ксения рязанова
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика»
Предлагаю вашему вниманию дополнительную общеразвивающую программу для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика».(слайд1) Данная программа расширяет содержание основной образовательной программы нашего дошкольного учреждения по художественно-эстетическому направлению развития детей.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста „Театральная мозаика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Актуальность программы обусловлена принятием ФЗ об образовании и федерального образовательного стандарта дошкольного образования, а так же возрастными особенностями детей, потому что в дошкольном возрасте существует необходимость развивать речь, эмоциональную сферу детей, социально-коммуникативные качества, помогая детям преодолевать робость, застенчивость. В этом помогает театрализованная деятельность, т. к. она близка и понятна ребёнку, доставляет ему радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию творческих способностей.
Новизна программы заключается в том, что реализация программного содержания по развитию творческих способностей детей посредством театральной деятельности осуществляется на кружковых занятиях, где присутствует подгруппа детей, объединённых общим интересом. В процессе работы с детьми широко применяются технические средства обучения для демонстрации презентаций, проведения виртуальных экскурсий, просмотра театральных постановок, сказок. Организуется сетевое взаимодействие с учреждениями культуры и дополнительного образования, так как программой предусмотрена организация экскурсий в драматический театр, дворец культуры, совместные мероприятия с детьми из театрального кружка центра дополнительного образования.
Вовлечение детей в театрализованную деятельность имеет практическое значение. Старшие дошкольники представляют театральные постановки для воспитанников детского сада, родителей, приобретая опыт публичного выступления. Инсценировки и небольшие постановки являются частью досугов, развлечений и праздников детского сада, на которых дети демонстрируют свои творческие способности, артистические и коммуникативные навыки, которые будут способствовать успешному обучению в школе.
Целью данной программы является формирование творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Реализация программы рассчитана на 3 учебных года, для детей в возрасте от 4 до 7 лет (слайд2). Учебный материал к программе подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содержит культурное наследие народов мира (сказки, потешки, песни) и учитывает принципы психологической безопасности, что соответствует современным требованиям ФГОС.
Программа реализуется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, что способствует дифференциации образовательного процесса. В работе с детьми используются традиционные и новые формы, методы и приемы, стимулирующие творческую активность воспитанников. Занятия проводятся системно, 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут - для детей 4 – 5лет, 25 минут - для детей 5 - 6 лет и 30 минут - для детей 6 - 7 лет. Программой предусмотрено перспективно - тематическое планирование.
С целью создания условия для проведения занятий по театральной деятельности с детьми, в программе прописаны требования к организации развивающей предметно – пространственной среды. В театральной студии, где осуществляется образовательный процесс, имеется необходимое техническое оборудование для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбук, музыкальный центр, видеокамера, Эти средства можно использовать для просмотра разнообразных видеоматериалов, в том числе выступлений детей. Имеются разнообразные виды театра, наглядно-дидактические пособия, необходимые для реализации программного содержания, атрибуты, декорации, костюмы, маски-шапочки для осуществления театральных постановок. Среда может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, что соответствует основным принципам ФГОС.
Педагог, реализующий данную программу, обладает основными компетенциями, необходимыми для организации образовательной деятельности с детьми. Обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком, проявляет уважительное отношение, поддерживает индивидуальность и инициативность детей, создаёт условия для позитивных, доброжелательных отношений каждого ребёнка в коллективе сверстников, организует виды деятельности, способствующие художественно - эстетическому развитию детей, привлекает родителей к активному участию в образовательном процессе.
Учебно - тематический план программы имеет модульно – блочную систему, разработанную отдельно для каждого года обучения (слайд3). Представлена общая трудоёмкость программы на 3 учебных года в часах и зачетных единицах. Программное содержание разделено на 5 модулей, выделенных на основе выработки определённых навыков у детей по степени усложнения, например, от настольного театра – к театру марионеток. Каждый модуль включает в себя определённые блоки и темы. В содержании тем учебного курса представлено описание видов образовательной деятельности с детьми и предполагаемые результаты освоения программы.
В результате целенаправленной образовательной деятельности дети приобретают определённые знания, умения и навыки, они определяется в ходе педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года. Для её проведения подобран диагностический инструментарий с необходимыми методиками и критериями, по которым определяется уровней освоения программы детьми.
Для реализации программы используются электронно - образовательные ресурсы интернет сайтов, разработаны картотеки артикуляционных упражнений, пантомимических, творческих, словесных, подвижных игр и разнообразные методические и учебные пособия.
Для демонстрации достижений воспитанников, с которыми осуществляется работа по данной программе, в дошкольном учреждении организуются разнообразные мероприятия (слайд 4). Дети ежегодно принимают участие в «Неделе театра», осуществляют показ театральных постановок на различных праздниках, с большим удовольствием выступают для малышей детского сада и сверстников, родителей. Таким образом, подтверждается эффективность разработанной и реализуемей дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика».