Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Чудесные превращения бумажного листа. Оригами››

Aлеся Савушкина
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Чудесные превращения бумажного листа. Оригами››

1. Пояснительная записка.

Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Чудесные превращения бумажного листа, Оригами››» размещена в разделах

Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т. д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Занятия в кружке «Чудесные превращения бумажного листа» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Программа «Чудесные превращения бумажного листа» – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Направленность программы – техническая.

Цель программы – развитие технического творчества и всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы.

Образовательные:

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

• Обеспечить обогащение словаря ребенка специальными терминами.

• Предоставить возможность создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству оригами.

• Расширять коммуникативные способности детей.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Воспитывать желание бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Результаты современных психологических и педагогических исследований

(Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев,

В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Учёными (Лурия. А. Р., Рубенштейн С. Л., др., занимающимися исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказана связь мелкой моторики с развитием речи и интеллектуальным развитием ребёнка в целом. Конструктивной деятельности, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.

Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий оригами, во время реальных экспериментов, может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития интеллектуальных способностей ребёнка, но и достаточно высоким фактором мотивации для занятий интеллектуальной деятельностью, экспериментированием, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы – 2 года (старший дошкольный возраст 5-7 лет).

Форма организации образовательного процесса –работа по подгруппам (группа делится на 2 подгруппы).

Форма организации учебного занятия – практическое занятие с использованием экспериментов, беседы, игры и других методов, и приёмов, инновационных педагогических технологий.

Формы обучения – очная (тематическая совместная деятельность).

Общее количество учебных часов – 36 за год.

Длительность занятия – 25 минут.

Режим занятий – 1 раз в неделю (4 раза в месяц). Занятия проводятся с сентября по май во второй половине дня по подгруппам (поочередно).

Состав группы– сформированная группа обучающихся одного возраста, являющихся основным постоянным составом объединения (кружка). Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10-12 человек. Группа делится на 2 подгруппы.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения дети должны:

-ориентироваться на листе бумаги;

- научиться различным приемам работы с бумагой;

- складывать лист бумаги пополам;

- складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла; - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка;

- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- познакомятся с искусством оригами;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы отслеживания образовательных результатов – диагностическая карта, аналитическая справка.

Формы демонстрации образовательных результатов – открытые просмотры. Выставки творческих работ. Создание альбома.

Принципы реализации программы :

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами :

1. Владение ножницами.

2. Обработка квадрата.

3. Создание основ (базовых форм) оригами

4. Аппликативное оформление оригами

5. Составление творческих композиций

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал : стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений) :

• повторение названия базовой формы;

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

• повторение правил складывания.

4. Практическая часть:

• показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

5. Анализ работ (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Общие правила при обучении технике оригами

1. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

2. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

3. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

4. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

5. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

6. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

7. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материально–техническое обеспечение - занятия проводятся в групповой комнате или в комнате для занятий малыми группами (учебный класс).

Наличие печатных образовательных ресурсов

1. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами» Москва Айрис пресс 2004

2. Т. Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва Айрис пресс 2004

3. С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами» Аким 1996

4. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» обруч Москва 2010г.

Оборудование:

• Магнитная доска (с магнитами)

• Схемы поэтапного складывания

Бумага белая

Бумага разноцветная односторонняя

Бумага разноцветная двусторонняя

• Набор цветных карандашей

• Ножницы

• Набор фломастеров

• Клеенки

• Клей-карандаш

• Картотека загадок

• Картотека художественного слова (стихи)

Информационное обеспечение.

аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение – воспитатель, педагог дополнительного образования, высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория, стаж педагогической работы – 6 лет

Методы работы с детьми

1. Наглядные: - рассматривание образцов, схем; - демонстрация иллюстраций по теме занятия;

2. Словесные: - чтение художественной литературы; - беседы; - объяснение и обсуждение хода работы; - подбор стихотворений, загадок по различным темам.

3. Практические: - индивидуальная работа детей; - совместная деятельность взрослого и детей; - опора на личный опыт детей.

Интеграция образовательных областей

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое развитие;

2. Учебный план на 1-ый год обучения (5-6 лет).

Цель: знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами : «двойной треугольник», «дверь», «воздушный змей»; изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.

Задачи:

• Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

• Научить детей складывать базовые формы «дверь», «двойной треугольник», «воздушный змей», «блинчик»

• Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

• Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

• Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

• Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.

• Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К концу первого года обучения дети могут:

• самостоятельно изготовлять и называть основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;

• по схемам изготовлять несложные поделки.

• знать и называть геометрические фигуры;

• ориентироваться на листе бумаги;

• уметь намечать линии;

• тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

• уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);

• добиваться конечного результата; самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

№ п/п Тема Теория (часов) Практика (часов) Всего (часов)

1. Знакомство со свойствами бумаги 1 1 2

2. Знакомство с оригами 1 1 2

3. «Квадрат- основная фигура оригами» 1 3 4

4 Базовая форма «Треугольник» 1 1 2

5. Композиция «Аквариум» 1 1 2

6. Композиция «Новый год у ворот» 1 3 4

7. Композиция «Зимушка-зима» 1 3 4

8. Композиция «Поздравляем пап и дедушек» 1 3 4

9. Композиция «Подарок для мамы» 1 3 4

10. Композиция «Весна пришла» 1 3 4

11. Композиция «Насекомые» 0,5 0,5 1

12. «Игрушки» 0,5 0,5 1

13. Итоговые занятия 1 1 2

Итого: 9 27 36

Учебный план на 2-ой год обучения (6-7 лет).

Цель: продолжать знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами : «двойной квадрат», «дом», «рыба», «птица»; изготовление поделок-забав для игр, доступных детям 6-7 лет.

Задачи:

• Учить самостоятельно выполнять модели разной степени сложности.

Закреплять геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона;

• Продолжать знакомить с основными базовыми формами оригами.

• Развитие у детей творческого воображения, художественного вкуса, мелкой моторики рук, глазомера, зрительной памяти.

• Обогащение словаря детей специальными терминами.

• Формирование технических навыков в изготовлении моделей.

• Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

• Воспитание усидчивости, аккуратности.

К концу второго года обучения дети приобретут умения:

• Владеть различным приемам работы с бумагой.

• Узнавать и называть основные базовые формы оригами и геометрические понятия.

• Следовать устным инструкциям.

• Использовать схемы в создании оригами.

• Совершенствуется мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия.

• Создавать объемные и плоскостные композиции.

• Овладеют навыками культуры труда.

• Улучшаться коммуникативные способности, чувства коллективизма и взаимопомощи.

№ п/п Тема Теория (часов) Практика (часов) Всего (часов)

1. Игрушки-забавы 1 3 4

2. Базовая форма «Рыба» 1 3 4

3. Базовая форма «Дом» 1 3 4

4. Композиция «Новый год» 1 3 4

5. Композиция «Зима» 1 3 4

6 Композиция «Открытка для папы» 1 3 4

7. 8 марта 1 3 4

8. Композиция «Перелетные птицы» 1 3 4

9. Движущиеся поделки 1 3 4

Итого: 9 27 36

Темы занятий соответствуют комплексно-тематическому планированию образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе. Теоретический материал – беседы. Практический материал – выполнение поделок.

3. Календарный учебный график на 1-ый год обучения.

Месяц Тема Цель занятия

Сентябрь «1-2. «Волшебная бумага»

3-4. «Знакомство с оригами»

Познакомить детей со свойствами бумаги, е особенностями, использование и применение в детском творчестве. Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами».

Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.

Октябрь 1.«Флажок»

2.«Дом для кошки»

3.«Альбом для Маши»

4.«Открытка» Познакомить с базовой формой «книжка». Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать её. Аппликационное оформление. Развивать фантазию и творчество.

Упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх

Ноябрь 1.«Рыбки»

2.«Осенние листочки»

3.«Грибок»

4.«Яблочко» Познакомить с базовой формой «треугольник». Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении

Декабрь 1.«Маска собачки»

2.«Маска кошечки»

3.«Новогодние украшения»

4.«Елочка нарядная» Закреплять базовую форму «треугольник»; совершенствовать умение совмещать углы и разглаживать сгибы. Оформлять изображение. Развивать творчество.

Январь 1.«Пирамидка»

2.«Снежинка»

3.«Еловая ветка»

4.«Снежный лес» Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность

Февраль 1.«Кораблик»

2.«Парусники в море»

3.«Самолет»

4.«Открытка для папы» Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны

Март 1.«Тюльпан для мамы»

2.«Закладка»

3.«Цветок»

4.«Письмо» Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.

Апрель 1.«Зонтик»

2.«Мышка»

3.«Стаканчик»

4.«Подснежник» Продолжать закреплять умение складывать базовую форму «конфетка», составлять аппликацию, аккуратно работать с клеем. продолжать учить складывать детей квадрат по диагонали, у полученного треугольника заворачивать углы к центру.

Май 1.«Гусеница»

1.«Бабочка»

3.«Вертушка

4.«Итоговое занятие» Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Календарный учебный график на 2-ой год обучения.

Месяц Тема Цель занятия

Сентябрь

1.«Вертушка»

2.«Фотоаппарат»

3.«Кошелек»

4.«Птица» Учить детей изготавливать новые поделки –игрушки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу. Вызвать эмоционально положительный отклик детей на сделанную игрушку.

Октябрь 1Базовая форма «Рыба»

2.«Лошадка»

3.«Кит»

4.«Мороженное» Знакомство с базовой формой «Рыба». Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Ноябрь 1. Базовая форма «Дом»

2. «Пианино»

3. «Пилотка или портмоне»

4.«Говорящая лиса» Знакомство с базовой формой «Дом». Продолжать учить мастерить из бумаги несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Декабрь 1.«Объемная елочка»

2.«Дед Мороз»

3.«Снегурочка»

4.«Новогодний сапожок» Закреплять умения самостоятельно складывать известные базовые формы, готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию новогоднего леса.

Январь 1.«Пингвины на льдине»

2.«Заяц»

3.«Тюлень»

4.«Игрушка-шутка» Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя

основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами.

Февраль 1.«Рубашка с галстуком»

2.«Истребитель»

3.«Автомобиль»

«Кораблик» Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Март 1. Базовая форма «Двойной квадрат»

2.«Тюльпан»

3.«Подарочная коробочка»

4.«Грач» Знакомство с базовой формой «двойной квадрат». Познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям педагога. Учить читать схемы.

Апрель 1. Базовая форма «Птица»

2.«Журавлик»

3.«Цапля»

4.«Ласточка» Знакомство с базовой формой «Птица». Уточнить и закрепить

знания детей об изготовлении поделок в технике оригами;

повышать интерес детей к работе с бумагой.

Май 1.«Лягушонок»

2.«Юла»

3.«Хлопушка»

4. Итоговое занятие Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; создать хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в игровой деятельности.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности «Особый взгляд» Пояснительная записка. Направленность программы «Особый взгляд» является программой художественно-творческой направленности, предполагает.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Весёлая математика» для детей 4.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага»Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага» Нажия Азисова. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная бумага" Возраст обучаемых: 3-4 года.

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающей направленности «Буквоежка» Раздел 1. Пояснительная записка. 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы. За последнее десятилетие система образования.

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Все в наших руках» в старшей логопедической группе Пояснительная записка В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Чудесные превращения бумажного листа. Оригами››
Опубликовано: 8 августа 2019 в 19:11
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД