Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа «Добрый мир»

Елена Костина
Дополнительная общеразвивающая программа «Добрый мир»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка 3

2. Актуальность рабочей программы 3

3. Порядок применения программы в практической деятельности 4

4. Режим организации дополнительной общеразвивающей программы 4

5. Цель и задачи программы… 4

6. Принципы, положенные в основу программы 5

7. Схема образовательной деятельности 5

8. Прогнозируемые результаты 6

9. Формы подведения итогов реализации программы 6

10. Тематический план программы 7

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Добрый мир“» размещена в разделах

11. Перспективное планирование программы… 9

12. Содержание программы 13

13. Методическое обеспечение программы 15

14. Мониторинг… 16

15. Список литературы 17

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №

273. Содержание рабочей программы дополнительного образования соответствует ФГОС ДО, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7

«Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 51»

Экономические, политические и социальные условия жизни нашего общества последние десятилетия резко изменились. Общество ищет новые формы управления и ведения хозяйства, экспериментирует в области образования. Так, государство основным принципом своей политики провозгласило гуманистический характер образования, поставило целью воспитать высокогуманную личность, способную адаптироваться в современных условиях жизни, раскрывать свой творческий потенциал. Общечеловеческие ценности становятся приоритетными в воспитательном процессе. Однако же не секрет, что сообщения об актах жестокости и вандализма, информация о локальных войнах и терроризма, которыми насыщены теле- и радиопередачи, кинофильмы и страницы художественных произведений, отрицательно влияют на неокрепшую душу ребенка, ранят и ожесточают ее.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы (далее ДОП) :

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и

духовным ценностям православной культуры мы принимаем данную программу. Содержание программы является вариативной частью основной общеразвивающей программы МДОУ №51, расширяя кругозор детей в области духовно - нравственной культуры.

Православная культура для малышей» способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно- ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. Образовательная деятельность осуществляется в ходе интеграции духовно-нравственного содержания в художественно-эстетического, познавательно-речевого. У обучающихся по этой программе дошкольников формируются понятия и представления о духовной культуре и морали.

Порядок применения рабочей программы в практической деятельности:

Данная программа реализуется в организованной образовательной деятельности (социально – коммуникативное направление) с детьми подготовительной группы, по приобщению детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Материал на занятиях рассчитан на возможности 6-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Режим организации ДОП:

Дополнительная общеразвивающая программа осуществляется 1 раз в неделю с октября по май, длительностью - 30 минут.

Реализация программы рассчитана на 1 год, на 32 темы.

Цель дополнительной общеразвивающей программы :

Всестороннее развитие личности ребёнка. Приобщению детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

5

Задачи дополнительной общеразвивающей программы :

• Через сказки, легенды, поэзию, музыку, художественные картины, т. е. через искусство, возродить духовно - нравственное воспитание детей.

• Ознакомить детей с ценностями православной культуры.

• Содействовать родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей отечественной культуры.

• Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям:

1. Проявить нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т. д.);

2. Устремиться к Добру.

3. Увидеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы;

4. Научиться слушать и слышать одновременно;

5. Развить воображение.

Принципы, положенные в основу программы :

- культурологический характера содержания, позволяющий всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;

-исторического и культурного соответствия религиозным традициям4 России; -целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социализация», «Здоровье», «Коммуникация»,

«Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание»,

«Музыка», «Художественное творчество», «Духовно-нравственная культура»);

- систематичность,

-

последовательность,

- преемственность содержания между ступенями дошкольного и начального образования.

Схема дополнительной общеразвивающей программы включает :

1. Организационный момент с элементами релаксации, психогимнастики.

2. Объяснение педагога (рассказ, беседа с учащимися, диалог).

3. Чтение литературных сказок, притч, легенд.

4. Творческие задания: создание собственных (детских) сказок, рисование, пение.

В занятиях используется комплексно – игровой метод организации занятий, что дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или темы.

Некоторые варианты организации занятий с использованием:

• воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

• известных и придуманных игр;

• сюжетных и пейзажных картин;

• специально изготовленных пособий, рисунков, панно

Занятия сопровождаются музыкой (классической, русского народного фольклора, звуками Природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др., а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов.

Прогнозируемые результаты :

1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение честность, чуткость. Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида. Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т. д., друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).

3. Осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки. Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются :

- мониторинг усвоения детьми программы ( 2 раза в год: ноябрь, май);

- открытые показы занятий и фольклорных праздников родителям, педагогам в МДОУ;

- выставки детских работ.

Тематический план ДОП «Добрый мир»

№ п/п

Тема Общее кол – во

занятий Кол – во минут

1 Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир. 1 30

2 Прогулка первая. «Свет, день, ночь» 1 30

3 Прогулка вторая. «Небо» 1 30

4 Прогулка третья. «Земля, вода, растения» 1 30

5 Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды». 1 30

6 Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые». 1 30

7 Прогулка шестая. «Человек, животные». 1 30

8 Прогулка шестая. «Человек». 1 30

9 Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя). 1 30

10 «Кто сотворил наш добрый красивый мир 1 30

11 «Что такое хорошо и что такое плохо?» 1 30

12 «Что есть добро, а что - зло?» 1 30

13 Заповедь для самых маленьких о послушании. 1 30

14 Рассказ «Будь послушным». 1 30

15 Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным». 1 30

16 Рассказ «Помоги, милосердный человек» 1 30

17 Рассказ «Не спорь, прости». 1 30

18 «Будь скромным, не хвастайся». 1 30

19 Путешествие с книгой: «Как человек стал

послушным». 1 30

20 Моя семья 1 30

21 Наш род. Чтение текста «Мой род». 1 30

22 Моя Родина. 1 30

23 Православный храм. 1 30

24 Наши меньшие друзья. 1 30

25 Как человек давал имена животным. 1 30

26 Чего себе не хочешь, другу не желай. 1 30

27 Обсуждаем – рассуждаем. «Чем я могу помочь

птицам?» 1 30

28 Язык зверей. 1 30

29 Обсуждаем – размышляем. Беда, помощь, благодарность. 1 30

30 Выставка рисунков «Мои меньшие друзья» 1 30

31 Проект «Не обижай творения Божия!» 1 30

32 Итоговое 1 30

ИТОГО: 32 960 мин

Перспективное планирование рабочей программы «Добрый мир» ОКТЯБРЬ

1. Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир. Приглашение к путешествию. Выбор объектов наблюдения. Две формы путешествия – на прогулках и с книгой. Наблюдаем, учимся видеть слышать в мире красоту. Премудрость. Чтение рассказа «Наш мир».

2. Прогулка первая. «Свет, день, ночь». Главные слова, которые разрабатываются через все занятия – дар, мир. Подвести в последующих занятиях к пониманию смысла благодарения. Наблюдаем на прогулках. Изображаем, обсуждаем, играем: рисуем ночь, свет, день. Выставка рисунков

«День первый».

3. Прогулка вторая. «Небо» Наблюдаем на прогулках. Путешествуем с книгой: Библия рассказывает о сотворении неба. Обсуждаем – вспоминаем о том, что из сотворений второго дня мы видели на прогулке. Изобразительная деятельность: «Небо», «Облака». Слушаем песню про облака. Обсуждаем: какие видели облака, на что похожи и т. д.

4. Прогулка третья. «Земля, вода, растения» Наблюдаем на прогулке, вспоминаем, что видели на прогулке. Библия о том, что Бог сотворил в третий день. Читаем стихи, рисуем: земля, море, волны. Обсуждаем о воде: Для чего? Откуда? Как?

НОЯБРЬ

1. Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды».

Работа с иллюстрацией «Четвертый день творения». Повторение по рисункам предыдущих занятий: что уже было сотворено в другие дни? Рассказ по тексту «Путешествие с книгой. Четвертый день». Работа с пословицей

«Солнышко и светит, и греет». Слушание стихотворений о солнце, луне, звездах. Рисование сказки.

2. Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые».

Беседа «Что мы встречаем на наших прогулках». Работа с иллюстрациями книги. Наблюдения на прогулке. Игра «Птицы». Рисование: лес – птицы.

Стихи о ласточке. Рассматривание иллюстраций. Слушание «Птичка» (муз. П. И. Чайковский, сл. А. Плещеев). Чтение «Хлопотливая птичка».

3. Прогулка шестая. «Человек, животные». Рассказ «Путешествие с книгой. Шестой день». Работа с иллюстрацией к Библии Василия Кореня. Чтение рассказа «Спор животных», «Как на земле появились люди», обсуждение.

4. Прогулка шестая. «Человек». Чтение стихотворения «Человек». Обсуждение по вопросам: как устроен человек, в чем его красота. Чтение стихотворения «Душа». Работа с иллюстрациями «Назови и покажи части человеческого тела», «Части головы, лица». Коллективная работа «Дерево райского сада» (аппликация, лепка).

ДЕКАБРЬ

1. Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя).

Повторение по предыдущим беседам. Рассматривание иллюстрации книги

«Прогулки по дням творения». Чтение текста «Путешествие с книгой. Седьмой день» и стихотворение «Седьмой день». Стихотворение

«Воскресенье». Обсуждение.

2. «Кто сотворил наш добрый красивый мир

Наблюдение на прогулках : что мы видим вокруг себя, кто построил дом, живое – неживое, что растет, что дышит, что создать легче: что живое или что неживое и т. д. Чтение стихотворения с театрализацией: «Кто сотворил наш мир». Выставка рисунков.

3. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» - загадка детям. Работа с иллюстрациями: детский рисунок иконы «Спас Нерукотворный»,

«Христос спасает тонущего». Чтение текста «Совесть – добрый помощник», обсуждение.

4. «Что есть добро, а что - зло?»

Добрые дела. Какими они бывают. Чтение рассказа «Кто виноват?» игра

«Выбираем тропинку» Обсуждаем сказку «Кот и петух». Чтение стихотворения «Жучка». Игра «Подарки», «Противоположные качества».

ЯНВАРЬ

1. Заповедь для самых маленьких о послушании.

Чтение стихотворения «Заповедь для самых маленьких о послушании» обсуждение. Правила жизни детей (послушание). Выучить поговорку. Рассказ «Отчего зло?» обсуждаем – рассуждаем «Почему добро не умирает

2. Рассказ «Будь послушным».

Размышление на тему послушания. Вспоминаем сказку «Колобок», рассуждаем.

3. Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным».

Чтение рассказа «Как человек стал непослушным». Рассуждаем – откуда появилось в мире зло, непослушание. Чтение рассказа «Непослушный сын». Творческая работа. Рисование по теме рассказов.

4. Рассказ «Помоги, милосердный человек» .

Чтение евангелистского текста «Милосердный человек» и примеры его проявления святыми людьми, и в жизни простых людей. Пересказ рассказа, опираясь на вопросы. Прослушивание музыкального произведения «Спаси, Владычица, Святую Русь». Чтение стихотворения «Любите всех».

ФЕВРАЛЬ

1. Рассказ «Не спорь, прости».

Чтение. Обсуждение. «Путешествие с книгой. Верный Иов». Поговорка «Что Бог дает – все к лучшему». Обсуждение темы «Как мы прощаем»14 Стихотворение «Заповедь о прощении» Обсуждение темы: как мы относимся к людям. Слушание и разучивание песни «Улыбка».

2. «Будь скромным, не хвастайся». Чтение «Путешествуй с книгой. Скромный и хвастливый» Обсуждение. Текст «Кто самый главный?». Рассуждение по теме: хорошо ли, когда человек спорит? Работа с иллюстрацией «Бабушка и внучка» игра «Посмотри – угадай».

3. Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным». Чтение рассказов: «Как поспорили части человеческого тела», «Галка в чужих перьях», «Пылинка и капелька». Обсуждаем – рассуждаем. Творческая работа – сочиняем совместную сказку о послушании.

4. Моя семья.

Чтение рассказа К. Ушинского «Моя семья». Обсуждаем – рассуждаем. Рассказ детей о своей семье. Рисование «Моя семья».

МАРТ

1. Наш род. Чтение текста «Мой род».

Рассуждение на заданную тему. Слушание и разучивание песни «Родной дом». Работа с иллюстрацией «Моя семья». Беседа. Рассказ В. А. Сухомлинского «Седьмая дочка». Игра «Проверь свое отношение».

2. Моя Родина.

Рассуждение по теме «Что мы называем Родиной». Обсуждение иллюстрации «Москва златоглавая». Слушание песен о Родине. Рисуем по содержанию песен о Родине.

3. Православный храм.

Слушание колокольного звона. Что он рассказывает? Чтение текста

«Христиане». Рассуждение по заданной теме. Рассматривание иллюстрации храма. Обсуждение увиденного. Чтение «Храм». Слушание «Утренняя молитва». Рисуем православный храм. Выставка рисунков.

4. Наши меньшие друзья.

Повторение темы о сотворении человека и углубление ее темой отношений человека с другими творениями Бога. Наблюдения на прогулке.

АПРЕЛЬ

1. Как человек давал имена животным.

Чтение текста «Путешествие с книгой. Как человек давал имена животным». Повторение темы о сотворении человека и углубление ее темой отношений человека с другими творениями Бога. Наблюдения на прогулке.

2. Чего себе не хочешь, другу не желай.

Работа с иллюстрацией «Маленькие птички». Беседа по картине. Чтение рассказа «Кому забава, а кому смерть». Обсуждение прочитанного. Рисунки по сюжету рассказа.

3. Обсуждаем – рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?»

Строим кормушку вместе с родителями. Конкурс «Чей домик лучше?» Стих

«Воробей», «Ворона». Обсуждение. Чем мы можем помочь птицам зимой? Изготовление кормушки.

4. Язык зверей.

Слушаем голоса природы. Сочиняем сказку. Чтение стихотворения «Язык зверей». Сочиняем, рисуем по сюжету этих стихотворений «ответы» человеку. 15

МАЙ

1. Обсуждаем – размышляем. Беда, помощь, благодарность.

Чтение произведения «Муравей и голубка». Размышляем над поговоркой. Чтение и обсуждение стихотворения «Добрый мальчик», «Котенок». Чтение и обсуждение текста «добрая девочка». Слушание А. Алябьева «Соловей». Рисование по сюжету музыки.

2. Выставка рисунков «Мои меньшие друзья»

Проект. Повторение темы о наших меньших друзьях. Чтение «Почему плачет синичка», «Пожалей меня!», «Разоренное гнездо». Рисунки на тему о чудесной дружбе человека и животных. Выставка рисунков.

3. Проект «Не обижай творения Божия!»

Повторение всех тем, касающихся птиц, животных, рыб и т. д.

4. Итоговое.

Экскурсия в храм. Предварительная беседа о храме, его убранстве, внутреннем и внешнем виде. Экскурсия.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

«Добрый мир» :

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра- путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»,

«Музыка», «Художественное творчество». В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др.

В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы) :

-сюжетные и ролевые игры;

- драматизация;

- беседа;

- наблюдение;

- экспериментирование;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- конструирование;

- художественное творчество;

- музицирование.

В условиях предметно - развивающей среды:

- прогулки- путешествия;

- выставки;

- спектакли;

- концерты и т. д.

В основу программы «Добрый мир» положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.

Программа состоит из четырё х разделов:

I. Раздел «Как устроен мир Божий?» Рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания. Прогулки по дням творения :

- Прогулка первая «Свет, день, ночь»

-Прогулка вторая «Небо»

-Прогулка третья «Земля, вода, растения»

-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»

-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые» - Прогулка шестая «Человек, животные»

-Прогулка седьмая «День отдыха (покой)»

II. Раздел «Хорошо-плохо» В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни:

– послушание

- трудолюбие

- любовь (забота, милосердие, которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.

- Что такое хорошо и что такое плохо?

- Что есть добро, а что – зло?

- Заповедь для самых маленьких о послушании. - Будь послушным! - Как человек стал послушным.

- Помоги, милосердный человек.

- Не спорь! Прости! (о прощении, упрямстве)

- Будь скромным! Не хвастайся! (о скромности и хвастовстве)

- Не кради! Не обманывай! (о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)

III. Раздел «Устроение отношений в нашей жизни». Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле- Родине, в отношении к природе, животным- братьям нашим меньшим. - Моя семья. Наш род. - Моя Родина. - Православный храм.

IV. Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?» В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятие по данной программе послужит экскурсия в храм, открытые занятия

«Рождество», «Благовещенье», «Пасха».

Методическое обеспечение ДОП:

Комплект методических пособий: Методическое пособие для воспитателя с программой. Под редакцией Л. Н. Антоновой.

Наглядные материалы:

Книга 1. Прогулки по дням творения. Книга 2. Хорошо - плохо.

Книга 3. Семья. Родина. Православный Храм. Наши меньшие друзья. Книга 4. Чему мы радуемся?

16

Мониторинг освоения программы

п/ п Ф. И. ребенка/ критерии Усвоение основных положительных и отрицательных нравственных качеств человека Усвоение категорий и понятий этики: добро

и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида. Осознанно оперирование общими

понятиями гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Знание и использование в общении элементарных этических норм Ознакомление детей с ценностями православной культуры., первоначальными знаниями о православных праздниках Демонстрация коммуникативных умений (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его). Итого:

1 н к н к н к н к н к к н н к

2

3

4

5

6

7

8

В - высокий уровень-3 (самостоятельность, развитие умения, результаты высокого качества,

С- средний уровень- 2 (самостоятельность, результат высокий, но с помощью взрослого,

Н- низкий уровень-1 (отказ от деятельности, результаты не достигнуты, нет самостоятельности).

К - конец года Н - начало года Результаты.

Выводы по мониторингу освоения Рекомендации.

Список литературы:

1. Учебно - методический комплект. Духовно – нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л. Л. Шевченко. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества. Московская область, 2011.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновый художник» для дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 91» Дополнительная общеразвивающая программа для детей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет «Учимся общаться» для детей 3-7 лет дополнительная общеразвивающая программа направление: социально-педагогическое срок реализации: 4 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА Раздел I. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты Пояснительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса апликации» Пояснительная записка. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего.

Дополнительная общеразвивающая программа «Креативный художник» «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Дидро Д. Программа «Креативный.

Дополнительная общеразвивающая программа «Знатоки земли Кубанской» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Знатоки земли Кубанской» Разработчик: воспитатель Колдырева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Добрый мир»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 17:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД