерных цветов, объемных фигурок. Это метод прост в исполнении и доступен каждому. Подходит для плетения на проволоке и леске. Осваивать метод параллельного плетения, как и любой другой лучше всего на примере - это может быть плетение листиков и лепестков для цветов, которые изготавливают двумя концами проволоки.

3. Тема игольчатое плетение - эта техника плетения используется, в основном, для плетения веточек для хвойных деревьев (например, елочки, сосны, ели, а также для плетения тычинок для цветов, остроконечных лепестков (хризантема, маргаритка). Эта техника проста в исполнении.

4. Тема петельное плетение используется для плетения веточек для бисерных деревьев, кустов. Так же петельная техника может использоваться для листьев, тычинок. Суть ее состоит в скручивании петель.

5. Тема круговая (Французская) техника плетения - эта техника особенно эффективна для выполнения лепестков и листьев большого размера. Французская техника плетения, также называется техникой низания дугами или круговая техника плетения, с помощью данной техники можно делать различные цветы и листики.

6. Тема техника ручного ткачества используется для создания плотного полотна с параллельными рядами, в которых бисеринки расположены строго друг над другом. Такой способ плетения применяется для оплетения пасхальных яиц, шкатулок.

7. Тема Заключительное занятие предназначена для подведения итогов за весь год обучения, организуется итоговая выставка, позволяющая каждому ребенку, показать свои навыки.

Ожидаемые результаты:

К концу года обучающийся:

• имеет знания об истории и развитии бисероплетения;

• имеет знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

• освоил техники бисероплетения.

• обучающийся понимает, ценит, любит традиции, наследие родного края;

• умеет правильно организовывать рабочее место;

• сформировано эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,

• умеет оказывать помощь при выполнении работы, экономно относиться к используемым материалам;

• привиты основы культуры труда.

• развито образное мышление, внимание, фантазия, творческие способности;

• развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;

• развита самостоятельность и аккуратность в изделии.

• сформированы эстетический и художественный вкус.

Обучающийся владеет навыками:

- работы с бисером и бусинами;

- пользования инструментами

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы «Радуга бисера» - 10-13 лет.

Количество детей - 8 человек.

Сроки реализации общеобразовательной программы «Радуга бисера» :

Программа рассчитана на 1 год обучения,144 часа.

Формы и режим занятий:

Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа. Так как работа с бисером достаточно трудоемкий процесс, чтобы сохранить увлеченность ребенка и иметь результат в конце каждого занятия, необходимо заниматься в указанном режиме.

В программе используются следующие формы занятий:

• беседы,

• практические занятия

Программа включает теоретические и практические занятия. Практические занятия включают показ конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Начальный (сентябрь)

2. Текущий контроль (в течение всего года)

3. Промежуточный контроль (январь)

4. Итоговый (май)

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Сроки, этапы

Какие ЗУН контролируются

Форма

Сентябрь, начальный Умение подбирать цвет. Знание техники выполнения петель. Наблюдение

Январь,

промежуточный Умение выполнения лепестков.

Умение построения схем.

Умение выполнять отдельные элементы и сборку изделия. Наблюдение

Выставка

Май, итоговый Знание последовательности выполнения изделий из бисера.

Умение составлять композиции. Наблюдение

Выставка

Форма подведения итогов реализации программы - итоговая выставка.

3. Учебно-тематический план

п/ п Тема Количество часов

всего теория практика

1 Вводное занятие 2 2 -

2 Параллельное плетение 24 4 20

3 Игольчатое плетение 18 3 15

4 Петельное плетение 40 5 35

5 Круговая (Французская) техника 42 4 38

6 Техника ручного ткачества 16 3 13

7 Заключительное занятие 2 2 -

Итого 144 23 121

4. Содержание программы :

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с работой объединения. Режим работы. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности с колющими и режущими предметами.

2. Параллельное плетение.

Теория: История возникновения бисера. Виды бисера. Техника выполнения параллельного плетения двумя концами проволоки, навстречу друг другу. Выбор материалов. Выбор цветовой гаммы. Разбор схемы, способы плетения и способы соединения элементов изделия. Последовательность выполнения изделия.

Практика: Работа со схемами. Выполнение отдельных элементов изделия из бисера. Плетение цветка «Глоксиния» на проволоке. Плетение листиков на проволоке. Сборка букета из сплетенных цветов и листьев. Обмотка ниткой. Плетение объемной розы. Плетение листиков приемом навстречу. Сборка цветка из составных частей. Плетение цветка «Василек» на проволоке. Плетение листиков. Работа со схемой плетения. Плетение тычинок. Работы на выбор: «Глоксиния», «Объемная роза», «Василек».

3. Игольчатое плетение.

Теория: Виды материалов и инструментов. Разбор схемы. Способы плетения и способы соединения элементов изделия. Выбор цветовой гаммы.

Практика: Работа со схемами плетения из бисера. Плетение тычинок. Плетение цветка «Хризантема» и листьев. Сборка цветка из составных частей. Плетение дерева «Сосна с шишками». Сборка дерева из составных частей - веточек. Работы на выбор: «Хризантема», «Сосна с шишками».

4. Петельное плетение.

Теория: Разбор схемы плетения. Способы плетения и способы соединения элементов изделия. Выбор цветовой гаммы. Выбор материалов. Правила техники безопасности с колющими предметами.

Практика: Работа со схемами плетения из бисера. Плетение на проволоке колоска. Сборка составных частей колоска. Плетение на проволоке лаванды. Плетение листиков на проволоке. Сборка составных частей. Обмотка ниткой. Плетение на проволоке цветка «Колокольчик». Плетение на проволоке листиков. Плетение на проволоке веточек «Сирени». Плетение на проволоке листиков «Сирени». Сборка дерева: из составных частей веточек. Плетение цветка «Анютины глазки». Работы на выбор: «Колокольчик», «Анютины глазки», «Сирень».

5. Круговая (Французская) техника.

Теория: Знакомство с искусством плетения цветов, разнообразием форм и расцветок. Выбор материалов. Цветовые сочетания. Разбор схемы плетения. Последовательность выполнения. Способы плетения и способы соединения элементов изделия.

Практика: Работа со схемами плетения из бисера в круговой (Французской) технике. Плетение на проволоке цветка «Подсолнух». Плетение объемных листиков на проволоке. Сборка букета из сплетенных цветов. Плетение объемного фруктового дерева. Сборка дерева: из составных частей веточек. Плетение цветка «Мак» на проволоке. Сборка цветка из составных частей. Обмотка ниткой. Плетение на проволоке веточек дерева «Глициния». Плетение на проволоке листиков. Сборка дерева из составных частей – веточек. Работы на выбор: «Подсолнух», «Мак», «Глициния».

6. Техника ручного полотна.

Теория: Разбор схемы плетения изделия из бисера. Выбор материалов. Цветовые сочетания. Способы плетения и способы соединения элементов изделия.

Последовательность выполнения изделия. Техника безопасности при выполнении работы с иглой.

Практика: Работа со схемами плетения из бисера. Подготовка основы. Расчет плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение пасхального яйца.

7. Заключительное занятие.

Теория: Организация выставки лучших работ обучающихся. Подведение итогов работы.

5. Методическое обеспечение общеобразовательной программы «Радуга бисера»

Форма проведения занятий:

-групповая

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

-словесный

-наглядный

-практический

Объяснительно-иллюстративные:

- Рассказ (устное изложение содержания материала)

- Беседа (задавая вопросы, педагог подводит обучающихся к пониманию нового материала)

- Наглядный (использование наглядного и раздаточного материала, учебные пособия)

Оборудование (материалы и инструменты)

Бисер – мелкие, круглые или граненые, слегка сплюснутые бусинки из стекла,

фарфора или металла с отверстием для нити.

Стеклярус - стеклянные трубочки длиной 5-15 мм (цветные и бесцветные)

Бусины различной формы – круглые, удлиненные, из цветного стекла или

фарфора.

Иголки – для работы с бисером и стеклярусом применяются очень тонкие, длинные

и с длинным ушком иголки № 0 отечественные или №13 (для более крупного бисера

- №12) производства Англии, Индии, Германии, Японии.

Ножницы для обрезки ниток – маленькие (маникюрные) с загнутыми концам,

острые.

Нитки – швейные капроновые разных цветов (в зависимости от цвета

применяемого бисера и стекляруса).

Салфетка должна быть светлой, однотонной, лучше всего льняной. На ней раскладывают бисер разных цветов, необходимых для данной работы, и подцепляют бисер иголкой.

Обеспечение программы методическими видами продукции-средства обучения методические пособия для педагога:

1. ДоуелпК. Б. Цветы из бисера-М. : Издательский дом «Ниола», 2005.-128с.

2. Федотова М. В., Валюх Г. М. Цветы из бисера,2005 .-87 с.

3. Чиотти Д. Бисер -М. : Издательский дом «Ниола», 2003.-160 с.

4. Чиотти Д. Фантазии из бисера. - М. : Издательская группа «Контент «,2005.-95с.

5. Бондарева Н. И. Цветы из бисера – М. : Феникс, 2004.-48 с.

6. Вильчевская Е. В. Пасхальные яйца из бисера-М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011.-80 с.

7. Золотая книга рукоделий – М. : Белый город, 2008.-192 с.

8. Техника параллельного плетения бисером на проволоке https://www.rukodelie.by/content/?id=2558

9. Петельная техника плетения бисером

https://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

10. Игольчатая техника плетения бисером

https://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

11. Инструменты и материалы для бисероплетения

https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.

Каждому учащемуся необходимо иметь индивидуальные наборы для работы:

бисер разных цветов и размеров, контейнер для хранения бисера, ножницы, проволоку, тетрадь в клетку, цветные карандаши, нитки, набор бисерных иголок.

Методическое обеспечение программы

Образовательные области Название темы Форма занятий и форма подведения итогов Знания Умения

1 Словесность Вводное занятие. История бисера. Беседа о красивых вещах, сделанных своими руками. Изучения видов бисера. Бисер и его формы. Круглый – мелкий, средний, крупный, очень крупный. Стеклярус. Бусины разной формы и размеров. Теория, рассказ, показ беседа. Опрос, практическая работа, наблюдение Иметь знания о разновидности бисера, понятия о видах бисера Умение рассказать

полученную

информацию.

2 Естествознание Современные представления о бисероплетении. Инструменты и материалы для работы с бисером. Бисер различной формы и размеров, кусачки (ножницы,тонкая медная проволока. Рассказ, показ, беседа, практическое занятие.

Знание свойств, материалов и инструментов. Умение

использовать

данные знания

на практике.

3 Искусство Понятие о народном декоративно-прикладном творчестве. Традиции бисерного плетения, обряды русского народа. Лекции, беседы, посещение выставок. Знание об искусстве. Умение оценивать,

анализировать свое участие

в выставках, конкурсах.

4 Технология Понятие об инструментах. Правила техники безопасности при бисерном плетении. Способы обработки и оформления изделий. Теория, беседа, опрос, практическая работа.

Знание понятий, правил. Умение качественно

выполнять изделия и поделки из бисера

5 Психологическая культура Понятие о способностях людей, о качествах личности. Понятие о правилах коллективной деятельности. Понятие о конфликтных ситуациях и правилах выхода из них, об особых качествах обучающихся. Понятия о правилах совместной деятельности. Беседы, лекции, игры на сплочение коллектива. Наблюдение. Знания о культуре поведения в различных ситуациях. Умение находить общий язык, помогать другим, выполнять правила поведения

6 Здоровый образ жизни Понятия о ЗОЖ, тренинги по укреплению здоровья. Понятие об экологически чистых материалах. Особенности организации труда на занятии. Рассказы, практические занятия по укреплению здоровья, физ. минутки. Соревнования, экскурсии. Знания о здоровом образе жизни. Умение вести здоровый образ жизни

7 Математика Выполнение простейших расчетов при выполнении изделия. Расчет бисера при работе со схемой. Беседа, рассказ, собеседование, практическое занятие.

Иметь знания, правильно рассчитывать количество бисеринок при выполнении изделия Выполнение простейших

расчетов в практической

работе.

8 Социальная практика Правила общения людей, требования к занятиям. Понятие о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда, права и обязанности обучающихся и педагогов Разбор ситуаций, тренинги, практические занятия, игры на сплочение коллектива. Знание о правилах хорошего тона, совместного труда. Знание о правилах и обязанностях гражданина Умение применять на практике полученные знания. Навыки поведения в социуме

6. Список литературы

1. Доуелп К. Б. Цветы из бисера-М. : Издательский дом «Ниола», 2005.-128с.

2. Федотова М. В., Валюх Г. М. Цветы из бисера,2005 .-87 с.

3. Чиотти Д. Бисер -М. : Издательский дом «Ниола», 2003.-160 с.

4. Чиотти Д. Фантазии из бисера. - М. : Издательская группа «Контент «,2005.-95с.

5. Бондарева Н. И. Цветы из бисера – М. : Феникс, 2004.-48 с.

6. Вильчевская Е. В. Пасхальные яйца из бисера-М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011.-80 с.

7. Золотая книга рукоделий – М. : Белый город, 2008.-192 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

8. Техника параллельного плетения бисером на проволоке https://www.rukodelie.by/content/?id=2558

9. Петельная техника плетения бисером

https://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

10. Игольчатая техника плетения бисером

https://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

11. Инструменты и материалы для бисероплетения

https://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок» Пояснительная записка Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется иг-рать игрушками. Мальчики играют в машинки,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Программа «Азбука вежливости» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки» Пояснительная записка Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Школа Мяча» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «ШКОЛА МЯЧА» разработана.

Дополнительная общеразвивающая программа «Изоискусство» для детей старшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа реализуется в МБДОУ №21 «Светлячок» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими дошкольное.

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки. Пластилинография» Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо - Назову ее дурёха,.

Театр для начинающих — дополнительная общеобразовательная программа СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Программа «Театр для начинающих» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 15:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД