Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами»

вера гайко
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами»

Содержание

I. Целевой раздел Стр3

1.1. Пояснительная записка стр3-6

1.2. Цель и задачи Стр6

1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7

II. Содержательный раздел Стр7

2.1. Интеграция образовательных областей Стр7

2.2. Методы работы с детьми Стр7

2.3. Тематический план Стр7-9

III. Организационный раздел Стр9

3.1. Организация образовательного процесса Стр9

3.2. Средства, необходимые для реализации программы

Стр0-10

3.3 Литература Стр10

IV. Приложение Стр10

4.1. Календарно-тематическое планирование Стр10-16

4.2. Мониторинг Стр16

I.Целевой раздел

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности „Удивительный мир Оригами“» размещена в разделах

1.1. Пояснительная записка

Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т. д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Занятия в кружке «Волшебная страна оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Программа “ Волшебная страна оригами” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Значение оригами для развития ребенка:

Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.

Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом, что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, в рисовании, природопользовании.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественно-эстетическая.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Задачи:

Обучающие:

1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 2. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.

Воспитывающие:

1. Привить интерес к искусству оригами. 2. Расширить коммуникативные способности детей.

1.3 Ожидаемые результаты

В результате обучения дети должны: -ориентироваться на листе бумаги; - научиться различным приемам работы с бумагой; - складывать лист бумаги пополам; - складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла; - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка; - научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - познакомятся с искусством оригами; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

II. Содержательный раздел

2.1. Интеграция образовательных областей

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое развитие;

2.2. Методы работы с детьми

1. Наглядные:

- рассматривание образцов, схем;

- демонстрация иллюстраций по теме кружка.

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

- подбор стихотворений, загадок по различным темам.

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

2.3. Тематический план обучения на 2020-2021учебный год

Дата Тема Количество занятий

Сентябрь 1 «Учимся, играя» 1

2 «В тридевятом царстве,бумажном государстве» 1

3 «Хоровод березок» 1

4 «Овощи и фрукты» 1

Октябрь 1мастер-клас «Колосок» 1

2мастер-класс»Платье» 1

3 «детская футболка» 1

4 «Птицы» 1

Ноябрь 1 «Пингвины на льдине» 1

2»Талисман семьи» 1

3 «Ежик» 1

4 «Записная книжка» 1

Декабрь 1Коллективное панно»Зимний лес» 1

2 «Дом,в котором я живу» 1

«Стул» 1

4 «Дед мороз и Снегурочка» 1

Январь 1ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ 1

2 «Снеговик снеговик,к снегу,холоду привык» 1

3 «Сердечко из бумаги» 1

4 «Пароход» 1

Февраль 1 «Корзинка» 1

2»Тарелочка для сладостей» 1

3 «свечка» 1

4 «Самолетов звенья» 1

Март 1 «Цветы для мамы» 1

2 «Дельфины» 1

3 «Подснежники» 1

4 «Дом в России» 1

Апрель 1 «Веселый клоун» 1

2Космические ракеты 1

3 «Солнышко добра и тепла» 1

4 «Вентилятор» 1

Май 1 «Фронтовые треугольники» 1

2 «Моя поделка» 1

3 «Майский цветок» 1

4 «Насекомые» 1

5 «До свидание лето, здравствуй школа» 1

Итого: 36

III. Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Программа «Волшебная страна оригами» рассчитана на 1год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет 10 человек. (6человек в подготовительной группе,4человека в старшей группе)

Кружок планируется проводить один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность 25 минут.

Общий срок реализации исходной программы (количество лет) 1год

Возраст воспитанников 5-7 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году 10

Количество часов в месяц 4

Общее количество часов в год 36

Возраст детей Время занятий Количество занятий

В месяц В год

5-6 лет 25 минут 4 36

6-7 лет 25 минут 4 36

3. 2. Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения

№ п/п Перечень средств обучения Количество

1 Магнитная доска (с магнитами) 1

2 Схемы поэтапного складывания 36

3 Бумага белая

4 Бумага разноцветная односторонняя

5 Бумага разноцветная двусторонняя

6 Набор цветных карандашей 10

7 Ножницы 10

8 Набор фломастеров 10

9 Клеенки 10

10 Клей-карандаш 10

11 Картотека загадок 2

12 Картотека художественного слова (стихи) 1

3.3. Наличие печатных и электронных образовательных ресурсо

• Дементьева Л. Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 2003, стр. 40

• Долженко Г. И. 100 оригами. - М. : Просвещение,2006. - 250 с.

•. Журнал «Дошкольное воспитание», № 6,9, 11 - 1999г., Гусакова М., № 5-1997 г., стр. 51, Игры-сказки в обучении оригами; № 4=1995 г., стр. 52, Мир оригами

• 8. Коротаев И. А, Навыки мастерства Оригами : складывание из бумаги № 4 - 1997., стр. 23

Оригами. Искусство складывания из бумаги. - М. : Юрайт - Издательство, 2007. - 197

• Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Изодеятельность в детском саду, М., 1982

• Сержантова Т. В. Оригами для всей семьи. - М. : Аспект - Пресс,2007. – 384

• Соколова С. В. Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - М. : Гардарика, 2008. - 368 с.

• Тарловская Н. Ф., Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду, М., 1994

• 3. А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги. - М., 1992

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

«Оригами - Мир своими руками»

https://www.detskiysad.ru

Детский сад. Ру. https://doshkolnik.ru

Журнал "Воспитатель ДОУ"

https://www.moi-detsad.ru

https://www.maam.ru/

IV. Приложение.

4.1. Календарно – тематическое планирование

На 2020-21учебный год

Месяц Тема Цель

Сентябрь «Учимся, играя» Заинтересовать работой с бумагой. Познакомить со свойством-сминаемость. Учить делит квадрат на разное кол-во равных частей. Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность.

«В тридевятом царстве, в бумажном государстве «… Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги, познакомить с историей искусства оригами, с базовыми формами оригами

Октябрь «Хоровод березок» Учить пользоваться базовой основой оригами-воздушный змей, учить складывать квадрат в определенной последовательности,совместно с воспитателем,развивать интерес к результатам работы

«Овощи и фрукты» Воспитывать интерес детей к искусству оригами. Продолжать учить изготовлению простейших видов овощей на базовой форме -воздушный змей Воспитывать чувство взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Ноябрь мастер-класс

«Колосок» Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя базовую форму оригами

Мастер-класс»Платье» Продолжать учить пользоваться базовой формой треугольник при изготовлении хлебного колоска, развивать мелкую моторику пальцев и глазомер.

Мастер-класс «Колосок» (оригами)

«Детская футболка» Продолжать знакомить изготовление поделки на базовой форме-книжка, закреплять умение складывать,сгибать бумагу в определенных направлениях, развивать внимание, память, мышление.

«Птицы» Закреплять умение создавать поделки на базовой форме-треугольник,развивать активность, умение работать по схеме.

Птички из бумаги для детей, открыток или декора

2018-06-21 Елена Селиванова 2 комментария

Декабрь Коллективное панно «Зимний лес» Закрепить умения изготавливать елку и березки способом оригами,учить работать в коллективе,развивать творческие способности,интерес к поделкам из бумаги

«Дом,в котором я живу» Формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; повторить основные геометрические фигуры, развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию;. развивать у детей глазомер, приучать к точным движениям пальцев; развивать пространственное воображение.

«Стул» Продолжать развивать конструктивные способности в работе с бумагой,формировать навыки создания поделок на основе квадрата, закреплять умение использовать схемы.

https://vnitkah.ru/origamika/mebel-origami.php

https://vnitkah.ru/bez-rubriki/mebel-origami.php

«Дед мороз и Снегурочка» закрепить умение работать в технике оригами ;развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе; работать по памяти

Мастер-класс «Новогодний «триколор». «Дед Мороз, Снегурочка собрались у елочки»

Январь 1ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

«Снеговик, снеговик к снегу,холоду привык» продолжать знакомить детей с искусством оригами. Закреплять умение складывать лист бумаги по, схеме, поэтапно изготавливая модель. Научить собирать отдельные детали в единое целое. Развивать творческое и логическое мышление. Развивать мелкую моторику.

Мастер-класс «Снеговик в технике оригами

«Сердечко из бумаги» научить складывать базовую форму «двойной треугольник, научить складывать сердечко на основе этой формы. развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение воспитывать аккуратность, художественный вкус, взаимопомощь, доброе отношение в коллективе.

https://planetaorigami.ru/2019/10/legkie-origami-serdtse-instruktsiya-s-foto/

«Пароход» Закреплять умение создавать поделки на основе схем, знать базовые формы,что из них можно делать, развивать самостоятельность и инициативность в работе с бумагой.

https://tratatuk.ru/

Февраль «Корзинка» Учить детей различным приемам работы с бумагой, сгибание, многократное складывание, склеивание; развивать мелкую моторику рук ;развивать творческие способности, воображение, фантазию; расширять коммуникативные способности детей.

https://www.maam.ru/detskijsad/445517/newpost.htm

«Тарелочка под сладости» Развивать умение работать по схемам самостоятельно, узнавать и называть базовые формы оригами, развивать пространственное мышление,речь, умение работать в коллективе.

https://www.youtube.com/watch?v=4We3Y3jC63g

«Свечка» Продолжать учить делать поделку из квадрата, умение складывать, сгибать в нужном направлении,уметь определять базовую форму поделки,развивать познавательный интерес к оригами.

оригами свеча из бумаги, как сделать оригами свечу / origami paper candle

«Самолетов звенья» Закрепить умение мастерить поделки с использованием карт, развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины, побуждать сделать им приятное.

https://www.o-detstve.ru/users/77949/articles/162918-konspekt-zanyatiya-samolyot-origami-po-programme-nachalno-tehnicheskogo-modelirovaniya.html

Март «Цветы для мамы.»

Учить проявлять заботу о мамах, бабушках. Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать творческое воображение, фантазию.

https://dskazka.lebouo.ru/volshebnyj-mir-origami/

«Дельфины» Продолжать закреплять приемы работы с базовыми формами оригами ; развивать мелкую моторику руки учиться работать в коллективе.

Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

https://www.youtube.com/watch?v=MhFuAVXBASg

«Подснежники» Учить создавать композиции, развивать эстетические чувства. Учить детей различным приемам работы с бумагой, многократное складывание, склеивание. Концентрировать внимание, следовать устным инструкциям. Развивать индивидуальные задатки и творческие способности.

Источник: https://tratatuk.ru/origami/podsnezhnik-origami.html

«Составь картинку» Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы-составление картинок к стихам. Развивать творческие способности, воображение.

Апрель 1 «Веселый клоун» Продолжать работать способом оригами совместно с воспитателем,уточнять базовые формы, развивать интерес, творчество и мышление детей

«Космические ракеты»

Расширять представление детей о космосе. Учить детей читать схемы. Учить детей слушать инструкцию и выполнять Закреплять технические умения детей и навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитывать доброжелательность друг к другу, желание уступать,

kosmos&st.name=externalLinkRedirect&st.tid=66250214280189

«Солныщко добра и тепла» развивать моторику рук, закрепить работу с ножницами, вспомнить признаки наступления весны, закрепить какое значение имеет солнце для всего живого на планете.

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-origami-solnyshko.html

«вентилятор» Закреплять умение детей работать по схемам, самостоятельно применять базовые формы, развивать активность, мышление.

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-yelektropribora-ventiljator.html

Май «Фронтовые треугольники» Учить изготавливать новые поделки из квадрата, треугольника, используя схемы. Продолжать учить пользоваться обозначениями Воспитывать уважение и благодарность к ветеранам, чувство гордости за наш народ, победивший в ВОВ.

«Моя поделка»

Стимулировать желание детей самостоятельно изготовить поделку оригами с использованием базовых форм,

«Майский цветок»

Продолжать закреплять умение детей складывать бумагу в разных направлениях, закреплять приём базовой формы "воздушный змей ".развивать мелкую моторику. -учить соединять детали, получая задуманное изображение. -воспитывать любовь и уважение к своим бабушкам.

https://www.maam.ru/detskijsad/detskii-master-klas-origami-krasivyi-cvetok.html

«Насекомые»

Расширить представления детей о насекомых, познакомить с интересными фактами из жизни насекомых; закреплять навыки работы с техникой «оригами». Закрепить аппликативные навыки; навыки работы с ножницами Воспитывать бережное отношение к природе и живым организмам.

https://ped-kopilka.ru/blogs/ana-vladimirovna-leonteva/origami-nasekomye-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

«До свидание лето, здравствуй школа»

.Продолжать учить выполнять поделки, используя схему. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, конструктивное мышление; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно; воспитывать самостоятельность, любознательность.

Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей (оригами)

Критерии Начало года Конец года

самостоятельно изготавливает и знает основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»

по образцу изготавливает несложные поделки

знает и называет геометрические фигуры

ориентируется на листе бумаги;

умеет намечать линии

тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба

уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.)

добивается конечного результата

самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами»
Опубликовано: 6 августа 2020 в 05:59
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД