Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография»

Елена Гусева
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: педагог дополнительного

Образования Гусева Е. А.

г. Москва, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Пластилинография“» размещена в разделах

Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией, представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилинография». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.

Актуальность программы

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

- формировать и развивать навыки ручного труда;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ образовательной программы "Пластилинография"- 1 год. Программа составлена согласно требований к содержанию и оформлению программ для образования детей (Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 года №28 – 02 – 484 (16,Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю по 25 минут подгруппами по 6-8 человек или группой по 17 человек.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребё нком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребё нком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (бусинки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребё нком: - Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Тематика занятий отражена в трех направлениях:

• изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;

• изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)

• создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи :

• выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)

• одной темы многократно и поэтапно;

• нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

ВОЗРАСТ, НА КОТОРЫЙ РАСЩИТАНА ПРОГРАМММА

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 5-6 лет

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.

По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (12 человек, индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – учебная зона.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май, длительностью для детей старшей подгруппы - 25 минут; Занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО 5 ОБЛАСТЯМ

Познавательное развитие.

Задачи:

Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания.

Выделять форму в объектах.

Речевое развитие.

Задачи:

Обогащение пассивного и активного словаря.

Овладение речью как средством общения.

Физическое развитие.

Задачи:

Профилактика нарушений психофизического развития детей.

Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему

самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим

оборудованием.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Формировать элементарные способы сотрудничества.

Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.

Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения

взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусства, мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии

с детьми 5 – 6 лет.

Неделя Тема Программное содержание Количество

часов

Октябрь

1-я «Листик кленовый» Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.

1

2-я «Гроздь винограда» Ознакомить детей с техникой пластилинография, приемами выполнения декоративных налепов разной формы. 1

3-я «Яблоки поспели» Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

1

4-я «Гроздья рябины» Формировать у детей интерес к окружающему миру. Расширить и уточнить знания детей о рябине. Научить изображать ее с помощью пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

1

Ноябрь

1-я «Грибы грибочки

выросли в лесочке» Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

1

2-я «Солнышко на тарелке» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

1

3-я «Осеннее дерево» Ознакомить детей с техникой пластилинографии : контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином : скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

1

4-я «Ежик» Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.

1

Декабрь

1-я «Волшебная снежинка» Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. 1

2-я «Снеговик» Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. 1

3-я «Игрушка новогодняя» Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. 1

4-я «Елка новогодняя огоньками светится» Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. 1

Январь

1-я «Зимняя картина» Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого 1

2-я «Клубочки для котенка» Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить детей приему сворачивания длинного жгутика по спирали «улиткой».Развивать мелкую моторику рук. Закрепить знания о кошке. Развивать эмоциональную отзывчивость у детей.

3-я «Блюдце и чашка» Закреплять приемы лепки. Продолжать развивать чувство цвета, формы. Закрепить представление о посуде 1

4-я «Подсвечник» Обобщить с детьми знания о подсвечниках. Рассмотреть подсвечники, посредством пластилинографии изобразить их на картине 1

Февраль

1-я «Кактус в горшочке» Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. 1

2-я «За окошком снегири» Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. 1

3-я «Российский флаг» Расширять знания о флаге, как государственном символе, передавать его изображение, соблюдая порядок цветов; закреплять приемы работы в данной технике (отщипывание, раскатывание, примазывание, размазывание); развивать художественные навыки, глазомер, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

воспитывать уважение к флагу России, чувство патриотизма.

1

4-я «Сердечки» Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. 1

Март

1-я «Украшение для мамы» Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. 1

2-я «Цветик – семицветик» Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином : раскатывания колбаски, скатывание шариков. Развивать у детей фантазию, творческое воображение ; закреплять знание цвета, умение правильно подобрать цвет; закреплять навыки составления целого из частей; подводить к эмоциональной оценке готовых работ. 1

3-я «Корзина с цветами» Закрепить умение лепить жгутики из пластилина, научить изготавливать аппликацию из жгутиков. Повторить технику лепки жгутиками, научить детей изготавливать аппликацию из пластилина. Способствовать развитию у детей мышления, внимания, воображения, памяти, силы воли, глазомера и мелкой моторики рук. 1

4-я «Рыбки в аквариуме» Формировать у детей представления о рыбах, как живых существах, живущих в воде; формирование знаний о характерном строении рыб (форма тела, плавники, жабры и т. д.); активизация и обогащение словарного запаса детей. Закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т. д. Учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами. Путём сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников. 1

Апрель

1-я «Дымковская барыня»

Формирование элементарных представлений о видах искусства; продолжать знакомить с изделиями дымковских мастеров, воспитывать уважение к их труду; развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Способствовать развитию мелкой моторики обеих рук в работе с пластилином (раскатывание колбасок, скатывание шариков, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей). 1

2-я «Подснежники» Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

1

3-я «Модница – гусеница» Расширить и систематизировать знания детей о насекомых, об их особенностях, о приспособленности к жизни на земле.

Закрепить умение детей делить кусок пластилина на восемь маленьких частей.

Формировать навык полных ответов на вопросы. Продолжать учить детей лепить из пластилина. 1

4-я «Бабочка» Учить работать с силуэтами (бабочек, убирать лишний пластилин стекой, не заходить за края силуэта; способствовать формированию у детей элементарных представлений о бабочках, их строении, образе жизни (местах обитания);закрепить знания о строении тела бабочки. Учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно - творческой деятельности.

1

Май

1-я «Ягоды малины» Систематизировать знания по теме «ягоды»; Учить изображать кустик с ягодами малины посредством пластилинографии, вызвать эмоционально - эстетический отклик на тему занятия. 1

2-я «Цвета радуги» Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями. Учить детей лепить радугу на бумаге,учить лепить части радуги из пластилина разного цвета. Формировать понятие о целом и его частях, как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Воспитывать интерес к познанию природы. Учить располагать на листе бумаги детали радуги полукругом. 1

3-я «Ромашка» Совершенствовать технику работы с пластилином; развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. 1

4-я «Божья коровка» Формировать реалистическое представление о мире природы.

Развивать у детей цветовосприятие.

Развивать координацию движений рук мелкой моторики.

Закрепить приемы скатывания и расплющивания.

Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Список литературы.

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. ,2000.

2. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 2 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003»,

2008

3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 3 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003»,

2008

4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – Скрипторий-2003.,2013.

5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М. ,1995.

6. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль. Академия развития,2002.

7. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М. ,1998.

8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. – СПб, Детство-Пресс,2002.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА Раздел I. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты Пояснительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №116 комбинированного вида» Принята на Педагогическом.

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные ручки» Структура программы I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Актуальность, цели и задачи программы 1.3. Возрастные психофизические.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Дюймовочка» с. санатория Юматово имени 15-летия БАССР муниципальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография»
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 20:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД